Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 15:27, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод МЧП
Международное частное право – это комплексная правовая система, объеди¬няющая нормы внутригосударственного законодательства, международных догово¬ров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, "осложненные" иностранным элементом (т. е. отношения международ¬ного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового ме¬тодов.

Файлы: 1 файл

Ответы по МЧП.doc

— 742.00 Кб (Скачать файл)

Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г., законы об иммунитете иностранного государства в Пакистане и Аргентине 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Судебная практика перечисленных государств делит акты государства на публичные и частные, коммерческие и некоммерческие. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие дипломатических и консульских представительств). Если же государство совершает действия коммерческого характера (т. е. ведет торговую деятельность), оно иммунитетом не пользуется. При определении характера деятельности иностранного государства суды должны принимать во внимание именно природу сделки, а не ее цель. Иностранному государству не предоставляется иммунитет от исполнительных действий в отношении собственности, которая используется в торговых целях.

Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, – это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета: преамбула Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в ЧПО с иностранными лицами. Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений.

Работа по кодификации правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности давно ведется в Комиссии международного права ООН. Комиссия подготовила Проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (основанный на доктрине функционального иммунитета), который в 1994 г. был одобрен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. На основе Проекта статей Комиссия в 1999 г. подготовила проект Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности».

Основные начала участия государства в международных ЧПО, его выступления в качестве субъекта МЧП заключаются в том, что отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может выступать только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип: государство, участвуя в ЧПО, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в ст. 124 и 1204 ГК. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в ЧПО.

Статья 127 ГК закрепила  норму, что особенности ответственности  Российской Федерации и ее субъектов  в гражданских отношениях с участием иностранных лиц «определяются  законом об иммунитете государства и его собственности», но до сих пор такой закон не принят, хотя работа над его проектами идет с начала 1990-х гг. Положения проекта ФЗ «Об иммунитете государства», подготовленного в 2000 г. в Центре торговой политики и права, полностью основаны на доктрине функционального иммунитета, очень многие нормы реце-пированы из Европейской конвенции 1972 г.

Действующее российское законодательство до настоящего времени  основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных тормозов притока иностранных инвестиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на ограничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгрией, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты).

12. Особенности  правового регулирования отношений  собственности в МЧП.

Как правило, имущество, находящееся в собственности, разделяется  на движимое и недвижимое. Этим двум категориям придается различный правовой режим в странах континентального права, а в странах англо-американской системы на движимое и недвижимое имущество распространяются разные принципы судебной практики и доктрины.

Режим собственности в отношении недвижимости, как правило, подчиняется праву места нахождения недвижимости. Это происходит из-за самой природы недвижимого имущества, прочно связанного с землей Придание регулирования собственности в отношении недвижимости какому-либо другому коллизионному принципу могло бы привести к тому, что элементы права собственности изменялись бы при каждом отчуждении недвижимости иностранцу (если бы, например, применялся личный закон собственности), что приводило бы к путанице.

В отношении вопросов собственности на движимое имущество применяется принцип места нахождения вещи (исключение вопросы правопреемства в случае смерти собственника и движимое имущество супругов). Считается, что поскольку вещные права должны быть легко распознаваемы, а лицо, желающее приобрести вещь не должно нести риск признания этого права недействительным, применение принципа места нахождения вещи, в том числе и к движимым вещам, является весьма оправданным.

В международной практике принято, что приобретение права  собственности определенным лицом  сохраняется за собственником при изменении места нахождения вещи. Другими словами, порядок возникновения права собственности определяется по законодательству страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения права собственности.

В то же время объем  прав собственника определяется законом  места ее нахождения. Значит, при  перемещении имущества объем  прав собственника может изменяться соответственно законам государств, через которые эта вещь перемещается.

В некоторых случаях  применение принципа места нахождения вещи оказывается невозможным и уступает принципу применения личного закона собственника. Это может относиться к авторскому праву, праву на фирму и товарный знак, а также к ликвидации имущества филиала иностранного предприятия, находящегося за границей.

Таким образом, основной коллизионной привязкой  в разрешении вопроса права собственности  являемся закон места нахождения вещи.

Из анализа соответствующих  норм российского права (п.1 от 223 и ст. 21 ГК РФ) можно сделать вывод, что стороны имеют право сами устанавливать как момент перехода права собственности, так и момент перехода риска случайной гибели вещи. Последнее подтверждает, что эти моменты могут не совпадать.

Для имущества, являющегося предметом сделки, возникновение и прекращение права собственности определялось по праву места совершения сделки, если иное не устанавливалось соглашением сторон (п. З ст. Основ).

Пункт 4 ст. 165 Основ устанавливал, что права собственника в случае предъявления им вещных требований о защите права собственности определяются по его выбору правом страны, где имущество находится, правом, в суде которой заявлено требование, иди правом страны, в которой транспортное средство внесено в государственный реестр.

В проекте ч. 3 ГК РФ ряд  изменений по сравнению с нормами  Основ вызван принятым в новом  ГК делением вещей на движимые и  недвижимые (ст. 130 ПС РФ). Это в свою очередь, вызвало серьезные изменения  в правовом регулировании собственности, относящейся к недвижимости и движимым вещам.

Так согласно проекту  отношения по договорам, предметом  которых является недвижимость, подчиняются  праву страны места ее нахождения, а в ряде случаев - непосредственно  российскому праву. Вводится специальная  норма, решающая вопрос о праве, по которому вещи должны квалифицироваться как движимые или недвижимые.

Правовое положение  и режим иностранной собственности  определяется как внутренним законодательством, так и двусторонними и многосторонними  договорами. Все сферы законодательства носят, как правило, комплексный характер Сразу следует отметить, что особенностью внутреннего инвестиционного законодательства является то, что в нем очень редко применяется коллизионный метод регулирования. Вместо этого его нормы регулируют непосредственно отношения между иностранным частным инвестором и государством. Чаще всего иностранным инвесторам предоставляется национальный закон, те иностранные вкладчики по своим правам и обязанностям приравниваются к национальным вкладчикам. Иногда иностранным инвестициям предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации. Вкладчику сможет быть представлен привилегированный режим, включающий в ряде случаев полное или частичное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин, предоставление льгот для вывоза готовой продукции и т.д.

Последний режим устанавливается  для слаборазвитых отраслей экономики, которые без крупных капиталовложений развить не представляется возможным. Для государственного контроля отдельных  отраслей и в целях недопущения  ослабления конкурентоспособности могут вводиться отдельные ограничения на операции с иностранным капиталом. Они могут включать ограничение и запрещение допуска иностранного капитала в отдельные отрасли, ограничение доли иностранного участия в совместных предприятиях, установление специального фискального режима, проведении концессуальной политики. Целью двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений является взаимное поощрение инвестиций на территории договаривающихся государств, установление режима иностранной собственности и предоставление гарантий по защите интересов инвесторов.

Как было уже сказано, субъектами инвестиционных отношений  являются с одной стороны частные  иностранные инвесторы, с другой - принимающее государство. В ряде случаев между субъектами могут возникать различные споры. Для установления унифицированного порядка их урегулирования была подписана в Вашингтоне в 1965 г. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и субъектами национального права. Конвенция предусмотрела правила арбитражной и примирительной процедур разрешения споров. Арбитраж может проводиться в любом месте по соглашению сторон. При этом рекомендованным местом можно считать Арбитраж Торговой палаты в Стокгольме. Помимо этого, стороны могут договориться об арбитраже ad hoc. Последний назначается по договоренности или создается в соответствии с Арбитражным Регламентом ЮНСИТРАЛ.

Федеральным законом "О  соглашениях о разделе продукции" установлены правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в пояски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на ее континентальном шельфе и (или) в пределах ее исключительной экономической зоны на условиях соглашения о разделе продукции,

Соглашение о разделе продукции определяется как договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Отдельным законом должны быть утверждены перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено инвестору.

Сторонами соглашения о  разделе продукции являются РФ, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы.

Инвесторами могут быть российские граждане, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые  на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлекаемых средств (имущества и/ или имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователи недр на условиях соглашения.

Выражением государственных гарантий прав инвестора является правило о нераспространении на инвестора действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и правовых актов местного самоуправления, устанавливающих ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

Исключение предусмотрено  для предписаний органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности,

Раскроем  содержание понятия "свободная экономическая  зона":

во-первых, свободные  экономические зоны создаются в целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала страны;

во-вторых, в свободных  экономических зонах устанавливается  льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

в-третьих, льготные условия  хозяйственной деятельности в свободных  экономических зонах могут включать: упрощенный порядок регистрации  предприятий с иностранными инвестициями; льготный налоговый режим; пониженные ставки платы за пользование природными ресурсами; особый таможенный режим; упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.

Мировой практике известны такие разновидности свободных  экономических зон, отличающиеся хозяйственной специализацией, как свободные таможенные зоны, зоны свободной торговли и иные торговые зоны, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие (технополисы и другие) и сервисные, включая оффшорные, зоны. В оффшорных зонах устанавливаются налоговые льготы для нерезидентов; последние регистрируют на территории оффшорных зон свои фирмы, но не осуществляют предпринимательскую деятельность и не извлекают прибыль на этой территории. В отличие от оффшорных зон для налоговых гаваней характерно, предоставление налоговых льгот как местным, так и иностранным фирмам.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"