Преступления и наказания согласно Законам Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Вавилон, расположенный в самом сердце Месопотамии, там, где сближаются русла Тигра и Евфрата, находился на скрещении важных торговых путей, шедших Малой Азии и Закавказья к Персидскому заливу и от сирийского побережья на плоскогорье Ирана. Вавилон стал столицей могущественного государства и превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр Передней Азии, сохранив своё значение в течение почти двух тысячелетий, чему способствовало его выгодное географическое положением.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 2
1Общая характеристика законов Хаммурапи ………………………………… 3
2 Гражданское право по законам Хаммурапи ………………………………
2.1 Право собственности
2.2 Обязательственное право
2.3 Семейное право и наследован
3 Преступление по закону Хаммурапи
4 Наказание по закону Хаммурапи
5 Судебный процесс
Заключение

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ХАММУРАПИ.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных  видах имущественного найма: помещения, домашних животных, повозок, судов, рабов. Законы устанавливают не только плату за наём вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Широко был распространён  договор личного найма. Кроме  рабочих для сельскохозяйственных работ, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы Хаммурапи определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, ответственность врача в случае смерти больного).

Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор  займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработке долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника-заложника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования  частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась с заключением письменного договора (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущества илку), считалась недействительной.

Кроме названных, Законы Хаммурапи знают договоры хранения (поклажи), товарищества, меры, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несёт тот, кто  причинит смерть рабу (хозяину следует  отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему  для перевозки имуществом, обязан был возместить стоимость всего  погибшего.

2.3 Семейное право и наследование

Брак, согласно Законам Хаммурапи, был действительным только при наличии  письменного договора между женихом  и отцом невесты. Выкуп за невесту мог заменяться многолетними отработками жениха в пользу отца невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Измена жены сурово наказывалась, но Законы Хаммурапи допускают её с согласия мужа, причём особо оговаривается случай такого согласия для спасения своей жизни. . Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа

Бездетность жены допускала  применение нормы, использованной при  составлении брачного договора семьи Тегаптилли, найденном в архиве среди развалин дома богатого купца в Нузу. В договоре есть такой пункт: «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у неё детей не будет, она сама выберет мужу наложницу из числа рабынь, а детей, рождённых от этого союза, воспитает как своих собственных». Актом формального признания сына рабыни законным наследником рода было то, что наложница рожала на коленях у жены. Отметим, что Законы Хаммурапи всё же допускают за замужней женщиной на наличие собственного имущества, право развода и наследования.

Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в  возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников на долги, за клевету или оскорбление родителей - отрезать язык. Тем не менее, законодательство ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступление.

В случае бездетности Законы Хаммурапи допускают также усыновление детей.

Право наследования в Законах  Хаммурапи предусматривает наследование как по закону, так и по завещанию, причём первое является основным. Только по закону могло наследоваться имущество илку. Наследование по завещанию существовало только с известными ограничениями. В качестве наследников выступали: дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. В то же время при наследовании по завещанию действовали узаконенные нормы обычного права. В архиве клинописных табличек из Нузу было обнаружено завещание, в котором отец оставляет старшему сыну статуэтку домашнего божка и главную долю наследства, при этом другие сыновья имеют право приходить в дом основного наследника и приносить жертвы божку. Эти изображения домашних богов упоминаются и в Законах Хаммурапи: зять, обладающий такой статуэткой, принадлежавшей тестю, имел право наследовать имущество наравне с сыновьями..

3 Преступление по закону Хаммурапи

В Кодексе Хаммурапи были обобщены и систематизированы правовые нормы, которые действовали на землях образованной царем великой державы. Тем не менее, за пределами их текста остались многие неписаные нормы  древнего права. Законы Хаммурапи сохранили многие древнейшие черты, главная из которых — суровость наказаний, предполагавшая смертную казнь не только за убийство, но и за кражу, клевету, измену воинскому долгу или укрывательство беглого раба. Согласно законам, вора, сделавшего пролом в стене, надлежало убить и закопать перед этим проломом; преступника, схваченного при попытке кражи на пожаре, следовало бросить в огонь. В ряде случаев Законы сохраняют древнюю традицию Божьего суда: оклеветанная перед мужем жена должна была броситься в реку — ее спасение служило доказательством ее невиновности. Подобным же образом надлежало очиститься человеку, на которого было возведено обвинение в чародействе.

Законы Хаммурапи, как  по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью. Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются их целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания Законы Хаммурапи довольно часто руководствуются принципом талиона. Основными видами наказаний являются: смертная казнь в самых различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и др.), штрафы, битьё, изгнание.

Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия  преступления и перечня всех тех  деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в Законах о политических преступлениях (государственных и религиозных), которые всегда караются смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, против собственности и против семьи.

Среди преступлений против личности Законы Хаммурапи называют неосторожное убийство (об умышленном убийстве ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, если дом, построенный им, обвалится и причинит смерть хозяину или кому-то из его семьи. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть лично свободному человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах Хаммурапи говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определённый штраф. Если пострадавший при этом был по социальному положению выше, чем преступник, то виновного дополнительно приговаривали к битью (до 60 ударов) плетью из воловьей кожи.

К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует  отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть (в особенности за кражу имущества, принадлежащего царскому двору или храму, причём казнили не только исполнителя, но и того, кто принимал украденное имущество), либо членовредительство (за срезание клейма с раба отсекали кисть руки), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного; далеко не каждый мог этот штраф заплатить. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

Среди преступлений, подрывающих  устои семьи, Законы Хаммурапи называют прелюбодеяние (причём только со стороны  жены, и как уже выше указывалось, оно считалось преступлением, если совершалось против воли мужа) и кровосмешение (связь близких родственников: детей и родителей, братьев и сестёр). Названы преступные действия, посягающие на отцовскую власть: сыну, ударившему отца, отрубали руку.

Процесс был одинаков как  по уголовным, так и по гражданским  делам; это является особенностью судопроизводства в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии - «божий суд». Например, Законы Хаммурапи упоминают «испытание водой», но в чём оно состояло - непонятно.

Законы Хаммурапи утверждали сложившееся в обществе общественное неравенство. Все население Месопотамии  они разделяли на полноправных граждан (авилум), людей, работавших в царском хозяйстве и находившихся под властью царя (мушкенум) и рабов (вардум), лишенных каких-либо прав. Их неравенство перед законом очевидно: в случае, если свободный человек наносил увечье равному себе, следовало наказание по принципу «око за око». Если был искалечен мушкенум, виновный выплачивал значительный штраф, призванный компенсировать государству содержание увечного работника; за травму, причиненную рабу, хозяин раба получал половину его цены. Особо оговаривали законы кару за оскорбление высшего по положению: свободному подобное преступление грозило бичеванием плетьми, рабу — потерей уха. Законы свидетельствуют о распространении долгового рабства, срок которого они, однако, ограничивают тремя годами.

Перечень устанавливаемых  по закону штрафов или тарифов  на определенные виды работ рисует многообразие форм хозяйственной жизни Вавилона. Из текста Законов можно было узнать, сколько требовалось денег, чтобы построить большой корабль или арендовать судно в зависимости от того, шло ли оно вверх или вниз по течению реки, сколько получал работник в сезон полевых работ, какая плата в день полагалась ремесленникам: кузнецу, портному, камнерезу, столяру или плотнику. Законы назначали штраф нерадивому пастуху, чье стадо вытоптало засеянное поле, и наказывали земледельца, по недосмотру которого вода прорвала плотину и затопила земли соседа. Мы можем уточнить, какой штраф следовал за срубленное в чужом саду дерево или за кражу кожаного ведра и мотыги. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы. Хранившиеся в библиотеке ассирийских царей списки законов свидетельствуют об уважении, которое питали к этому памятнику последующие поколения.

4 Наказание по закону Хаммурапи

Виды наказаний, предусмотренные  Законами Хаммурапи, определяются их целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания Законы Хаммурапи довольно часто руководствуются принципом талиона. Основными видами наказаний являются: смертная казнь в самых различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и др.), штрафы, битьё, изгнание.

Наказания по закону Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений и социального статуса гражданина.

Различают несколько видов  преступлений:

- государственные: против царя, измена;

- религиозные: чародейство, святотатство, колдовство;

- воинские: дезертирство, отказ  от воинской повинности и присвоение  имущества воина;

- должностные: взятка, изменение судебного режима;

- против личности: ложное  обвинение, умышленное и неумышленное  убийство, оскорбление, лжесвидетельство;

Виды наказания, предусмотренные  законами Хаммурапи, определяются его  целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть «равным» преступлению.  Для древних людей это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, общество питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род. Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности. Такую форму изложения называют "казуальной".

Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи  служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа «равным за равное» в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.

Смертная казнь упоминается  в Законнике в 30 случаях и это  при умолчании о государственных преступлениях и много других. Как правило, она была мучительной. Смертная казнь делилась на простую и квалифицированную.

К простым относились: отрубание  голов; членовредительство: отсечение  языка, ушей, пальцев; телесные наказания; штраф - зависел от социального положения; наложение знака: позорищный столб и ношение позорищного знака; обращение в рабство - в основном должники; изгнание из страны и увольнение с должности.

К квалифицированным же относили следующие: сожжение, утопление, посажение на кол, разрывание с помощью животных и т. п.

Много статей посвящено займу. Законы Хаммурапи приостанавливали долговое рабство. Обычно при возврате зернового долга уплачивали 30 % годовых, а денежного - 20%, и нередко должник становился рабом своего кредитора. Чтобы смягчить противоречия между богатыми и бедными, царь ограничил действия заимодавцев. Они должны были через 3 года отпустить должников на свободу.

В Законнике нет упоминаний о кровной мести. Безраздельное  господство кровной мести - этого поистине всемирно-исторического института, возникшего вместе с самим человеком, продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф. На самой ранней стадии развития классового общества выбор между местью и выкупом был делом пострадавшего или его семьи или рода. " Царю же до этого дела нет". То же самое можно сказать и о размере выкупа. О нем договаривались в каждом отдельном случае, пока обычай или закон не установили общие нормы и даже после этого.

Информация о работе Преступления и наказания согласно Законам Хаммурапи