Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: сравнительн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Производство зерна – основа всего сельскохозяйственного производства. От уровня развития зернового хозяйства во многом зависит развитие всех остальных отраслей сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения не только в хлебе, но и в мясе, молоке и других сельскохозяйственных продуктах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие о себестоимости и рентабельности продукции
1.1 Сущность и система показателей себестоимости
1.2 Понятие и показатели рентабельности организации
2. Статистический анализ себестоимости и рентабельности производства сельскохозяйственной продукции
2.1 Динамика себестоимости и рентабельности продукции производства отдельных видов продукции в хозяйстве за десять года
2.2 Структура себестоимости продукции
2.3 Индексы себестоимости продукции
2.4 Группировка сельскохозяйственных предприятий по себестоимости продукции
2.5 Анализ рентабельности и объема производства
2.6 Корреляционный анализ связи между себестоимостью продукции и основными факторами ее определяющими
3.Статистико-экономическое обоснование результатов анализа себестоимости
4. Приоритетные условия снижения себестоимости на современном этапе

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 124.20 Кб (Скачать файл)

Еще одно право, которое устанавливает  протокол (ст. 3) – право на свободные выборы. В этом праве очень емко вобрались несколько аспектов отношений личность – государство. Во-первых, провозглашается курс на демократичное гражданское общество, потому что в другом - невозможно полноценное функционирование института выборов. Также есть основание полагать, что еще одним критерием реализации данного права является система разделения властей или по крайней мере выделение законодательной власти в отдельную ветвь. В-третьих, в статье говорится о «разумной периодичности», что также указывает на демократичность строя государств-участников и о соблюдении сбалансированности этого принципа государственного устройства (слишком частая смена выборных органов власти – залог нестабильности в общественных отношениях, а слишком редкая – дорога к усилению определенных политических объединений, тоталитаризации власти).

Ст.1 Протокола № 4 является исключением  из п. 1b ст. 5 самой ЕКПЧ. Ст. 5 устанавливает, что лишение свободы возможно за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом, а статья протокола дополняет, что это правило не распространяется на несостоятельных должников по договорным обязательствам. Акцент делается на несостоятельность должника. Например, если лицо намерено отказывается выполнять обязательство, несмотря на то, что он располагает средствами сделать это, он может быть задержан по пункту 1b статьи 5.62  

Ст. 2, 3, 4 Протокола № 4 и ст. 1 Протокола  № 7 устанавливают свободу передвижения и связанные с ней правовые режимы для граждан и иностранцев. Что касается общих для всех положений, то свобода передвижения и выбора места жительства охватывает внутригосударственный и межгосударственный уровни (для истории СССР характерны такие режимы как прописка, ограничивающий возможность смены места жительства, а также так называемый «железный занавес», который не позволял свободно покидать и возвращаться в пределы СССР). Также оговариваются случаи, в которых это право может быть ограничено (в интересах национальной безопасности, общественного спокойствий, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц). Отдельно оговаривается право граждан на въезд на территорию страны его гражданства и запрет на высылку из страны гражданства. Оговариваются гарантии иностранцев при индивидуальной высылке и запрет на коллективную депортацию.

Ст. 2, 3, 4 Протокола № 7 приняты в развитие ст. 6 ЕКПЧ. Они провозглашают еще  ряд гарантий, обеспечивающих справедливое судебное разбирательство или вернее его последствия, т.е. направлены на реализацию прав осужденным: право на апелляцию, на компенсацию в случае судебной ошибки и повторно не привлекаться к суду или наказанию за преступление, за которое лицо уже было окончательно оправдано или осуждено.     

Ст. 5 Протокола № 7 дополняет ст. 12 ЕКПЧ. Она провозглашает равенство как супругов, так и родителей и детей при вступлении в брак, во время пребывания в браке и при его расторжении. Эту статью не следует понимать таким образом, будто она препятствует национальным органам должным образом учитывать все соответствующие факторы при вынесении решений в отношении раздела имущества в случае расторжения брака; слова же «его расторжения» не означают никакого обязательства государства обеспечить расторжение брака или какую-либо определенную форму его расторжения.63

 

2.3.     Конвенционные гарантии защиты прав и свобод.

 

ЕКПЧ  устанавливает широкий перечень процессуальных гарантий арестованному, заключенному под стражу, обвиняемому, осужденному. Задержанный или заключенный  под стражу имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности задержания. Каждому арестованному незамедлительно сообщается о причинах ареста, причем на понятном ему языке, т.е., если он не владеет языком страны, где был произведен арест, ему должны предоставить переводчика, который сможет ему объяснить эти причины.64 Еще очень важным является критерий незамедлительности и полноты информации, чтобы задержанное лицо могло в полной мере воспользоваться своими правами на защиту и быть не ограничено в праве на свободу и личную неприкосновенность.

Обвиняемому гарантируется возможность публичного рассмотрения дела независимым и беспристрастным судом65. Также в этой норме усматривается защита интересов несовершеннолетних, частной жизни сторон, общественного порядка и национальной безопасности (исключение из принципа публичности). В отношении обвиняемого действует презумпция невиновности; дублируется тоже право, что и у задержанного: на незамедлительное и подробное уведомление на понятном ему языке о характере и основании обвинения и пользование услугами переводчика; право на защиту и подготовку к ней; право на вызов и допрос свидетелей.66 ЕКПЧ устанавливает запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность67, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление68, возможность пересмотра приговора вышестоящей судебной инстанцией69, гарантии в случае высылки иностранцев70. Существует гарантия компенсации в случае судебной ошибки и незаконного ареста.71 Ст. 14 содержит запрещение любой дискриминации при пользовании лицом своих прав. ЕКПЧ предусматривает защиту прав в государстве72 и устанавливает свой собственный механизм защиты провозглашенных прав, учреждая Европейский Суд по правам человека73. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не дает указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.74

ЕКПЧ  и Протоколы к ней содержат не очень обширный, но очень подробный  перечень прав и свобод человека. Также  помимо самих прав указывается на пределы их реализации: обстоятельства, в которых они могут или  не могут быть ограничены. ЕКПЧ устанавливает  процессуальные гарантии прав при задержании, во время судебного разбирательства и защиту после вынесения приговора. ЕКПЧ, во-первых, защищает прямо или косвенно многие важнейшие социальные права и, во-вторых содержит детальные процессуальные гарантии для защиты большинства социальных прав.75 Очень важным является то, что нацеленная в первую очередь на соблюдение и защиту прав и свобод человека, ЕКПЧ учреждает и детально разрабатывает внегосударственный механизм защиты – Европейский Суд – и механизм контроля за соблюдением законодательства по правам человека в странах-участницах ЕКПЧ76. Значение ЕКПЧ состоит в том, что она обязывает государства установить такой порядок, который включает в качестве основного элемента эффективный и независимый контроль за распределением социальных благ.77   

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

  Степень соотношения конституционных прав и свобод человека и гражданина  в Российской Федерации нормам европейского права.

3.1. Совпадающие  нормы о правах и основных  свободах человека и их содержание.

 

Выше  были изложены права и свободы, провозглашенные в Конституции на государственном уровне и ЕКПЧ на международном уровне. Далее будет изложен анализ соотношения совпадающих норм.

Ст. 1 ЕКПЧ соответствует ст. 2, 17 и 45 Конституции. В этих статьях провозглашается обязательство государств обеспечить каждому человеку права и свободы. В целом, смысл этих норм идентичен, но Конституция говорит не только о правах и свободах человека, но и выделяет такую категорию как «гражданин».

Что касается основного права человека на жизнь, то оно также присутствует в обоих документа (ст. 2 и Протокол № 6 ЕКПЧ и ст. 20 Конституции). Но Конституции в отличие от ЕКПЧ не содержит четкого положения об «абсолютно необходимых основаниях» лишения жизни и об отмене смертной казни. Если в ЕКПЧ в самом тексте сначала предусматривалась возможность установления смертной казни в качестве наказания за преступление, то позже Протоколом это положение было отменено и установлен запрет на смертную казнь. КРФ содержит следующее положение: «Смертная казнь впредь до ее отмены…» - т.е. законодатель при разработке Конституции был нацелен на то, что в дальнейшем смертная казнь все-таки будет подлежать отмене. В настоящий момент вопрос по этому, очень острому социальному вопросу, остается открытым. УК РФ78 содержит санкции в виде смертной казни за особо тяжкие преступления против личности, но они не применяются, т.к. введен мораторий. В обществе эта проблема вызывает большой резонанс и очень много авторитетных мнений специалистов, которые высказываются как за, так и против отмены смертной казни в качестве наказания. Полностью соответствующими в данном случае можно признать абзац 1 п.1 ст.2 ЕКПЧ и п. 1 ст.20 Конституции.      

Ст. 3 ЕКПЧ о запрете пыток полностью соответствует абзац 1 п. 2 ст. 21 Конституции. ЕКПЧ употребляет слово «бесчеловечное», а КРФ – «жестокое», которые являются схожими по своему содержанию понятиями.

  П. 2 ст. 3 ЕКПЧ соответствует п. 2 ст. 37 Конституции, эти нормы направлены на запрет принудительного труда.

Право на свободу  и личную неприкосновенность провозглашают оба документа: п. 1 ст. 5 ЕКПЧ и п. 1 ст. 22 Конституции. Но при этом ЕКПЧ предусматривает закрытый детально проработанный перечень ситуаций, в которых данное право может быть ограничено, чего не делает Конституция.

Ст. 8 ЕКПЧ устанавливает право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции и определяет условия, при которых эти права могут быть ограничены. Такие же права декларируют ст. 23-25 Конституции, но немного шире. Они содержат также право на защиту чести и доброго имени, шире трактует право на уважение корреспонденции: тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; недопущение сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, в противном случае наступает уголовная ответственность. Но так же оговаривает, что эти права могут быть ограничены на законных основаниях и только судом. К праву на уважение частной жизни следует отнести и предоставление человеку право на определение своей национальности; под установленным в ч. 1 ст. 26 Конституции правом каждого лица, находящегося в России, определять и указывать свою национальную принадлежность понимается право свободно, без принуждения осуществлять выбор своей национальной принадлежности, относить себя к той или иной этнической общности, производить национальную самоидентификацию и право указывать либо не указывать в документах, в ходе опросов и в других случаях свою национальность.79

Оба документа подтверждают право на свободу мысли, совести и религии (ст. 9 ЕКПЧ и ст. 28, п. 1, 2 ст. 29 Конституции). В Конституции эта норма содержит дополнение о запрете пропаганды и агитации, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства; еще раз подчеркивая запрет дискриминации и всеобщее равенство. П. 3 ст. 59 Конституции предоставляет гражданину право на замену воинской службы альтернативной гражданской службой, если воинская противоречит его убеждениям или вероисповеданию. В свободное от службы время военнослужащие могут участвовать в религиозных церемониях и др. в качестве частных лиц.

ЕКПЧ  и Конституция содержат схожие нормы, посвященные праву на свободу выражения мнения (ст. 10 и п. 3-5 ст. 29 соответственно). Немного с разных ракурсов подошли разработчики документов к праву на выражение мнения. В ЕКПЧ оно записано как на свободное выражение, а в Конституции как право не быть принужденным к выражению мнения. На мой взгляд, это связано с тем, что в Конституции нормы о свободе мысли и слова и о выражении мнения находятся в одной статье, поэтому провозглашается свобода мысли и слова, значит и мнения (как мысль выраженная словами по какому-то вопросу), а дальше уже идет более подробное раскрытие этого права (в частности эта свобода включает в себя и запрет к принуждению).  

Еще одна совпадающая норма – свобода собираться мирно, свобода объединений, включающая право создавать профессиональные союзы (ст. 11 ЕКПЧ и ст. 30, 31 Конституции).

Норма ст. 1 Протокола № 1 ЕКПЧ соответствует  норме ст. 35 Конституции. Они провозглашают право на защиту собственности.

Право на образование также присутствует и в ЕКПЧ (ст. 2 Протокола № 1) и в Конституции (ст. 43). Российский законодатель пошел немного дальше и установил обязанность получения основного общего образования.

Ст. 3 Протокола № 1 ЕКПЧ содержит право на свободные выборы. Прямого такого же прав в Конституции не закреплено, но косвенно можно определить, что нечто аналогичное в Конституции присутствует. Об этом свидетельствует ст. 96 Конституции: одна из палат законодательного органа избирается и срок избрания - 5 лет (что свидетельствует о «разумной периодичности») и п.2 ст. 32, дающая право гражданам избирать и быть избранными.

Положения ст. 2 и 3 Протокола № 4 оговаривают свободу передвижения и правовой режим въезда – выезда из страны. Такие же нормы содержатся и в ст. 27 и 61 Конституции: свобода передвижения (выбор места пребывания и возможность беспрепятственно покидать любую страну), запрет высылки граждан из своей страны  и лишения права на въезд в свою страну.

Ст. 5 Протокола № 7 определяет равноправие супругов, а также родителей и детей. Цельной похожей нормы Конституции не содержит, но на основании п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 38 можно сделать вывод, что Конституция указывает на равноправие супругов. Вместе с тем российское законодательство вводит дополнительную защиту прав женщин, например, от обязательной воинской службы, от работы в тяжелых условиях и в других случаях.80 Ч. 1 ст. 38 Конституции предусматривает защиту материнства, детства и семьи.

Также предусматриваются  случаи отступления от соблюдения прав и свобод в чрезвычайных ситуациях (ст. 15 ЕКПЧ и ст. 56 Конституции).

   

 

 

3.2. Несовпадающие  нормы о правах и основных  свободах человека и их содержание.

 

Во-первых, рассмотрим те нормы, которые есть в ЕКПЧ, но отсутствуют в Конституции. К таким нормам относится уже упоминаемая в предыдущем параграфе норма о смертной казни (ее полный запрет). Существует Заключение81 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке РФ на вступление в Совет Европы РФ берет на себя обязательство подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее, чем через три года с момента вступления Протокол № 6 и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров. Данного обещания выполнено не было: Протокол не ратифицирован, смертная казнь не отменена и официального заявления о введении моратория не было.   

Информация о работе Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: сравнительн