Принцип суверенного равенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить принцип суверенного равенства государства. Исходя из цели можно поставить перед собой задачи:
- Дать понятие и определить классификацию основных принципов международного права;
Проанализировать правовое содержание и характеристику принципов международного права;
Рассмотреть понятие и содержание принципа суверенного равенства государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы международного права: понятие, виды, особенности 5
1.1. Сущность и понятие принципов международного права 5
1.2. Основные принципы международного права 7
Глава 2. Принцип суверенного равенства 16
2.1. Основные понятия суверенного равенства 16
2.2. Содержание принципа суверенного равенства 20
Заключение 27
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

МП.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Естественно, речь идет о  независимости государств как юридической  категории, устанавливаемой и регламентируемой международным правом с добровольного  на то согласия заинтересованных государств. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость  государств в разрешении все обостряющихся  глобальных проблем современности, порождающая необходимость их сотрудничества и регулирование их взаимоотношений  международным правом как совокупностью  и системой юридически обязательных норм общего и локального характера. Альтернативы такому регулированию  по взаимному согласию государств путем  учреждения некой стоящей над  государствами мировой власти нет, по крайней мере государства и  народы мира пока к тому явно не готовы.

Поэтому в основе современного международного права лежит выраженное в его основополагающих нормах требование строгого уважения государствами суверенитета друг друга. Основными такими нормами  являются нормы-принципы о суверенном равенстве государств; неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства; мирном разрешении межгосударственных споров; межгосударственном сотрудничестве29.

Суверенное равенство  государств составляет основу современных  международных отношений, что в  обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: "Организация  основана на принципе суверенного равенства  всех ее Членов".

Данный принцип закреплен  также в уставах международных  организаций системы ООН, в уставах  подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международны организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. В современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных  отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально  одинаковыми правами и обязанностями30.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства  включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано  уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность  и политическая независимость государства  неприкосновенны;

д) каждое государство имеет  право свободно выбирать и развивать  свои политические, социальные, экономические  и культурные системы;

е) каждое государство обязано  выполнять полностью и добросовестно  свои международные обязательства  и жить в мире с другими государствами31.

В Декларации принципов Заключительного  акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать  принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН  и Декларации 1970 года, но и уважать  права, присущие суверенитету. Последнее  означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать  различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и  взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими  государствами. К числу элементов  принципа суверенного равенства  относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая  союзные договоры, а также право  на нейтралитет.

Указание на связь между  принципом суверенного равенства  и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет  содержание данного принципа, который  лежит в основе международного сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо  проявляется в области международных  экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В  последние годы на необходимость  уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи  с достижениями научно-технической  революции, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это  касается, например, проблемы непосредственного  телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных  отношениях. Одним из примеров этого  является особое правовое положение  постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что  нормальные международные отношения  невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства  ц фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация  не могут навязывать созданные ими  нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности32.

В международном праве  взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах: в независимости государства  в его внутренних делах (внутренняя независимость) и в его независимости  во внешних делах (внешняя независимость).

Внутренняя независимость  государства обеспечивается тем, что  международное право не регулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами  недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.

Государства могут брать  и действительно берут международные  обязательства об определенном обращении  с находящимися на их территории юридическими и физическими лицами любой или  иностранной принадлежности, подлежащие исполнению в их внутреннем порядке  или правопорядке. Однако такие обязательства не могут затрагивать и не затрагивают основного существа их компетенции во внутренних делах (внутренней независимости) — сферы их общественно-политического устройства. Каждое государство свободно и независимо от других государств устанавливает такой общественный и государственный строй и правопорядок, которые отвечают уровню развития, потребностям и интересам организованного в данное государство общества.

Именно поэтому государства  различают в прошлом и настоящем  по их социальному устройству (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические или иные) и по форме правления: монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные), республики (парламентские и президентские), деспотии, диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительные и непосредственные) и т.д. Иначе  говоря, соответствующие характеристики выявляют те или иные различия между  государствами. Единственной общей  характеристикой государств является присущий любому из них суверенитет.

Внешняя же независимость  государства, его независимость  во внешних делах, во взаимоотношениях с другими государствами —  это сфера международно-правового  регулирования. Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государств осуществляет свои внешние  функции и определяет свою внешнюю  политику в рамках установленного с  его согласия международно-правового  регулирования его взаимоотношений  с другими государствами и  иными субъектами современного международного права.

Свобода внешнеполитической деятельности государства при условии  соблюдения его международных обязательств есть, однако, не ограничение его  независимости в международных  отношениях, а ее утверждение и  обеспечение, поскольку нормы международного права направлены именно на обеспечение  независимости всех государств в  международном общении. Иными словами, свобода и независимость деятельности государства во взаимоотношениях с другими государствами обусловлена, согласно международному праву, его обязанностью не посягать такой деятельностью на свободу и независимость во внешних делах любого другого государства.

Независимость государства  в международных отношениях проявляется, в частности, в том, что юридически обязательной для государства международно-правовой нормой может стать лишь такое  правило поведения, в отношении  которого имеется на то прямое его  согласие. Никакое другое государство  или группа государств не могут предписывать государству правила его поведения  в международных отношениях.

Есть все основания  предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, которые адекватно отражали бы эти реалии. Однако это ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть своих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав - право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного  равенства будет оставаться важнейшим  элементом системы принципов  современного международного права. Строгое  его соблюдение обеспечивает свободное  развитие каждого государства и  народа33.

 

Заключение

Можно полагать, что основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации  межгосударственные отношения; специфика  круга субъектов связана с  тем, что основные принципы обязательны  для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в  создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются  в универсальных договорах или  обычаях; наконец, в целях обеспечения  соблюдения принципов применяются  меры ответственности, связанные с  ограничением суверенитета государства  и дополнительной ответственностью возглавляющих государство руководителей, глав военных ведомств, политических партий.

Сущность данного  принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

В современном  международном  праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Принцип суверенного  равенства государств отражает качество международного права как права равных субъектов.

Суверенитет —  основание для классификации субъектов международного права, определения их юридической природы и объема их правосубъектности для установления только согласительной процедуры международного нормотворчества (государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, от признания или непризнания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // СПС «КонсультантПлюс
  2. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Резолюция 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 ноября 1987г. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – С. 103.
  3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, от 15 августа 1975г. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. – С. 103.
  4. Устав Организации Объединенных Нации (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945г.) // СПС «КонсультантПлюс
  5. Устав Организации Объединенных Наций. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители Ю.М. Колосов. Т.1. – М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996.
  6. Ашавский Б.М. Международное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - 4-е изд., стер. / Б. М. Ашавский. — М. : Издательство «Омега-Л», 2011. — 831 с.
  7. Большой энциклопедический словарь. - http://dic.academic.ru
  8. Гаврилов В.В. Роль и значение современного международного права в регулировании международных отношений / В. В. Гаврилов // Междунар. публичное и частное право. - 2002. - N 3. - С.3-8.
  9. Гегель Г. Философия права / Г.Гегель. - М., 1990. - С. 320–321
  10. Деханов С.А. Право и сила в межгосударственных отношениях // Московский журнал международного права / С.А.Деханов. – 2006. - №4. - С. 46.
  11. Иванов В. Государство и суверенитет. Спор о суверенитете /В.Иванов // Русский журнал. 2009. 28 сентября // http://www.russ.ru
  12. Каламкарян Р.А. Взаимодействие России и Европейского Союза: позитив международно-правового опыта / Р. А. Каламкарян // Государство и право. - 2010. - N 12. - С.51-59.
  13. Карпович О. Международно-правовые проблемы защиты национальных меньшинств / О. Карпович // Юрист. – 1998. - №6 - С. 52.
  14. Международное право: учебник/ Под ред. А.И. Микульшина.  - 2005. - 360 с.
  15. Мише П. Суверенитеты в неустойчивой среде / П. Мише // http://www. postindustrial.ru
  16. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. - http://dic.academic.ru
  17. Пограничный словарь http://dic.academic.ru
  18. Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре / Ж. Ж. Руссо. - М.: Канон-Пресс-Ц, 1998.
  19. Cловарь философских терминов. - http://dic.academic.ru/
  20. Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с франц., Г. Дж. Ласки / А. Токвиль. — М.: Прогресс, 1992. —554 с.
  21. Ушакова Н.А. Международное право: Учебник / Н. А. Ушакова. – М: Юрист, 2000. – 304 с.
  22. Хованская А.В. Достоинства человека: Международный опыт понимания // Государство и право. – 2002. - №3. - С.52.
  23. Шумилов В. М. Международное право: Учебник для бакалавриата вузов. - 2-е изд., перераб. / В. М. Шумилов . -  М.: ИМО, 2012. - 528 c.
  24. Юридический словарь  http://dic.academic.ru/
  25. Энциклопедический словарь экономики и права http://dic.academic.ru

Информация о работе Принцип суверенного равенства