Система местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление в России осуществляется в различных организационных формах, что закреплено в ст.130 Конституции РФ. В рамках соответствующих муниципальных образований эти формы в своей совокупности образуют систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения в интересах населения. В отличие от единой системы государственных органов в пределах всего государства, местное самоуправление образует единую систему только в рамках отдельного конкретного муниципального образования. Системы местного самоуправления различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.

Файлы: 1 файл

Система местного самоуправления России.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

 a) обязательность рассмотрения органами местного самоуправления проектов правовых актов внесенных населением;   

 b) гласность рассмотрения (на открытом заседании);  

 c) официальное опубликование (обнародование) результатов рассмотрения.     

 Народная правотворческая  инициатива позволяет гражданам  активно участвовать в местном  самоуправлении и влиять на  выработку и определение направлений  деятельности органов местного  самоуправления, предлагать свои  варианты разрешения вопросов  местного значения, определять приоритет  в деятельности представительных  и выборных органов местного  самоуправления.    

 Народная правотворческая  инициатива является воплощением  на практике конституционного  права граждан (ст.33) обращаться  лично, направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  органы местного самоуправления.       

Под обращениями принято понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.      

Предложение – обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовой формы, в решении вопросов экономической, социально-культурной и других сфер местной жизни.    

 Заявление – обращение  гражданина по поводу реализации  принадлежащих ему прав, закрепленных  Конституцией РФ, законами РФ  и её субъектов.     

Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.     

Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов их подтверждающих.    

 Коллективное обращение  – это обращение двух и более  граждан в письменной форме,  содержащее частный интерес, либо  обращение, имеющее общественный  характер, принятое на митинге,  собрании и подписанное их  организаторами и (или) участниками.      

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.    

 Являясь частью общей  системы местного самоуправления, система территориального общественного  самоуправления включает в себя  общее собрание (сход), конференции,  обращения граждан и другие  формы непосредственной демократии, а также советы или комитеты  микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов,  кварталов, улиц, дворов и других  территорий.    

 Органы территориального  общественного самоуправления объединяют  население не на основе членства, связанного с каким-либо условием (уплата взносов, соблюдение устава  партии и т.п.), а на основе  совместной работы по выполнению  определенных задач в области  обслуживания общественных потребностей  граждан, удовлетворения их культурно-бытовых  и иных запросов, охраны их  прав и законных интересов.    

 Порядок организации  и осуществления территориального  общественного самоуправления определяется  уставом и нормативно-правовыми  актами органов муниципального  образования.    

 Приближенность органов  территориального общественного  самоуправления к населению, простота  порядка их формирования и,  главное, тесная связь их деятельности  с повседневными жизненными интересами  граждан обеспечивают массовость  этих органов, определяют необходимость  последовательного повышения их  роли в системе местного самоуправления.

 

 

          2.Понятие и общая характеристика полномочий местного самоуправления 

 

Конституция Российской Федерации, признавая  и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе управления обществом и государством, использует, в частности, понятия: «полномочия местного самоуправления» (статья 12 устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно), «права местного самоуправления» (статья 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно, государство признает за самоуправляющимся территориальным образованием (местным сообществом) определенную совокупность полномочий, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права (федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для реализации задач и функций местного самоуправления на данной территории.

Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Следствием их реализации является возникновение, изменение, прекращение правомочий органов местного самоуправления, должностных лиц, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан. 

 

Полномочия местного самоуправления включают:

а) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые  признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государство  и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, 
управление муниципальной собственностью. Большинство этих полномочий реализуется 
органами местного самоуправления и поэтому выступает составной частью компетенции 
муниципальных органов;

б) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом 
органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации предусматривает, 
что в этом случае делегирование государством полномочий должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых 
средств (ст. 132).

 

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи.

 

Органы местного самоуправления управляют  муниципальным жилищным фондом, объектами  коммунального и дорожного хозяйства, отнесенными к муниципальной  собственности. Муниципальный жилищный фонд включает: фонд, который находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Деятельность органов местного самоуправления в жилищной сфере  направлена на обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан (в пределах своей компетенции). Органы местного самоуправления принимают  меры по осуществлению строительства  и реконструкции муниципального и частного жилищных фондов; созданию условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; развитию конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда и т.д.

Органы местного самоуправления руководят  транспортными предприятиями и  организациями, находящимися в муниципальной  собственности, обеспечивают торговое обслуживание населения.

Соответствующие органы местного самоуправления:

- утверждают маршруты и графики  движения транспорта;

- привлекают на договорных началах  к транспортному обслуживанию  населения 
предприятия и организации, действующие на их территории;

- принимают меры по обеспечению  обслуживания пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах;

- обеспечивают работу предприятий  связи, развитие радио и телевидения;

- организуют рынки и ярмарки;

- контролируют соблюдение правил  торговли;

- ведают кладбищами, обеспечивают  содержание в надлежащем состоянии  иных 
мест погребения.

 

3.Гарантии местного самоуправления.

3.1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

 

Гарантии местного самоуправления — система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление:

•       обеспечение минимальных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований;

•       законодательное обеспечение самостоятельной деятельности органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

•       обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти;

•       законодательное установление порядка передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться;

•       создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением предполагает:

1)  наличие механизмов контроля за эффективностью деятельности со стороны населения;

2)  наличие механизмов реализации ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;

3)  разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, законов о местном самоуправлении;

4)  наличие механизмов реализации народной правотворческой инициативы;

5)  и др;

•       обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту.

Особенность гарантий местного самоуправления состоит в том, что они носят  государственный характер, в то время  как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Гарантии местного самоуправления принято подразделять на общие и специальные.

Общие гарантии обусловлены сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, социального, политического характера и не связаны с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления. Они делятся на финансово-экономические, политические, социальные и духовно-культурные.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

Это система правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной  реализации прав местного самоуправления и закрепляющих правовые возможности  защиты, в том числе и судебной, прав местного самоуправления в случае их нарушения. К ним относятся  следующие:

1.  Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Статья 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Указанное положение обязывает  субъекты Федерации рассматривать  федеральные нормы, гарантирующие  права местного самоуправления, в  качестве своеобразного муниципально-правового минимума, ниже которого не может опускаться региональное законодательство.

2.  Обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями.

Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти  обращения направлены.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной  инициативы в законодательном органе субъекта РФ.

3.  Государственная защита юридической силы актов местного самоуправления.

Решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан, решения органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны  для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными  по решению суда. Судебное решение  о признании правового акта недействительным означает, что он не порождает правовых последствий со дня его издания. Поэтому суду нет необходимости обязывать орган или должностное лицо отменить признанный недействительным правовой акт, нарушающий права местного самоуправления; другое дело — они обязаны отменить основанные на нем или воспроизводящие его акты. Но в случаях, когда нормативный акт опубликован в средствах массовой информации, суд вправе обязать редакцию средств массовой информации опубликовать в установленный срок сообщение о принятом решении.

Недопустимы положения, которые создают  возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения, а именно:

-  допускают государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления с точки зрения целесообразности принимаемых ими решений по вопросам местного значения, в том числе за целесообразностью использования муниципальной собственности и материальных ресурсов;

Информация о работе Система местного самоуправления