Роль римского права и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:34, практическая работа

Описание работы

Зародившись тогда, когда Рим представлял собой маленькую общину среди многих подобных в Италии, римское право являлось тогда несложной, архаичной системой, во многом проникнутой патриархальным и узконациональным характером. По мере роста римская община (civitas Roma) распространяет свое влияние на территорию всей Италии, а затем и Средиземноморья, превращается в огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашений культурный мир.

Файлы: 1 файл

римское право семинар.docx

— 57.71 Кб (Скачать файл)

Роль римского права и его значение.  

 

1. Актуальность  изучения римского частного права.

2. Предмет  римского гражданского права  и его задачи. 

 

1. Актуальность  изучения римского частного права.

Римское право занимает в  истории человечества исключительное место. Оно пережило создавший его  народ и дважды покорило мир.           

 Зародившись тогда,  когда Рим представлял собой  маленькую общину среди многих  подобных в Италии, римское право  являлось тогда несложной, архаичной  системой, во многом проникнутой  патриархальным и узконациональным  характером. По мере роста римская  община (civitas Roma) распространяет свое влияние на территорию всей Италии, а затем и Средиземноморья, превращается в огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашений культурный мир. Вместе с этим Рим меняется и внутренне. Рушится старый патриархальный строй, примитивное натуральное хозяйств заменяется сложными экономическими отношениями. Новая жизнь требует напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. И в соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь на началах индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний становятся краеугольными камнями римской правовой системы.           

 Одновременно с расширением  территории римского государства  происходит втягивание Рима в  международный торговый обмен.  Греция, Финикия, Египет, Карфаген  уже давно вели активную торговлю. По мере того, как Рим превращался  в политический центр Средиземноморья,  он также становился центром  торгового оборота огромной и  разнородной территории. В связи  с этим возникла потребность  в создании правовых норм для  разрешения споров, которые можно  было бы применять независимо  от национальной или территориальной  принадлежности субъектов права.  Старое римское право для этого  не годилось, так как оно не  было свободно от местных и  национальных особенностей. Под  влиянием объективных потребностей  римское право впитывает в  себя все обычаи международного  оборота, которые до него веками  вырабатывались и международных  отношениях, придает им ясность и прочность, приобретает черты универсальности.           

 Так возникало римское  право, основанное на принципах  универсализма и индивидуальности, ставшее общим правом всего  античного мира. И вначале нашей  эры римское право становится  основной правовой  системы всей цивилизации Средиземноморья.           

 При разработке принципов  правовой системы римская юриспруденция  ориентировалась прежде всего  на принципы взаимного признания  субъектов гражданского оборота,  исключительности –контроля лица над своим имуществом, эквивалентности обмена товарами и услугами, свободы волеопределения в соответствии с мерой допущенного поведения, установившейся в обществе. Известный римский юрист Ульпиан сформулировал обобщение, универсальное для любой эпохи: «Предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое».           

 На ранней стадии  развития древнеримской правовой  мысли право, согласно господствовавшим  религиозным представлениям, выступало  как нечто богоданное и обозначалось  термином ius. Это право стали понимать как право вообще, охватывающее и право естественное (ius naturale) и то, что в последующих правовых учениях стали называть позитивным или положительным правом. Характерной чертой римского права было восприятие естественного права как действующего, специфической составной частью права вообще, а не только теоретико-правовой конструкцией.           

 Это обстоятельство  отчетливо проверяется в различных  классификациях и определениях  права, даваемых римскими юристами. Так, Ульпиан отмечал, что частное право делится на 3 части, ибо оно составлено из естественных предписаний народов и предписаний цивильных. Названные части – это не изолированные и автономные разделы права, а взаимодействующие компоненты, теоретически выделяемые в структуре реально действующего права в целом.           

 Включение римскими  юристами естественного права  в совокупный объем права вообще  соответствовало их представлениям  о праве как справедливом явлении.  «Изучающему право, - подчеркивал  Ульпиан, - надо прежде всего узнать, откуда происходит слово ius (право); оно получило свое название от iustitia (правда, справедливость)». А римский юрист Цельс утверждал, что право есть ars boni aequi, т.е. искусство добра, равенства и справедливости.           

 Aequitas, будучи сущностью и выражением естественно-правовой справедливости, служила критерием для корректировки и оценки действовавшего права, руководящим ориентиром в правотворчестве преторов и юристов, высшим принципом при толковании и применении права. «iustitia (правда, справедливость), - отмечал Ульпиан, - есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право». Без соответствия справедливости право дисквалифицируется, предстает как ius iniquum, т.е. не отвечающее требованиям равной справедливости. Согласно воззрениям древнеримских юристов, эти требования распространяются на все источники права, в том числе и закон (lex).           

 Анализируя казус за  казусом с позиций соответствия  устойчивым нормам цивильного  права (ius civile) и представлениям о добре и справедливости, римские юристы разработали разнообразные формы удовлетворения и согласования индивидуальных интересов, выработали практически все мыслимые правовые институты и создали язык права, способный выразить тончайшие аспекты волеизъявления и правоотношений.           

 Высшим достижением  римского правового развития  стала кодификация императора  Юстиниана, созданная на востоке  империи.           

 С распадом империи  многие варварские вожди (короли), установившие свою власть в  западной части римского государства,  продолжали применять к романизированному  населению своих стран нормы  римского права. Но многое из  римского правового опыта в  период остается не востребованным.

2. Предмет римского  права и его задачи.

Говоря о римском праве  как предмете изучения, мы понимаем прежде всего право античного Рима, римского государства рабовладельческой формации. Но уже в древние времена в Риме различались две отрасли права публичное и частное право (ius publicum u ius privatum). 

 

Литература:

1.Дождев Д.В. Римское  частное право. М., 2001.

2. Новицкий И.Б. Римское  право. М., 2003.

3. Омельченко О.А. Римское  право. Учебное пособ. М., Эксмо, 2007            

  

 

Тема 2. Рецепция римского права 

 

1. Понятие  рецепции в римском праве

2. Глоссы   

 

1. Понятие рецепции  в римском праве.

В конце XI века, когда в Италии возрождается интерес к античной культуре, тексты кодификации Юстиниана привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, делал возможным использование римского права в качестве основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в точном юридическом инструменте особенно остро начинает ощущаться с развитием товарно-денежных отношений, расширением торгового оборота, ростом новых экономических отношений. В этих условиях происходило восприятие и освоение римского права в кчестве действующего, получившее название рецепции римского права.           

 В Северной Италии, в Болонье, в этот период  складывается объединение лиц  изучающих римское право. Вскоре  они оформили свой союз, дав  ему название латинской автономной  корпорации – universitas. Постепенно университетское образование и юридическое знание распространилось на всю Европу.

2. Глоссы.

Болонская школа направила  свои усилия на чтение и понимание  текстов Дигест других элементов  кодекса Юстиниана. Они составляли краткие пояснения к текстам  – глоссы, почему и получили наименование глоссаторов. Итогом их двух вековой деятельности явилась много томная «Большая глосса» (Glossa Magna), которая стала основой для понимания римских юридических текстов. Постепенно римское право превращается в универсальную правовую систему, действующую наряду с законами монархов и местными обычаями. Новое значение римское правовое наследие получило в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Одним из результатов Французской буржуазной революции стало принятие Гражданского кодекса 1804 г. – кодекса Наполеона, В котором римские правовые нормы получили новое содержание. Утверждение кодекса Наполеона в европейских странах, а затем и в их колониях вызвало освоение римского права на новом уровне. Дальнейшее развитие римские правовые институты получили в Гражданском кодексе Германской империи – Германском гражданском уложении 1900 г.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего  юридического творчества античного  мира, оно стало фундаментом правового  развития народов континентальной  Европы. Явившись базисом, на котором  веками формировалась юридическая  мысль, римское право изучается  и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой  основные юридические институты  и понятия нашли наиболее свободное  от всяких случайных и национальных окрасок выражение.

Изучение римского права  важно не только тем, что дает широкую  теоретическую подготовку в области  права, но и тем, что способствует свободному владению понятийным аппаратом. Многие термины и понятия римского права активно используются современной  юриспруденцией.  

 

Литература: 

 

1.Дождев Д.В. Римское  частное право. М., 2001.

2. Новицкий И.Б. Римское  право. М., 2003.

3. Омельченко О.А. Римское  право. Учебное пособ. М., Эксмо, 2007  

 

 

 

Тема 3. Классификация  римского права.  

 

1.      Право цивильное, преторское право, право народов.

2.      Понятие римского частного права. 

 

1.      Право цивильное, преторское право, право народов.            

 Классическое разграничение  публичного и частного права,  сохранившееся и в последующие  века, было сфрмулировано римским юристом Ульпианом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц».           

 С точки зрения этого  определения под публичным правом  следует понимать нормы, которые  непосредственно охраняют интересы  государства и определяют правовое  положение государства и его  органов. Сюда относятся система  государственных органов, компетенция  учреждений и должностных лиц,  нормативные акты государства.  Ульпиан указывал, что в состав публичного права входят «святыни, жрецы, магистраты».Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле норм, которые имеют, безусловно, обязательную силу и не могут быть изменены  путем соглашения частных лиц. В современном праве такие нормы называют императивными.           

 Частное право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Частное прво противопоставляется публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства ограничено. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, частных собственников, выступающих на рынке. В этой области права преобладают нормы, предоставляющие самим заинтересованным лицам определить складывающиеся отношения. Например, законы XII таблиц при заключении договора займа определяли: «…как они договорятся, так пусть и будет». Эти нормы еще называют уполномочивающими. Но данная частная автономия имеет свои пределы. Они определяются публичным правом, нормы которого должны быть соблюдены при всех условиях.           

 В настоящее время  термин частное право сохранился  в некоторых государствах, например  во Франции и Германии, где  существует разделение на гражданское  и торговое право.           

 В область гражданского  права входят нормы, регулирующие  имущественные правоотношения автономных  субъектов оборота, не являющимися  торговыми, семейные правоотношения  и некоторые личные права, а  в область торгового права  входят нормы регулирующие торговый (коммерческий) оборот.           

 В государстве, где  нет особого торгового права,  обычно просто говорят о гражданском  праве.           

 Цивильное право. В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово «civilis». Однако термин ius civile (цивильное право) в римском праве не соответствует по своему содержанию современному термину гражданское право. Термином ius civile обозначалось прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан – квиритов, почему его именуют еще и квиритским правом. Другое значение ius civile обозначало нормы, исходящие от народного собрания, а позднее от сената.           

Информация о работе Роль римского права и его значение