Правовое положение российских юридических лиц и организаций за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:25, реферат

Описание работы

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Актуальность данной работы вытекает из древности самого вопроса и заключается во взаимосвязи разрешаемых проблем института юридического лица, рассматриваемых с точки зрения различных эпох и различной природы юридической материи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……..3
1. Личный закон юридического лица………………………………………...5
2. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом………..7
Заключение……………………………………….…….…………………...…16
Библиографический список…………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

мчп1.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     План

    Введение………………………………………………………………….……..3

  1. Личный закон юридического лица………………………………………...5
  2. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом………..7

    Заключение……………………………………….…….…………………...…16

    Библиографический список…………………………………………………..18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

     Введение

    Наряду  с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические  лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном  порядке.

    Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

    Актуальность  данной работы вытекает из древности  самого вопроса и заключается  во взаимосвязи разрешаемых проблем  института юридического лица, рассматриваемых  с точки зрения различных эпох и различной природы юридической  материи.

    Появление института юридического лица в самом  общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации  общества, развитием экономических  отношений и, как следствие, общественного  сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

    Сегодня законодательное регулирование статуса юридических лиц преследует следующие цели, вытекающие из анализа тех функций, которые выполняет институт юридического лица1.

    1) Оформление коллективных интересов.  Институт юридического лица определенным  образом организует, упорядочивает  внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

    2) Объединение капиталов. Юридическое  лицо, в особенности такая его  разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

    3) Ограничение предпринимательского  риска. Конструкция юридического  лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

    4) Управление капиталом. Институт  юридического лица создает основания  для более гибкого использования  капитала, принадлежащего одному  лицу (в том числе - государству), в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего - акционерное законодательство), ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    
  1.  Личный закон юридического лица

    Личный  закон юридического лица является основным критерием при определении правового положения юридического лица, так как он определяет его государственную принадлежность, «национальность» и решает на этой основе вопросы его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его правоспособность, как создается, реорганизуется и ликвидируется данное юридическое лицо2. При этом нужно заметить, что термин «национальность» к юридическим лицам применяется условно, совсем в другом смысле, чем он применяется к гражданам. На сегодняшний день существуют несколько критериев определения «национальности» юридического лица:

    -места  учреждения; данный критерий характерен  для стран англо- американской  системы права;

    -места  нахождения его административного  (управляющего) центра, который характерен  для стран континентальной Европы;

    -места  осуществления его деятельности, «центр эксплуатации», который восприняло законодательство Италии. Данный критерий с ростом объема иностранных инвестиций приобретает все большее значение, т.к. он позволяет подчинить решение вопроса правового режима иностранного юридического лица местному законодательству.

    Но, если обратиться к законодательству РФ, то можно заметить тот факт, что  оно не отличается единообразием  в вопросе применения критериев  определения «национальности» юридического лица.

    Однако Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР»3 исходил из критерия места нахождения иностранного предприятия. В п. «е» ст.16 данного закона было сказано, что документом, подтверждающим статус иностранного юридического лица, является выписка из торгового реестра страны происхождения в соответствии с законодательством страны его местонахождения. Однако 25 июня 1999 года был принят новый Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»4, в ст. 2 которого говориться, что «иностранный инвестор – иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации».

    Таким образом, в данном нормативно-правовом акте исходным считается критерий «инкорпорации», т.е. места учреждения иностранного юридического лица.

    Статья 25 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации говорит, что «в связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Следовательно, в настоящее время законодательство РФ признает критерий места учреждения иностранного юридического лица.

    Учитывая, что важным фактором развития рыночных отношений в России является привлечение  иностранных инвестиций, посредством  которых в российскую экономику  вкладывается не только капитал, но и  новая организация производства, опыт управления, то межгосударственная унификация права, т.е. в широком смысле межгосударственное сотрудничество в выработке правовых норм, единообразно регулирующих определенные отношения в участвующих в таком сотрудничестве странах или между ними, является необходимой предпосылкой для установления прочных внешне хозяйственных связей.

 

  1. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом

    Правовое  положение российских юридических  лиц за рубежом определяется российским законодательством, которым должны руководствоваться юридические  лица, осуществляющие свою деятельность вне пределов страны, внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, а также международными договорами. 
Российское законодательство в этой сфере призвано способствовать решению таких взаимосвязанных задач, как установление, с одной стороны, препон для бегства капиталов за границу, а с другой - стимулирование инвестирования в Россию капиталов, находящихся за рубежом. Однако, как отмечалось в нашей литературе, наше законодательство в этом отношении далеко от совершенства. Формально продолжает действовать устаревшее Постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом»5, согласно которому был установлен разрешительный порядок вывоза российскими инвесторами капитала за границу. Для вывоза капиталов за границу и открытия счетов в банках за пределами России необходимо получение лицензий. Было установлено также, что для создания за рубежом предприятий с российским участием требуется получение разрешения федерального исполнительного органа и регистрация в России. В государственный реестр должны вноситься все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно-правовой формы и доли в капитале российского участника. Только с момента регистрации на такое предприятие с российским участием должна распространяться государственная поддержка и правовая защита в рамках заключенных Россией с другими странами международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. 
Все российские лица - участники оборота (в том числе и юридические лица) независимо от форм собственности вправе осуществлять за рубежом самостоятельно внешнеторговую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. Они могут заключать сделки и несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

    Деятельность  по экспорту или импорту лишь отдельных  товаров, на которые установлена  государственная монополия, может  осуществляться на основе лицензирования. Лицензии на такую деятельность выдаются только государственным унитарным предприятиям. Имеются особые правила об экспортном контроле, согласно которым определена система обязательного лицензирования в отношении операций с контролируемыми товарами и технологиями. Установлен также особый порядок военно-технического сотрудничества, согласно которому определен круг тех организаций, которым разрешено заключать контракты6.

    По  обязательствам предприятия, основанного  на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), Россия как государство будет нести субсидиарную ответственность при недостаточности имущества такого казенного предприятия. Хотя заниматься внешней торговлей могут все юридические лица, определенные операции в области внешнеэкономической деятельности продолжают осуществлять крупные государственные предприятия - внешнеторговые объединения, принадлежащие государству.

    Самостоятельность понимается именно в гражданско-правовом отношении. Принадлежащее государству  юридическое лицо заключает сделку не от имени государства, но для него обязательны акты государства, в частности о запрете экспорта или импорта. Поэтому сохраняет свое значение старое решение Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК) по этому вопросу.

    Нельзя согласиться с утверждениями, часто высказываемыми на Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно к СССР и Российской Федерации - советского и российского гражданского права) идентично стоящему за ним государству.

    В уставе такого объединения закреплено общее положение гражданского права о раздельной ответственности юридических лиц: каждое юридическое лицо пользуется имущественной самостоятельностью и несет обособленную ответственность. Государство, его органы и организации не отвечают по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раздельной ответственности юридических лиц установлен внутренним правом и уставом объединения7.

    Поскольку при решении вопроса об ответственности юридического лица действует его личный закон, а им является закон России, во всех случаях ответственность объединения может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права. Правомочия объединения формулируются в его уставе. Вне зависимости от рода деятельности объединения оно имеет право заключать договоры, совершать сделки как в Российской Федерации, так и за границей. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиалы, конторы и агентства, представительства как в Российской Федерации, так и за границей. Объединение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организациях, в том числе смешанных, деятельность которых соответствует задачам объединения. И наконец, объединение может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в Российской Федерации, так и за границей любое имущество, движимое и недвижимое.

    По  общему правилу, коммерческие организации, согласно ГК РФ, наделены общей, а не специальной (целевой) правоспособностью: они могут иметь гражданские права, необходимые для осуществления любых видов деятельности (ст. 49 ГК РФ). Из этого правила сделано исключение для унитарных предприятий.

    Таким образом, общее для всех российских субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности состоит в том, что они являются юридическими лицами, несущими, как правило, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. (В особом положении находятся лишь федеральные казенные предприятия, поскольку собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.)

    Все учрежденные в России организации  являются российскими юридическими лицами, их личный статут определяется российским правом. Положения российского права об ответственности должны применяться и за рубежом, т.е. иметь экстерриториальное значение.

    Если  подходить к российскому объединению (предприятию) с точки зрения критериев, используемых чаще всего в иностранных  государствах при определении национальности юридических лиц (напомним, что обычно применяется критерий либо места учреждения юридического лица, либо места его нахождения), то личным законом объединения (предприятия) всегда будет российский закон. Личным законом будут определяться правоспособность юридического лица, его внутренняя структура, решение о его ликвидации.

    Таким образом, применение норм российского  законодательства имеет ограниченное значение.

    Главную роль призвано играть внутреннее законодательство страны, в которой российские юридические лица осуществляют свою деятельность. Все вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями договора, заключенного Россией с данным государством.

    Этот  принцип международного частного права признается нашим законодательством. Так, согласно ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью создание обществом филиалов и представительств за пределами территории РФ осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором8.

Информация о работе Правовое положение российских юридических лиц и организаций за рубежом