Права человека в международном праве: правовой статус беженцев, рабочих-мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

С незапамятных времен народы и государства вступают в отношения друг с другом. С течением времени выработались устойчивые формы этих отношений, т. е. то, что называется сейчас «международным правом». Международное право регулирует очень широкий круг вопросов, включающий в себя безопасность, дипломатические отношения, торговлю, культуру и, конечно, права человека. Существует принципиальное различие между системой международного права и правовыми системами отдельных государств. В международном праве нет единой законодательной власти, а также института, обладающего, подобно исполнительной власти отдельного государства, монополией на применение силы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Понятие международно-правовой защиты прав человека.
Принципы уважения прав и основных свобод человека, его правовое содержание……………………………………………………………………….4
Особая защита прав отдельных категорий физических лиц в международном праве…………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

тр пр.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Параллельно шло формулирование составов деяний, считающихся грубым нарушением, преступлением против прав человека, в конвенциях о наказании  за геноцид, расовую дискриминацию, апартеид (1948, 1966 и 1973 гг. соответственно). Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов, действующих в соответствия с конституциями государств, положения которых в части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-правовым стандартам — источникам принципа уважения прав и основных свобод человека. В ряде случаев, ли по Конвенции о запрещении пыток и любого другого обращения, унижающего достоинство человека, некоторым региональным документам, индивид с согласия государства может обращаться и в международные органы.В случае систематического нарушения прав человека в органы международной юстиции, в органы ООН могут обращаться любые члены сообщества государств, так как при нарушении принципа страдающим, как указывалось ранее, считается все сообщество. Поскольку принцип обращен к государствам — субъектам международного права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях. Они имеют право, являясь, как было указано ранее, членами сообщества, требовать, чтобы все государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали права человека на своей территория; имеют право обратиться с иском о нарушении прав человека в органы ООН — Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный суд, региональные органы, органы, созданные конкретными договорами для наблюдения за их выполнением. Например, комитеты и комиссии по правам человека созданы в соответствия с Пактами о правах человека, Конвенциями о запрещении расовой дискриминация и апартеида. Государства имеют право требовать наказания лиц, виновных в грубых нарушениях прав человека — международных преступлениях против человечности, и наказывать их, если они оказались на их территория, в пределах их юрисдикции, для этого они имеют право учреждать особые международные суды и трибуналы, как, например, Нюрнбергский, Токийский трибуналы, международный трибунал по Югославии, по Руанде. Государства имеют право на участие в договорах, защищающих права человека, и на защиту таких договоров.

Обязанности государств состоят в неукоснительном соблюдении требований принципа, как-то: в приведении в соответствие с международными обязательствами национального законодательства по правам человека, в наказании лиц, виновных в нарушения прав человека, в разрешении споров, связанных с нарушением прав человека, только мирными средствами. Государства обязаны особо защищать отдельные категории физических лиц, например, национальных меньшинств, инвалидов, коренных народов на своей территории. Наиболее регламентированы права и обязанности государств по соблюдению принципа в документах СБСЕ-ОБСЕ, особенно в Итоговом документе Венской встречи 1989 г. и Итоговом документе Копенгагенской встречи 1990 г. — так называемой Копенгагенской конституции, а также Венской декларации и Программе действий, принятых в 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека, организованной ООН.

Грубыми нарушениями  принципа являются геноцид, нарушающий право человека на жизнь в составе  расовой, этнической, религиозной группы, расовая дискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании всеми правами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации, рабства и угнетения большинства меньшинством. Ответственность за нарушение принципа несут как государства, так и дополнительно отдельные категории физических лиц. В качестве санкций могут быть применены самые жесткие меры, вплоть до ограничения суверенитета государства.

 

 

  1. Особая защита прав отдельных категорий физических лиц в международном праве

 

Европейская конвенция  о правовом статусе трудящихся-мигрантов принята 24 ноября 1977 года. В ней говориться, что термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина Договаривающейся стороны, которому разрешено другой Договаривающейся стороной проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы. Конвенция не применяется к:

a) приграничным трудящимся;

б) артистам, другим лицам  развлекательных профессий и  спортсменам, занятым в течение  короткого периода времени, и  лицам свободной профессии;

в) морякам;

г) лицам, проходящим обучение;

д) сезонным трудящимся; сезонными трудящимися-мигрантами являются лица, которые, будучи гражданами одной Договаривающейся стороны, занимаются на территории другой Договаривающейся стороны деятельностью, которая зависит от времени года, на основе контракта на конкретный срок или на выполнение конкретной работы;

е) трудящимся, которые, будучи гражданами одной Договаривающейся стороны, выполняют конкретную работу на территории другой Договаривающейся стороны от имени предприятия, которое  имеет зарегистрированный офис за пределами территории этой Договаривающейся стороны.

К общим признакам  трудящегося-мигранта относятся: 1) иностранное  гражданство; 2) место постоянного  проживания; 3) цель прибытия в страну – выполнение оплачиваемой работы; 4) временный характер пребывания в  принимающей стране; 5) легальность, то есть разрешение компетентного государственного органа на такое временное пребывание; 6) регулирование трудовых отношений национальным законодательством страны пребывания. На основании выделенных признаков сформулируем определение: Трудящийся-мигрант – физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является и в котором не имеет постоянного места жительства.

Процесс привлечения  иностранной рабочей силы в РФ включает: 1) получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников; 2) оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; 3) внесение средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ; 4) получение иностранным гражданином разрешения на работу; 5) установление трудовых отношений путем заключения трудового договора.

Каждая Договаривающаяся сторона гарантирует следующие  права трудящихся мигрантам:

- право покидать территорию  Договаривающейся стороны, гражданами  которой они являются;

- право на допуск  на территорию Договаривающейся  стороны с целью выполнения  оплачиваемой работы после получения  разрешения на это и приобретения  необходимых документов.

Данные права подлежат таким ограничениям, которые предписаны законодательством и необходимы для охраны национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и  нравственности населения. Документы, необходимые трудящемуся-мигранту для эмиграции и иммиграции, выдаются, по возможности, в кратчайшие сроки, бесплатно или по уплате суммы, не превышающей административных расходов.

Супругу(е) трудящегося-мигранта, на законных основаниях работающего  на территории Договаривающейся стороны, и его не состоящим в браке детям, пока они рассматриваются несовершеннолетними соответствующим законодательством принимающего государства, которые находятся на содержании трудящегося-мигранта, разрешается на условиях, аналогичных тем, которые применяются настоящей Конвенцией в отношении допуска в страну трудящихся-мигрантов и в соответствии с процедурой допуска в страну, предписанной таким законом или международными соглашениями, воссоединиться с трудящимся-мигрантом на территории Договаривающейся стороны при условии, что последний имеет для семьи жилищные условия, рассматриваемые как нормальные для национальных трудящихся в регионе, где работает трудящийся-мигрант. Каждая Договаривающаяся сторона может поставить предоставление такого права в зависимость от периода ожидания, который не превышает двенадцати месяцев. Любое государство может в любое время путем заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы, которое вступает в силу через один месяц после даты его получения, поставить воссоединение семьи, указанное в пункте 1, выше, в зависимость от наличия у трудящегося-мигранта постоянных средств, достаточных для удовлетворения потребностей его семьи.

Конвенция о статусе  беженцев была принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу  о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года. Вступила в силу: 22 апреля 1954 года в соответствии со статьей 43. Она декларирует, что в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Положения настоящей Конвенции не распространяются на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязанности, связанные с гражданством этой страны. Положения настоящей Конвенции не распространяются на всех тех лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям  в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

б) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне  страны, давшей им убежище, и до того как они были допущены в эту  страну в качестве беженцев;

в) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 1 Федерального закона «О беженцах» даёт следующую  характеристику понятия «беженец»:

Беженец - это  лицо, которое не является гражданином  Российской Федерации и которое  в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Итак, для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований  по признакам, перечисленным выше.

Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут  быть:

- иностранные граждане, прибывшие  или желающие прибыть на территорию  Российской Федерации;

- лица без гражданства,  прибывшие или желающие прибыть  на территорию Российской Федерации;

- иностранные граждане  или лица без гражданства, пребывающие  на территорию Российской Федерации на законных основаниях.

Глава 2 Конвенции определяет непосредственно правовой статус беженцев:

1. Личный статус. Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.

2. Движимое и недвижимое  имущество. В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам возможно более благоприятное положение и, во всяком случае, не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

3. Авторские и промышленные права. Что касается защиты промышленных прав, как-то: прав на изобретения, чертежи и модели, торговые марки, названия фирмы, и прав на литературные, художественные и научные произведения, то беженцам в той стране, где они имеют свое обычное местожительство, будет предоставляться та же защита, что и гражданам этой страны. На территории любого другого Договаривающегося государства им будет предоставляться та же защита, что предоставляется на этой территории гражданам страны, в которой они имеют свое обычное местожительство.

4. Право ассоциаций. В отношении ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды, и в отношении профессиональных союзов Договаривающиеся государства будут предоставлять беженцам, законно проживающим на их территории, наиболее благоприятствуемое положение, соответствующее положению граждан иностранного государства при тех же обстоятельствах.

5. Право обращения  в суд. Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договаривающихся государств. На территории Договаривающегося государства, в котором находится его обычное местожительство, каждый беженец будет пользоваться в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане, в частности в вопросах юридической помощи и освобождения от обеспечения уплаты судебных расходов. Каждому беженцу во всех прочих странах, кроме страны его обычного проживания, будет в отношении вопросов, упомянутых в пункте 2, предоставляться то же положение, что и гражданам страны его обычного местожительства.

Информация о работе Права человека в международном праве: правовой статус беженцев, рабочих-мигрантов