Разооружение в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном исследовании понятия разоружения, а также некоторых наиболее важных мер по предотвращению гонки вооружений.
В соответствие с данной целью на решение ставятся следующие задачи:
изучить историю разооружения мира;
ознакомиться с основными направлениями международного сотрудничества в сфере сокращения вооружений и разоружения;
выявить полезное влияние мер доверия, действующих в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Попытки разоружения и сокращения вооружений в истории мира
2 Основные направления международного сотрудничества в сфере
Заключение
Список ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ и литературы

Файлы: 1 файл

реферат по мп разооружение.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Ядерное разоружение

Одним из первых договоров, касающихся ядерного разоружения, был  Договор о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., который был заключен правительствами СССР, Великобритании и Северной Ирландии, США. Каждый из участников Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а) в атмосфере; за ее пределами, включая  космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и  открытое море;

б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого проводится такой взрыв.

24 сентября 1996 г. был подписан  Договор о всеобъемлющем запрещении  ядерных испытаний. Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 27 мая 2000 г.

Согласно этому Договору, каждое государство-участник обязуется  не производить любой испытательный  взрыв ядерного оружия и любой  другой ядерный взрыв, а также  запретить и предотвращать любой  такой ядерный взрыв в любом  месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем. В соответствии с Договором государства-участники учреждают Организацию по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний для достижения цели Договора, обеспечения осуществления его положений, включая положения по международному контролю за его соблюдением, а также для обеспечения форума для консультаций и сотрудничества между государствами-участниками. Местопребыванием Организации является Вена, Австрийская Республика.

В качестве органов Организации  учреждаются: Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат, который включает Международный центр данных.

В соответствии с Договором  о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. каждое из государств —  участников Договора, обладающих ядерным  оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Каждое из государств — участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Договор не запрещает сотрудничество государств в области мирного применения атомной энергии. Контроль за исполнением государствами своих обязательств осуществляет МАГАТЭ.

 

2.2 Запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия

Одним из первых международно-правовых актов в данной сфере был Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женева, 17 июня 1925г.). СССР присоединился к этому Протоколу Декларацией от 2 декабря 1927г., ратифицированной Центральным исполнительным комитетом СССР 9 марта 1928г.

Важным актом в данной сфере является и Конвенция о  запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва — Лондон — Вашингтон, 10 апреля 1972 г.). Конвенция вступила в силу 26 марта 1975 г.

В соответствии с данной Конвенцией каждое государство —  участник настоящей Конвенции обязуется  никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:

1) микробиологические  или другие биологические агенты  или токсины, каково бы ни  было их происхождение или  метод производства, таких видов  и в таких количествах, которые  не предназначены для профилактических, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование  или средства доставки, предназначенные  для использования таких агентов  или токсинов во враждебных  целях или в вооруженных конфликтах.7

Государства — участники  Конвенции обязуются уничтожить или переключить на мирные цели как можно скорее, но не позднее девяти месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки бактериологического оружия, которыми они обладают или которые находятся под их юрисдикцией или контролем.

13 января 1993 г. в Париже  была заключена Конвенция о  запрещении разработки, производства, накопления и применения химического  оружия и о его уничтожении.  Конвенция ратифицирована Российской  Федерацией Федеральным законом  от 5 ноября 1997 г.

В соответствии с данной Конвенцией каждое государство — участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:

    • не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
    • не применять химическое оружие;
    • не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия
    • не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой государству-участнику по настоящей Конвенции.8

При этом под химическим оружием понимаются -токсичные химикаты и их реагенты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств химикатов.

Каждое государство-участник также обязуется: уничтожить химическое оружие, которое находится в его  собственности или владении или  которое размещено в любом  месте под его юрисдикцией  или контролем; уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства — участника Конвенции; уничтожить любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем; е использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.

2.3 Ограничение отдельных видов оружия

Одним из важнейших международно-правовых актов в данной сфере является Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Москва, 26 мая 1972 г.). Государства — участники СНГ как государства — правопреемники СССР, согласно решению Совета глав государств СНГ от 9 октября 1992 г., будут выполнять положения настоящего Договора применительно к своим территориям.

В соответствии с Договором  каждая из сторон обязуется ограничить системы противоракетной обороны (ПРО), не развертывать системы ПРО  территории своей страны и не создавать  основу для такой обороны, а также  не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено в Договоре.

Важными документами  в данной области являются Договор  между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами  Америки о сокращении и ограничении  стратегических наступательных вооружений (Москва, 31 июля 1991 г.) и Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Москва, 3 января 1993 г.), который был ратифицирован Федеральным законом от 4 мая 2000 г.

В соответствии с этим Договором каждая из сторон сокращает и ограничивает свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и пусковые установки МБР, баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу Договора о СНВ и в дальнейшем суммарное количество для каждой из сторон не превышало применительно к боезарядам, которые числятся за развернутыми МБР, развернутыми БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками, количество между 3800 и 4250 единицами или такое меньшее количество, которое определит для себя каждая из сторон, но в любом случае не превышающее 4250 единиц.9

 

2.4 Ограничение территорий размещения некоторых видов оружия

 

Говоря о международно-правовых документах в данной области, необходимо назвать Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Мехико, 14 февраля 1967 г.), а также  Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (Москва — Лондон — Вашингтон, 11 февраля 1971 г.), в соответствии с которым государства-участники обязуются не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна какое-либо ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия.

2.5 Ограничение и сокращение вооруженных сил

 

Одним из важнейших международно-правовых актов в данной области является Договор об обычных вооруженных  силах в Европе (Париж, 19 ноября 1990 г.) и Протоколы к нему:

    • Протокол о существующих типах обычных вооружений и техники (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вариантов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол о процедурах, регулирующих сокращение обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол об уведомлениях и обмене информацией (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол об инспекциях (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол о совместной консультативной группе (Париж, 19 ноября 1990 г.);
    • Протокол о временном применении некоторых положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 ноября 1990 г.).10

В соответствии с Договором  количество обычных вооружений и  техники государств-участников не должно превышать 40 000 боевых танков, 60 000 боевых бронированных машин, 40 000 артиллерийских единиц, 13 600 боевых самолетов и 4000 ударных вертолетов.

2.6 Демилитаризация и нейтрализация отдельных территорий

 

Так, в соответствии с  Договором об Антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959г.) Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. При этом Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

 

2.7 Меры общего характера по обеспечению безопасности

 

К международно-правовым актам в данной сфере относится, в частности, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.). В соответствии с этой Конвенцией каждое государство-участник обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику. При этом термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения — путем преднамеренного управления природными процессами — динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Положения Конвенции  не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил международного права, касающихся такого использования.

Таким образом, процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный инструмент обеспечения безопасности и стабильности. В условиях, когда процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер  доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях  снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Информация о работе Разооружение в мире