Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:38, шпаргалка

Описание работы

Ответы на экзаменационные вопросы по международному праву. 56 вопросов

Файлы: 1 файл

лекции МЧП.doc

— 668.00 Кб (Скачать файл)
  1.  
    Международные воздушные перевозки.

 
Воздушный транспорт - самый скоростной вид транспорта, используемый в международных сообщениях. Ему принадлежит важная роль в перевозке пассажиров и грузов между двумя и более странами. 
 
В области воздушного транспорта действует большое число международных организаций. Среди них: 
 
Международный союз авиационных страховщиков (МСАС) - создан в 1934 г.; 
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - учреждена в 1944 г.; 
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) - основана в 1945 г.; 
Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА создана в 1954 г) 
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) - основана в 1954 г.; 
Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) - создана в 1960 г.; 
Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (ИФАТКА) - основана в 1961 г.; 
Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА) - учреждена в 1962 г.; 
Международный совет ассоциаций владельцев воздушных судов я пилотов (ИАОПА) - основан в 1964 г.; 
Ассоциация западноевропейских аэропортов (АЗЕА) -учреждена в 1966 г.; 
Координационный совет ассоциаций аэропортов (ААКК) - основан в 1970 г.; 
Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) - учреждена в 1971 г.; 
Ассоциация авиакомпаний Европейского сообщества (АСЕ) - создана в 1980 г.; 
Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенцией о м/н гражданской авиации 1944 года, к которой РБ присоединилась 4 июля 1993 года. 
 
Чикагской конвенцией регламентированы следующие вопросы: 
 
- порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов; 
- задачи и основные принципы деятельности ИКАО; 
- функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб; 
 
Вместе с Чикагской конвенцией были подписаны два соглашения: 
 
1) Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении; 
2) Соглашение о международном воздушном транспорте. 
 
Основной транспортной конвенцией, регулирующей условия воздушных перевозок пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок, от 12 октября 1929 года (сокращенно -Варшавская конвенция). В Гааге 28сентября 1955 г, был подписан Протокол об изменении и дополнении некоторых положений Варшавской конвенции. 
 
Варшавская конвенция была существенным образом модернизирована Гватемальским протоколом от 8 марта 1971 года и Монреальскими протоколами от 25 сентября 1975 года. 
 
Международные воздушные перевозки (кроме многосторонних соглашений) осуществляются так же на основе двусторонних соглашений. Большинство таких соглашений регулируют такие вопросы как: взаимное предоставление права на совершение полетов, летно-техническое обеспечение полетов, взаимное предоставление соответствующих услуг в аэропортах иностранного государства и т.д. 
 
Согласно Варшавской конвенции договор м/н воздушной перевозки оформляется составлением проездного билета (для пассажира), багажной квитанции (для багажа пассажира) и авиагрузовой накладной (для груза). По общему правилу проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов. 
 
Формы перевозочных документов, применяемые многими авиакомпаниями мира, составлены применительно к типовым проформам, которые разработаны ИАТА. 
 
Варшавской конвенцией регламентированы права и обязанности участников договора м/н воздушной перевозки, определен порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, установлены основные требования к перевозочным документам. 
 
В соответствии с Варшавской конвенцией отправителю предоставлено право распоряжаться грузом в пути: он может задержать груз, потребовать его выдачи новому получателю и т.п. При этом отправитель груза обязан возместить авиаперевозчику все понесенные в связи с этим расходы. 
 
По условиям Варшавской конвенции багаж и грузы, за исключением вещей при пассажире, должны находиться под охраной авиаперевозчика. 
 
Варшавской конвенцией предусмотрена имущественная ответственность авиаперевозчика в следующих случаях: 
 
во-первых, за причинение вреда здоровью пассажира; 
во-вторых, за несохранность багажа и груза; 
в-третьих, за просрочку в доставке груза. 
 
Имущественная ответственность авиаперевозчика за причинение вреда здоровью пассажира наступает независимо от его вины. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причинение вреда имело место вопреки всем мерам, принятым с его стороны, либо докажет, что такие меры принять было невозможно. Потерпевшему не требуется доказывать вину авиаперевозчика. Суд может освободить авиаперевозчика от ответственности или ограничить ее, если будет установлено, что вина потерпевшего явилась причиной вреда или содействовала его наступлению.  
 
Согласно ст. 22 Варшавской конвенции имущественная ответственность авиаперевозчика в отношении каждого пассажира (за причинение вреда здоровью) ограничивается суммой в размере 125 тысяч франков. Гаагский протокол 1955 года увеличил в два раза (до 250 тысяч франков) предел имущественной ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный здоровью пассажира. 
 
Предел имущественной ответственности авиаперевозчика за несохранность багажа и груза установлен в размере 250 франков за килограмм багажа (груза). В отношении предметов, оставляемых пассажирами при себе, ответственность авиаперевозчика ограничивается 5 тысячами франков.  
 
Варшавская конвенция разрешает национальным авиакомпаниям повышать установленный предел имущественной ответственности. Например, ряд авиакомпаний США установили предел такой ответственности перед каждым пассажиром в размере 75-100 тысяч долларов. 
 
Варшавская конвенция предусматривает претензионный порядок урегулирования имущественных споров. В случае установления ущерба заинтересованное лицо должно обратиться с претензией в письменном виде к авиаперевозчику в следующие сроки: по багажу - 7 дней, по грузу - 14 дней, в связи с просрочкой в доставке груза - 21 день. Несоблюдение этих сроков лишает права на предъявление иска к авиаперевозчику. Для перевозок авиапассажиров обязательное предъявление претензии к авиаперевозчику не предусмотрено: пассажир (в случае причинения вреда его здоровью) может сразу же обратиться в суд с иском. 
 
Исковое заявление о возмещении ущерба может быть заинтересованным лицом подано в суд в течение двух лет с момента прибытия самолета по назначению или со дня; 
 
когда он должен был бы прибыть. 
 
По выбору истца иск может быть предъявлен в суде государства, в котором находится место нахождения авиаперевозчика или его контора, оформившая договор воздушной перевозки, либо в суде государства, в котором находится место назначения перевозки. 
 
В США, а также во многих странах Западной Европы в последние годы широкое распространение получили чартерные авиаперевозки. Появились специальные чартерные авиакомпании и их филиалы. 
 
Чартерные авиаперевозки регулируются Гвадалахарской конвенцией об унификации некоторых правил. касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору, от 18 сентября 1961 года (сокращенно - Гвадалахарская конвенция). 
 
Согласно Гвадалахарской конвенции фактическим перевозчиком по воздушному чартеру признается лицо, не являющееся перевозчиком по договору, но уполномоченное им осуществлять перевозку. Как правило, фактическим перевозчиком является авиакомпания, предоставляющая самолет по договору. 
 
Предметом договора воздушного чартера является предоставление самолета (самолетов) для выполнения разового или нескольких полетов. Сторонами этого договора являются фрахтователь (заказчик) и собственник самолета (авиакомпания). 
 
Проформы воздушных чартеров разрабатываются авиакомпаниями и представляют собой примерный договор, который может дополняться сторонами при его заключении. Указанные проформы содержат в основном следующие реквизиты: характеристика предоставляемого самолета, размер платежей за его использование, маршрут и расписание полетов, ответственность собственника самолета и т.д. 
 
Плата за использование самолета именуется фрахтом. Она может исчисляться как за рейс, так и за почасовое использование воздушного судна. В обеспечение уплаты фрахта предусматривается залоговое право на груз. 
 
Положения Варшавской конвенции распространяются на чартерные воздушные перевозки, если фактический перевозчик осуществляет перевозки на условиях данной Конвенции. 
 
В соответствии с Гвадалахарской конвенцией потерпевший может предъявить по своему усмотрению иск либо к фактическому перевозчику, либо к перевозчику, заключившему договор воздушного чартера, либо к обоим перевозчикам вместе. 

Внедоговорные обязательства.

 
Деликтная ответственность - это ответственность за вред, причиненный личности или имуществу в результате противоправного действия <деликта), не связанного с нарушением договора. 
 
Нормы о деликтной ответственности содержатся в ряде международных конвенций. Среди них - Брюссельская конвенция 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Данная Конвенция обеспечивает получение соответствующего возмещения лицам, понесшим убытки из-за загрязнения, вызванного утечкой и сливом нефти из судов. . 
 
Нормы о деликтной ответственности содержатся также и в некоторых других международных конвенциях: 
 
Римской конвенции 1952 г. о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (с изменениями от 23 сентября 1978 года); 
Конвенции 1962 г. . об ответственности операторов ядерных судов; 
Венской конвенции 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб; 
Гаагской конвенции 1971 г. о праве, применяемом к дорожным происшествиям;. 
Конвенции 1971 г. о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов; 
Конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; 
Конвенции 1987 г. о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и др. 
 
Указанные конвенции определяют: условия и пределы гражданско правовой ответственности за причиненный вред; устанавливают круг лиц, имеющих право на возмещение вреда; предусматривают основания освобождения от ответственности за причиненный вред; 
 
регламентируют меры обеспечительного характера и т.д. 
 
Международные конвенции предусматривают принцип ответственности лишь за виновное правонарушение. Так, согласно, ст. 3 Международной конвенции 1910 г. для объединения некоторых правил относительно столкновения судов необходимым условием наступления деликтной ответственности является наличие вины причинителя вреда. 
 
Наиболее четко принцип ответственности за вину сформирован в Конвенции 1929 г. для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. В соответствии со ст. 20 этой Конвенции воздушный перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда. Указанная норма повторена в ряде других международных конвенций. Так, Женевская конвенция 1956 г. о договоре м/н перевозки грузов автомобильным транспортом освобождает перевозчика от ответственности, если имели место обстоятельства, которых он не мог избежать, и последствия, которых он не мог предотвратить. 
 
Международные конвенции возлагают на причинителя вреда бремя доказывания отсутствия своей вины: вина причинителя вреда предполагается, пока им не будет доказано обратное. 
 
Некоторые м/н конвенции устанавливают деликтную ответственность независимо от вины причинителя вреда. Как правило, они содержат перечень оснований, исключающих эту ответственность. Так, согласно Брюссельской конвенции 1969 г. о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью собственник судна освобождается от деликтной ответственности, если докажет, что убытки явились результатом: а) военных и тому подобных действий или стихийного явления исключительюш) характера; б) поведения третьих лиц, имевших намерение причинить убытки; в) небрежности или иного неправомерного действия властей; г) вины потерпевшего. 
 
Деликтная ответственность до пределов непреодолимой силы установлена Венской конвенцией 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Вместе с тем имеются м/н конвенции, предусматривающие деликтную ответственность и при наличии непреодолимой силы. К таким конвенциям относится, в частности. Римская конвенция 1952 г. о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности. 
 
25 июля 1985 г. в ЕЭС была принята директива, направленная на гармонизацию правовых систем стран ЕЭС в области защиты потребителей, понесших ущерб от дефектов продукции. Нормы данной директивы установили безвиновную ответственность продуцентов за вред, возникший в результате причинения смерти, повреждения здоровья или имущества, используемого для личного потребления. 
 
Международные конвенции предусматривают гарантии применения деликтной ответственности. Эти гарантии условно могут быть разделены на две группы: 
 
материально-правового характера (страхование, создание обеспечительных фондов и т.д.) и процессуального характера (определение компетентного суда, порядок исполнения судебных решений за рубежом и т.д.). Например, Римская конвенция 1952 г. о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, возлагает на оператора воздушного судна предоставление одной из следующих гарантий: страхового сертификата, депозита, денежной суммы, гарантии банка или государства. 
 
Международными конвенциями установлены пределы гражданско-правовой ответственности. В этих целях используются, в основном, две формы: максимум возмещения одному потерпевшему и максимум выплат при наступлении одного несчастного случая, независимо от числа потерпевших. Например, конвенции о морской перевозке грузов и пассажиров при определении предела гражданско-правовой ответственности используют обе названные формы. 
 
Пределы гражданско-правовой ответственности по соглашению заинтересованных лиц могут быть изменены как в сторону их повышения, так и в сторону их снижения. Возложение полной ответственности обычно предусматривается при наличии умысла причинителя вреда. 
 
В международных конвенциях пределы гражданско-правовой ответственности определяются в различных единицах - французских франках, СПЗ, долларах США. 
 
Международные конвенции, предусматривающие деликтную ответственность, указывают суд, который вправе рассматривать возникающие споры. Так, в соответствии с Гаагской конвенцией 1971 г. о праве, применяемом к дорожным происшествиям, вред возмещается по закону страны, на территории которой произошел несчастный случай. Но если место регистрации данного транспортного средства совпадает с постоянным местом жительства потерпевшего, применяется закон места жительства. Гватемальский протокол от 8 марта 1971 г. вводит дополнительную подсудность для потерпевших (пассажиров воздушного транспорта) - иск может быть предъявлен в стране пассажира, если перевозчик имеет там свое учреждение. 
З/д-во, регулирующее обязательства из причинения вреда за рубежом. 
Обязательства из причинения вреда представляют собой один из важнейших институтов гражданского права многих стран. Эти обязательства возникают независимо от договорных отношений, поэтому 

их (как и в РБ) относят к категории внедоговорных обязательств. 
 
По общему правилу необходимыми условиями возникновения обязательств из причинения вреда являются: 
 
а) противоправное действие (бездействие); 
б) наличие вреда; 
в) причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом; 
г) вина причинителя вреда. 
 
Рассмотрим действующую систему возмещения вреда по праву отдельных стран. 
 
Согласно Гражданскому кодексу Франции, какое бы то ни было действие, причиняющее ущерб другому лицу, обязывает того, по чьей вине ущерб произошел, к его возмещению. При этом деликтная ответственность может наступить за действия других лиц. Так, родители несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми; учителя — за вред, причиненный их учениками; наниматели -- за вред, причиненный работниками в ходе выполнения ими своих обязанностей. Гражданское з/д-во ФРГ формулирует ряд отдельных составов правонарушений, влекущих деликтную ответственность. К ним относятся: 
 
посягательство на жизнь, телесную неприкосновенность, здоровье, свободу, собственность или какое-либо другое право; нарушение норм закона, охраняющего личную безопасность других лиц; распространение ложных утверждений, наносящих ущерб деловой репутации предпринимателя или влекущих за собой какие-либо неблагоприятные последствия для его имущественного положения; принуждение женщины к внебрачному сожительству путем обмана, угроз или злоупотребления ее зависимым положением; нарушение должностным лицом служебных обязанностей в отношении третьего лица. 
 
В англо-американском праве нет общего понятия гражданского правонарушения, влекущего деликтную ответственность. Данная правовая система возмещения вреда представляет собой совокупность отдельных составов правонарушений, выработанных судебной практикой. Законы, регламентирующие деликтные обязательства, немногочисленны. Это законы об ответственности за вред, причиненный воздушным судном, об ответственности государства за действия должностных лиц и некоторые другие. 
 
По англо-американскому праву к правонарушениям, вытекающим из деликтных обязательств, в частности, относится диффамация (клевета), которая может существовать в двух формах:  
 
а) распространения порочащих сведений с использованием печати, радио и телевидения;  
б) распространения порочащих сведений без использования средств массовой информации. 
 
По англо-американскому праву потерпевший для защиты субъективного права должен подвести свое требование под определенный состав правонарушения. В противном случае его права могут остаться без судебной защиты. На причинителя вреда возлагается обязанность возместить лишь тот ущерб, который мог быть предвиден в данных обстоятельствах "разумным человеком". 
 
В некоторых странах обстоятельством, исключающим деликтную ответственность, признается согласие потерпевшего на причинение ему вреда. В данном случае действует принцип, согласно которому "нельзя признать противоправным то, на что лицо согласилось". На этом основании в ряде случаев освобождаются от деликтной ответственности владельцы опасных аттракционов за вред, причиненный участнику (сотруднику) аттракциона. 
 
Гражданское з/д-во многих стран предусматривает возмещение как имущественного, так и морального вреда. 
 
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, испытываемые потерпевшим вследствие противоправных действий другого лица (например, умаление деловой репутации путем распространения порочащих сведений). 
 
Потерпевший имеет право получить компенсацию за весь причиненный ему вред: возмещается ущерб и упущенная выгода. Но все это должно быть обосновано соответствующими расчетами. Англо-американское деликтное право предусматривает возможность возмещения так называемого "номинального" ущерба, представляющего собой символическую сумму (например, в 1 доллар). Эта сумма присуждается судом в пользу истца в качестве подтверждения факта нарушения его прав. 
 
В ряде стран размер возмещения вреда может быть уменьшен в зависимости от того, 'в какой степени действия потерпевшего способствовали наступлению вреда. Суды также уменьшают размер возмещения в случаях причинения вреда душевнобольными. 
 
Действующая в некоторых странах система возмещения вреда возлагает наг потерпевшего бремя доказывания вины причинителя вреда. 
 
При рассмотрении в судах дел данной категории применяется, как правило, закон места совершения деликта. Способы определения места, где деликт следует считать совершенным, различны. Например, в Австрии это место совершения действия повлекшего за собой вред; 
 
в США -- место наступления результата вредоносного действия; в Чехии допускается альтернативное применение обоих способов определения места совершения деликта. 

Многосторонние  соглашения в области авторского права.

 
Понятие и особенности  прав на интеллектуальную собственность. 
 
Особенность правоотношений, относящихся к интеллектуальной собственности (далее “ИС”) фиксируется в международных нормах и национальном з/д-ве. В 1967 году в Стокгольме на Конференции принята Конвенция, которой учреждалась Всемирная организация ИС. В ней + определялось что относится к ИС: литературные, научные и художественные произведения, исполнительская деятельность артистов, звукозапись, радио- и телепередачи, изобретения во всех сферах человеческой деятельности, научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные обозначения... Нет жестко установленного перечня объектов ИС, этот перечень открытый. 
 
Положения, фиксируемые в международных конвенциях, детализируются в национальном з/д-ве.  
 
Фиксирует объекты ИС ст. 980 ГК: 
 
Статья 980. Объекты интеллектуальной собственности 
 
К объектам интеллектуальной собственности относятся: 
 
1) результаты интеллектуальной деятельности: 
 
произведения науки, литературы и искусства; 
исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; 
 
изобретения, полезные модели, промышленные образцы; 
селекционные достижения; 
топологии интегральных микросхем; 
 
нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); 
 
2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: 
 
фирменные наименования; 
товарные знаки (знаки обслуживания); 
наименования мест происхождения товаров; 
 
3) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными з/д-ными актами. 
Специфика прав на результаты интеллектуальной деятельности: 
 
1) Эти права носят территориальных характер – автору произведения защита его права обеспечивается только в одной стране. 
 
2) Эти права неотъемлемы – ст. 982 ГК, п.3:  
 
Право авторства (право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности) является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо. Если результат создан совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. В отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности з/д-вом может быть ограничен круг лиц, которые признаются соавторами произведения в целом. 
 
3) В этой области действуют различные сроки защиты интеллектуальных прав – так права автора защищаются на протяжении его жизни и еще определенного срока после смерти. Содержание ИС составляют имущественные и неимущественные права. В з/д-ве каждой стороны устанавливаются свои виды интеллектуальной деятельности, результаты которой относятся к ИС. Ст. 982 ГК: 
 
Статья 982. Личные неимущественные и имущественные права на объекты интеллектуальной собственности 
 
1. Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права. Изготовителям фонограмм и организациям вещания принадлежат в отношении этих объектов только имущественные права. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу. 
 
2. Обладателям права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации) принадлежат в отношении этих средств имущественные права. 
 
3. Право авторства (право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности) является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо. Если результат создан совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. В отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности з/д-вом может быть ограничен круг лиц, которые признаются соавторами произведения в целом. 
 
4) Эти права передаются путем заключения специальных договоров. 
 
5) В качестве авторов некоторых видов ИС могут признаваться только физические лица – автор изобретения может уступить патент юридическому лицу, которое становится патентообладателем. 
 
Для некоторых видов ИС авторское право вообще не устанавливается: товарные знаки, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара. 
 
Статья 1132. Права на интеллектуальную собственность 
 
1. К правам на интеллектуальную собственность применяется право страны, где испрашивается защита этих прав. 
 
2. Договоры, имеющие своим предметом права на интеллектуальную собственность, регулируются правом, определяемым положениями настоящего раздела о договорных обязательствах. 
Регулирование авторских прав в МЧП.  
 
Регулирование авторских прав осуществляется на уровне национального з/д-ва и международных договоров. Начало фиксирования авторского права на международном уровне положено в 1886 году. 

Бернская Конвенция  “Об охране литературных и художественных произведений”

Гаванская Конвенция  “Об охране литературной и художественной собственности” 1929 года.

Женевская Всемирная  Конвенция “Об авторском праве” 1952 года.

 
Охрана смежных  прав в МЧП. 
 
Ст. 994-995 ГК:  
 
Статья 994. Объекты смежных прав 
 
Смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. 
Статья 995. Сфера действия смежных прав 
 
1. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами з/д-ва об авторских и смежных правах, если: 
 
1) исполнитель является гражданином РБ; 
2) исполнение, постановка впервые имели место на территории РБ; 
3) исполнение, постановка записаны на фонограмму в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 
4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 
 
2. Права изготовителя фонограммы признаются за ним в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами з/д-ва об авторских и смежных правах, если: 
 
1) изготовитель фонограммы является гражданином РБ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РБ; 
 
2) фонограмма впервые опубликована на территории РБ. 
 
3. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами з/д-ва об авторских и смежных правах в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории РБ и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории РБ. 

 
Женевская Конвенция “Об охране интересов производителей фонограмм” 1971 года.

Брюссельская Конвенция “О распространении несущих программы сигналов...” 1974 года.

Соглашение “О сотрудничестве в области охраны авторского права  и смежных прав” 1993 года в рамках СНГ.

 
Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки.

 
Самостоятельным видом творческой деятельности является создание технических  решений и промышленных образцов. Права на эти и другие объекты  интеллектуального творчества, защищенные охранными документами, именуются  промышленной собственностью. В РБ отношения, связанные с созданием, использованием и охраной изобретений и промышленных образцов регулируются Законом "О патентах на изобретения" от 5 февраля 1993 г., Законом "О патентах на промышленные образцы" от 5 февраля 1993 г., другими актами з/д-ва. По сложившейся законодательной практике нормы, регулирующие отношения в области промышленной собственности, входят в состав гражданского права в виде отдельных институтов. 
 
Если м/н договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном патентном законодательстве, то применяются положения международного договора. Основное место среди международных соглашений по вопросам охраны прав на изобретения и промышленные образцы занимает Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Участники конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). СССР присоединился к конвенции 1 июля 1985 г. Правительство РБ постановлением от 11 марта 1993 г. подтвердило дальнейшее действие Парижской конвенции по охране промышленной собственности на территории республики (СП РБ, 1993^ № 8^ Ст. 126). Конвенция не предусматривает возможности получения международного патента, действующего во всех государствах-участниках. Она устанавливает правила о предоставлении в каждом государстве-участнике иностранным лицам национального правового режима, обязательной охране промышленных образцов во всех странах союза, о конвенционном приоритете, временной охране объектов промышленной собственности на международных выставках и др. РБ участвует также в другом многостороннем соглашении -Договоре о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г. и в Евразийской патентной конвенции от 17 февраля 1994 г. 
 
В РБ по з/д-ву о патентах результат технического творчества признается изобретением при наличии трех основных условий патентоспособности: новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. 
 
Изобретение воплощается в объектах техники и технологии в виде конструкции изделий, способа производства, вещества и т.п. Изобретением считается также применение уже известных объектов по новому назначению. Промышленный образец представляет собой художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Существенными признаками промышленного образца являются его новизна, оригинальность и промышленная применимость. 
 
Патентные законы РБ устанавливают требования абсолютной (мировой) новизны, согласно которому техническое решение или внешний вид изделия должны быть неизвестными ранее во всем мире по общедоступным источникам информации (патентные заявки и патенты, устные и письменные сообщения, раскрывающие сущность патентуемого объекта, факты открытого его применения и пр.). Не патентуются научные теории, методы организации хозяйства и управления им, алгоритмы и программы для ЭВМ и другие результаты творчества, не имеющие непосредственного промышленного применения. 
 
Авторами изобретений и промышленных образцов признаются граждане, создавшие их своим творческим трудом. Иностранные физические и юридические лица оформляют права на объекты промышленной собственности и пользуются ими наравне с физическими и юридическими лицами РБ. Право на изобретение и промышленный образец охраняется государством и подтверждается патентом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право на их использование. Патент выдается автору или его правопреемникам (наследникам, физическим и юридическим лицам, получившим его право от автора на основании договора или закона). 
 
Для получения патента требуется подача заявки в Государственное патентное ведомство Министерства образования и науки РБ. Заявка подается автором или его правопреемником. В числе иностранных заявителей преобладают предприниматели, получающие патенты на служебные изобретения и промышленные образцы. К ним относятся технические новшества, созданные работниками в результате выполнения ими своих обязанностей или в сфере деятельности предприятия либо с использованием его специальных средств. Передача прав работодателю на подачу заявки и получение патента происходит на основании договора о найме на работу (Великобритания. Российская Федерация, США) или в силу закона (Италия, ФРГ). Физические лица, проживающие за пределами РБ, иностранные юридические лица либо их патентные поверенные ведут дела по получении потентов и поддержанию их в силе через белорусских патентных поверенных. 
 
В РБ, как и в подавляющем большинстве стран мира, датой приоритета изобретения и промышленного образца считается день подачи заявки в патентное ведомство. Иностранные заявители могут воспользоваться правом конвенционного приоритета предусмотренного Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Заявитель, подавший заявку на получение патента в одну из стран-участниц конвенции, вправе в течение конвенционного срока подать аналогичную заявку в патентное ведомство другой страны-участницы с требованием установления конвенционного приоритета. В таком случае приоритет заявки определяется не по дате ее поступления в патентное ведомство РБ, а по времени, когда она поступила в первую зарубежную страну патентования. 
 
Для патентования изобретений конвенционный срок составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов - 6 месяцев. При наличии уважительных причин эти сроки могут быть продлены еще на 2 месяца. 
 
Республика Беларусь входит в число стран, применяющих систему патентования изобретений с отложенной (отсроченной) экспертизой. Заявка на изобретение проходит предварительную и патентную экспертизу. Предварительная экспертиза исследует содержание материалов заявки и решает вопрос, относится ли заявленное предложение к охраняемым объектам. По истечении 18 месяцев с даты поступления заявки, прошедшей предварительную экспертизу, патентное ведомство публикует сведения о ней. Любое лицо вправе ознакомиться с материалами заявки подать возражение против выдачи патента. С момента публикации заявки изобретение получает временную правовую охрану. 
 
Проверка патентоспособности заявленного предложения (патентная экспертиза) проводится по просьбе заявителя или другого заинтересованного лица, которая может последовать в течение 3 лет с даты поступления заявки. Экспертиза заявки на промышленный образец проверяет наличие признаков патентоспособности заявленного объекта. По результатам экспертизы принимается решение о выдаче патента или об отказе в его выдаче. Возражения заявителей против отказа в выдаче патента рассматриваются Апелляционным Советом патентного ведомства. Законы о патентах предусматривают создание Патентного суда для рассмотрения жалоб на решения Апелляционного совета и разрешения иных споров,' связанных с выдачей патентов. 
 
В РБ срок действия патента на изобретение составляет 20 лет со дня поступления заявки в патентное ведомство, а на промышленный образец - 10 лет с возможностью продления срока до 5 лет. 
 
Иностранному физическому или юридическому лицу, получившему патент в Республике Беларусь, предоставляется право на объект промышленной собственности. Он вправе использовать запатентованный объект по своему усмотрению, а также разрешать или запрещать его использование другим лицам. По требованию патентообладателя нарушение патента должно быть прекращено, а лицо, виновное в нарушении, обязано возместить ему причиненные убытки в порядке, предусмотренном гражданским з/д-вом. 
 
Товарный знак – обозначение, способствующее выделение товаров одних юр. и физ. лиц от однородных товаров других лиц, т.е. индивидуализация товара, его изготовителя или продавца (проставляются на товарах или упаковке). 
 
Знак обслуживания – применяется для индивидуализации услуг. 
 
По форме обозначения знаки могут быть словесными, объемными, изобразительными и т.д. В коммерческой деятельности они используются и как средство рекламы товаров, услуг. Юр. лица и граждане РБ вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежной стране или произвести его м/н регистрацию. Защита прав белорусских иностранных владельцев знаков осуществляется общими и хозяйственными судами РБ. Лицо, незаконно использующее чужой знак, по требованию владельца обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"