Правовой статус иностранных граждан в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить правовой статус иностранных граждан в России.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- раскрыть сущность юридических понятий правовой статус, иностранные граждане;
- рассмотреть конституционно-правовой статус иностранных граждан в России;
- выявить недостатки и противоречия закона, регулирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

 

Тема: ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ

 

 

Выполнил: Дамдинова  Б. Б.

Группа: 10442

 

Руководитель: Кравец И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных международным правом, таких, как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в современных условиях существенное значение. К числу лиц, в отношении которых действуют нормы международного частного права, с учетом специфики их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище, перемещенные лица и др. 

Таким образом, право иностранцев это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев, регулирующие соответствующие отношения по существу. Обычно право иностранцев определяет правовой статус иностранцев, как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это нормы в основном административно-правового характера, они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что проблемы определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели особое значение. Это объясняется тем, что само число приезжающих в Россию и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов, предпринимателей, отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма. Право выступает необходимым средством закрепления выражения социальной свободы личности, ее интересов. В связи с этим правовой статус лица всегда является отражением его социального положения.

Цель данной работы изучить правовой статус иностранных граждан в России.  
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:  
- раскрыть сущность юридических понятий правовой статус, иностранные граждане;  
- рассмотреть конституционно-правовой статус иностранных граждан в России;  
- выявить недостатки и противоречия закона, регулирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.  
Объектом исследования иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является правовой статус иностранных граждан в России.

Степень научной разработки темы характеризуется тем, что ряд вопросов, связанных с правовым статусом иностранцев в нашей стране, был предметом исследования ряда отечественных ученых. Среди них необходимо, прежде всего, отметить труды таких исследователей как Аметистов Э.М., Балацкий Е.В., Виноградова Е.В., Власова В.И., Галенская Л.Н., Глазырин В.В., Глебов И.Н., Гусов К.Н., Дрынов О.В., Забелло О.И., Киселев И.Я., Корсик К.А, Топорнин Б.Н. и др. Многие конституционно-правовые проблемы, касающиеся мировых миграционных процессов, раскрыты в работах зарубежных авторов: Гудвин Гила Г., Грааль-Мадсена А, Р.Давида, Мильтона О., Хэтвэя Д., Холмса Ф. и др.

Вместе с тем в имеющихся научных работах, не имеется исчерпывающего анализа правового регулирования статуса иностранцев, возникшие после принятия в 2002-2005 гг. новых актов российского законодательства в миграционной сфере. В силу сложности и разнообразия, применительно к современной ситуации, до настоящего времени оставались неисследованными многие вопросы гармонизации конституционно-правовых отношений иностранных физических лиц с государством их пребывания.

Структура   курсовой.   Курсовая   работа   состоит   из   введения, трех глав, заключения и библиографии.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 .  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Понятие «иностранный гражданин»

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Закона Российской Федерации, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока еще нет. В бывшем Союзе ССР был принят закон от 24 июля 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР». В нем были закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.  Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве1) иного государства. Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как синоним термину «иностранный гражданин».   Полагается, что иностранцами следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства.  Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.

 

1.2. Случаи двойного и множественного гражданства

В современных условиях имеющиеся несоответствия между законами некоторых государств приводят к появлению лиц с двойным или даже множественным гражданством. Например, если по российскому законодательству заключение брака гражданина Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств (Боливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражданина данного государства, автоматически приобретает гражданство своего мужа. Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить статус таких лиц в России. Если лицо является гражданином Российской Федерации и одновременно имеет доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, то, находясь в России, оно не может считаться иностранцем. Такое лицо рассматривается как гражданин Российской Федерации, и на него распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных граждан. Ведь согласно ст. 11 Закона «О гражданстве» иностранным гражданином признается лишь тот, кто обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства Российской Федерации. Если же лицо с двойным гражданством находится на территории России, в гражданстве которой оно не состоит, то его следует считать иностранцем. Но в этой связи возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем законодательстве прямого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда законодательство связывает определенные юридические последствия с принадлежностью лица к конкретному гражданству.

В юридической литературе говорится, что третье государство может рассматривать лицо с двойным гражданством как гражданина любого из государств, гражданином которого оно является.  Полагается, что в вопросе о том, гражданству какой страны должен отдаваться «приоритет», необходимо исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек (так называемый принцип наиболее тесной связи). Аналогичный подход мы можем встретить и в законодательстве ряда зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о международном частном праве, лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается гражданином того государства, с которым оно более тесно связано.2

1.3. Проблема интернирования

  Несмотря на множественные усилия со стороны миротворческих и гуманитарных организации, политическая ситуация в мире (в некоторых его регионах) по-прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликта привычный уклад жизни любого государства претерпевает значительные изменения. Это касается практически всех жизненно важных сфер общества, которые начинают работать в особом, чрезвычайном режиме. Такой особый режим, связанный с войной, напрямую влияет на правовое положение иностранных граждан и особенно граждан неприятельских государств, а также граждан государств, оказывающих различную поддержку неприятелю, находящихся на территории воюющих сторон. Такие иностранные граждане могут быть интернированы. Под интернированием следует понимать санкционированное государством временное ограничение прав и свобод граждан враждебного государства, исходя из интересов обеспечения государственной безопасности воюющей стороны.3 Основанием для интернирования граждан враждебного государства может служить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания или желание властей обеспечить их личную безопасность от последствий военных действий.

 

 

 

ГЛАВА 2.  ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране

Действующее законодательство России различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граждан. В статье 5 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.

Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения. Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее законодательство относило иностранцев к той или иной категории в зависимости от времени пребывания их в стране. Действующее законодательство проводит такое разделение, руководствуясь не критерием длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством.

Отмечая важную практическую роль деления иностранных граждан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.

 

2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям

В работах по конституционному и международному праву уже предприняты попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям. Анализ разнообразных точек зрения на вопрос о классификации иностранных граждан позволяет сделать определенные выводы. Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев:

— иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

—иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами и привилегиями;

— иностранные граждане, получившие убежище.4

К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан в России