Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Все действующие на сегодняшний день непосредственно в сфере регулирования инвестиционной деятельности законодательные акты России определяют единый правовой режим функционирования на российском рынке зарубежных инвесторов, но только вкупе с международными договорами в этой сфере, участницей которых выступает Россия. Именно здесь и заключена генеральная особенность регулирования иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие иностранных инвестиций 5
2. Международно-правовое и внутреннее регулирование 7
3. Режим иностранных инвестиций 13
4. Правовые гарантии для иностранных инвесторов 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

международное право.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: " Международное частное право "

 

Тема: Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501 "Юриспруденция"

 

Выполнил: студент 3 курса ФВК

юридического факультете

заочной формы обучения

С.А. Сальтевская 

Проверил: С.В. Васильева

 

 

 

Смоленск 

2013 г.

Содержание

 

Введение

 

Инвестиционная политика государства  с правовой точки зрения представляет собой создание благоприятного инвестиционного  климата для зарубежных капиталовложений, что предусматривает использование  национально-правового регулирования, национально-правовых форм и методов, а также, соответственно, международно-правового регулирования на многостороннем и двустороннем, а также на региональном уровнях.

Инвестиционное право выступает  как совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестиционной деятельности. Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса в условиях единого и взаимозависимого мира и формируется международное инвестиционное право, состоящее из двух видов и сфер правового регулирования - национально-правового и международно-правового1.

Субъектами инвестиционных отношений  являются инвесторы - собственники средств (инвестиций в любой форме), вложенных  в создание, расширение или модернизацию производства материальных (товаров  и услуг) и духовных благ, а также в инфраструктуру. Развитие инвестиционных отношений возможно при нормальной рыночной экономике, когда существует как национальный, так и международно-правовой рынок товаров, капиталов и т.д. Потому как только в таких условиях возможен нормальный инвестиционный процесс, основанный на разделении труда. Как национальные, так и иностранные инвестиции вкладываются в производство и инфраструктуру в широком смысле этого слова.

Правовое регулирование  инвестиционных отношений означает, прежде всего, формирование устойчивых юридических гарантий иностранным инвесторам, которые независимо от субъективных причин всегда должны стимулировать инвестирование в производство, т.е. в инвестиционную деятельность.

Инвестиционные отношения - это в первую очередь отношения собственников. А потому улучшение инвестиционного климата, с точки зрения права, есть создание юридических предпосылок взаимодействия в инвестиционном процессе всех видов и форм собственности и собственников - субъектов инвестиционных отношений, которые включают в себя национально-правовые и международно-правовые формы и методы регулирования. Создание благоприятных условий для инвестиционного процесса требует четких правовых форм и методов защиты капиталовложений, однако это затрудняется двухуровневым характером регулирования.

Все действующие на сегодняшний  день непосредственно в сфере  регулирования инвестиционной деятельности законодательные акты России определяют единый правовой режим функционирования на российском рынке зарубежных инвесторов, но только вкупе с международными договорами в этой сфере, участницей которых выступает Россия. Именно здесь и заключена генеральная особенность регулирования иностранных инвестиций.

 

1. Понятие иностранных  инвестиций

 

Для выяснения правовой сущности международных инвестиционных отношений очень важно определить такое ключевое понятие международного инвестиционного права, как «иностранные инвестиции». В переводе с современного английского языка слово «investment» означает «капиталовложение», хотя произошло оно от слова «in vest», что дословно переводится «в жилетку».

Следует заметить, что  понятие «иностранные инвестиции»  имеет также чисто экономическое  содержание. В экономической научной  литературе содержатся разного рода определения этого понятия. В основном оно трактуется как финансовые средства, расходуемые на строительство новых, реконструкцию действующих предприятий, на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство.

По определению немецкого  экономиста Х.Г. Лоббеса, «инвестиции  представляют собой процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых в процессе производства живой труд создает большую стоимость, чем может потребить». Дж. Кейнс определяет инвестиции как «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода» или как «ту часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления». Инвестирование представляет собой, на взгляд П. Массе, акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестиционных благ.

Лаконичное, но в то же время емкое определение на этот счет было дано в 1966 г. в Хельсинки  на конгрессе Международной ассоциации международного права: «Инвестиции - это движение капиталов из страны инвесторов в страну пользователя инвестициями без немедленного расчета».

Впервые в российской юридической литературе довольно подробно это понятие раскрыл еще в  самом начале ушедшего века Л. Воронов. Впоследствии «инвестиции» обосновала Н.Н. Вознесенская: «Под инвестициями следует понимать такое предоставление средств иностранным инвесторам, при котором обязательным является экономическая активность. Производственная деятельность иностранного элемента направлена на согласованное целевое использование этих средств при условии, что эта деятельность приведет к созданию обусловленного производственного объекта, способствующего развитию экономики молодого государства, повышению экономического потенциала».

Но, по мнению другого специалиста - А.Г. Богатырева, такое определение иностранных инвестиций нельзя считать удачным по той причине, что оно утверждает, будто бы в данном случае «вопрос собственности не имеет принципиального значения». Собственность - это один из главных элементов определения правового понятия «иностранные инвестиции»2.

Согласно Федеральному закону РФ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (в редакции ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ) «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

 

2. Международно-правовое  и внутреннее регулирование

 

Современное правовое регулирование  в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового  и внутреннего (национального) регулирования.

В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных  инвестиций возросло, а в силу конституционных  положений нормы этих соглашений и принципы международного права  пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации  хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного  климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные  правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.

В Договоре к Энергетической хартии 1994 г. предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим3.

Сотрудничество России с ЕС направлено на создание благоприятного климата, как для отечественных, так и иностранных инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях (ст. 58 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).

Принципы, имеющие самое  непосредственное отношение к гарантиям  в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества).

К таким договорам  относятся международные соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших  к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях содержатся обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала (вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий), в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг.

Для государств, заинтересованных в  притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

Ряд документов был принят международными организациями, чья деятельность связана с осуществлением инвестиций. Это Кодекс либерализации движения капиталов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1992 г., Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР 1992 г. и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 1992 г.4

Основными многосторонними конвенциями  в этой области являются Сеульская  конвенция об учреждении Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995 г.5

Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ действует также  Соглашение о сотрудничестве в области  инвестиционной деятельности 1993 г. и  Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Конвенция предусматривает ряд государственных гарантий.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах.

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных  актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

Подробное регулирование правового  режима иностранных инвестиций имеется  в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия, Литва, Латвия, Эстония и  др.), которые проводят активную политику привлечения иностранного капитала и использования его для решения задач экономического развития своих стран.

Во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран  СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов  об иностранных инвестициях (законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов) к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики независимо от происхождения этих инвестиций.

Специальным действующим законом  в РФ является Федеральный закон  от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных  инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам6.

Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных  инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций