Системы стандартов. Единая система технологической документации ЕСТД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Стандартизация в России осуществляется в целях обеспечения:
·Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
·Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
·Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
·Единства измерений;
·Экономии всех видов ресурсов;

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 57.84 Кб (Скачать файл)

Профессиональная подготовка и систематическое повышение  квалификации кадров (в том числе  кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечениям качества продукции, услуг и производственных процессов.

 Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомства Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утвержденными самими министерствами (ведомствами).

 

 Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации (далее - национальный орган по стандартизации). Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

 Функции национального органа по стандартизации возложены правительством Российской Федерации на федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

 Национальный орган по стандартизации выполняет следующие функции:

утверждение национальных стандартов;

принятие программ разработки национальных стандартов;

организацию экспертизы проектов национальных стандартов;

обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам  национальной экономики, состоянию  материально-технической базы и  научно-техническому прогрессу;

осуществление учёта национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области  и обеспечение их доступности  заинтересованным лицам;

создание технических  комитетов по стандартизации и координацию  их деятельности;

организацию опубликования  национальных стандартов и их распространение;

участие в соответствии с  уставами международных организаций  в разработке международных стандартов и обеспечение учёта интересов  Российской Федерации при их принятии;

 Утверждение изображение знака соответствия национальным стандартам;

представление Российской Федерации  в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

 

 Организация и разработка национальных стандартов, согласование, организация экспертизы национальных стандартов, в том числе представленных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляются техническими комитетами по стандартизации: непосредственным разработчиком стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.

 

 Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

 

 В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

 

 Правила создания, формирования и функционирования технических комитетов по стандартизации устанавливает национальный орган по стандартизации.

 

 Заседание технических комитетов по стандартизации являются открытыми, если не связаны с обсуждением проблем, отнесённых действующим законодательством к информации ограниченного доступа. В последнем случае порядок допуска на заседании технических комитетов определяется законодательством в области сохранения государственной тайны.

 

 ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру: председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

 

 Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

 

 ·Разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

 Содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

 Сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств - участников Соглашения о проведении согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

 Сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

 Разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

Участие в работе технических  комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что  способствуют принятию государственных  стандартов Российской Федерации в  качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с  действующими соглашениями между   Госстандартом России и международными организациями;

 Разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

Подготовка предложений  по позиции Российской Федерации  по позиции для голосования по проектам международных, а также  межгосударственных стандартов;

 Подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

Участие в проведении в  России заседаний технических органов  международных организаций по стандартизации.

 

 Службы стандартов на предприятии (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист) выполняет самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методические и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положением о конкретных службах, разрабатываемых с учётом рекомендаций о службах стандартизации. Также на службы возложена осуществления обязанностей по ведению дел секретариата ТК.

 

 Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

 

 ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формируют, и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы «Стандартизация и метрология», ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

 

Виды стандартов, применяемых  в Российской Федерации

 

 В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания устанавливаемых к нему требований (аспекта стандартизации) в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты трех основных видов:

 На конкретные производственные процессы или работы (или группы однородных конкретных производственных процессов или работ) и (или) стандарты на их отдельные элементы (аспекты стандартизации, производственных процессов), в том числе стандарты на методы контроля;

 На конкретную продукцию определенного вида (или группу однородной конкретной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продукции);

 На конкретную услугу определенного вида (или группу однородных конкретных услуг общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации услуг).

 

 В стандартах на производственные процессы или работы могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

 

 ·Основополагающие организационно-технические положения и правила процедуры выполнения работ в определенной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также по метрологии, аккредитации, сертификации);

 

 ·Основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использование продукции, охрану окружающей природной среды, безопасность продукции, услуг и производственных процессов для жизни, здоровья, имущества;

 

  ·Основные требования к методам и методикам выполнения различного рода типовых работ в технологической части производственных процессов исследований, разработки, производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации продукции;

 

 ·Требования к методам и методикам контроля регламентируемых параметров и показателей качества продукции при ее создании, сертификации и использовании.

 

 В стандартах на продукцию могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

 

·Термины и определения  продукции (при необходимости);

 

·Условные обозначения конкретной продукции и ее элементов (при  наличии);

 

·Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно);

 

·Требования к основным показателям  уровня качества продукции (обязательно);

 

·Требования к основным показателям  уровня экономичности продукции (обязательно);

 

·Требования к комплектности  поставляемой продукции (при наличии);

 

·Требования к методам  и средствам хранения и транспортирования  продукции (обязательно);

 

·Требования к методам  и средствам ремонта (при возможности);

 

·Требования безопасности продукции  для жизни, здоровья и имущества  при ее производстве, обращении и  потребления продукции (обязательно);

 

·Требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обязательно);

 

·Требования к правилам и  средствам приемки продукции (обязательно);

 

·Требования к методам, методикам  и средствам контроля продукции (обязательно);

 

·Требования к маркировке продукции (обязательно);

 

·Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской  таре (при наличии и необходимости);

 

·Требования и условия  технически эффективного и безопасного  потребления продукции (обязательно);

 

·Требования и условия  технически эффективной и безопасной утилизации продукции (обязательно).

 

 В стандартах на услуги могут устанавливаться требования как ко всем возможным и необходимым аспектам стандартизации объектов стандартизации этого вида, так и к тем, что наиболее части этих аспектов. Характерными аспектами стандартизации являются:

 

·Термины и определения  услуг (при необходимости);

 

·Условные обозначения конкретных услуг (при наличии);

 

·Классификация и требования к главным параметрам услуг (обязательно);

 

·Требования к основным показателям  уровня качества услуг (обязательно);

 

·Требования к основным показателям  уровня экономичности и времени  оказания услуг (обязательно);

 

·Требования к комплектности  и условиям оказания услуг (как правило);

 

·Требования к условиям повторного оказания услуг (при наличии);

Информация о работе Системы стандартов. Единая система технологической документации ЕСТД