Понятия и источники международного ядерного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение основных правовых основ деятельности в области использования ядерной энергии, которые должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в данной области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области использования ядерной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды ,а также экономической или военно-политической (при использовании атомной энергии в оборонных целях) безопасности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятия и источники международного ядерного права
2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
3. Ядерная безопасность и радиационная защита
4. Транспортировка радиоактивных веществ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ Е.docx

— 22.81 Кб (Скачать файл)

                                          СОДЕРЖАНИ Е

ВВЕДЕНИЕ

1.Понятия и источники  международного ядерного права

2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

3. Ядерная безопасность и радиационная защита

4. Транспортировка радиоактивных веществ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

  Общественные отношения в такой потенциально-опасной сфере человеческой деятельности, как использование атомной энергии в мирных и оборонных целях, требуют всесторонней правовой регламентации.

В настоящее время сложилась  совокупность правовых норм и институтов, регулирующих указанные общественные отношения и образующих комплексную  отрасль российского права - ядерное право. Комплексный характер этой отрасли обусловлен сочетанием в ней норм конституционного, гражданского, административного, экологического, земельного и других отраслей права.

Основной целью курсовой работы является   рассмотрение основных  правовых основ  деятельности в области использования ядерной энергии, которые должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в данной области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области использования ядерной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды ,а также экономической или военно-политической (при использовании атомной энергии в оборонных целях) безопасности.

 

 

          1.Понятие и источники международного атомного права

С середины 50-х гг. государства активно  сотрудничают в области мирного  использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость  в координации усилий государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое число международных соглашений, регулирующих различные аспекты мирной атомной деятельности, сформировалась новая отрасль международного права — международное атомное право. Источниками данной отрасли являются: Устав МАГАТЭ, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и др. 
Международно-правовое регулирование в области мирного использования атомной энергии развивается в следующих основных направлениях:                                                                                                                                                                        
Обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;     
Регламентация ядерного экспорта и транспортировки ядерных веществ; 
 
Физическая защита ядерных             материалов    
 
атомное судоходство; 
 
использование ядерных источников энергии в космосе; 
 
охрана окружающей среды от радиоактивного загрязнения; 
 
ядерное страхование и установление ответственности за ядерный ущерб; 
 
помощь в случае ядерной аварии

     2. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Международное агентство по атомной энергии было создано в 1956 г. и действует на основании Устава. Устав МАГАТЭ был принят 26 октября 1956 г. на международной конференции, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и вступил в силу 29 июля 1957 г. 
 
Главные органы МАГАТЭ — Генеральная конференция, Совет управляющих, секретариат. 
 
Генеральная конференция состоит из представителей всех государств — участников МАГАТЭ и собирается на свои заседания один раз в год. В соответствии с Уставом (ст. 5) Генеральная конференция 
 
обсуждает любые вопросы, относящиеся к функциям любого органа МАГАТЭ, и дает по ним рекомендации членам Агентства или Совету управляющих; 
 
принимает решения по вопросам, переданным на ее рассмотрение Советом управляющих; 
 
выбирает часть членов Совета управляющих; 
 
осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом. 
 
По некоторым вопросам (прием государств в члены МАГАТЭ, принятие бюджета Агентства, утверждение соглашений между Агентством и другими международными организациями и т.д. Генеральная конференция вправе принимать решения лишь после соответствующего решения Совета управляющих. 
 
Совет управляющих является исполнительным органом Агентства. В основе формирования Совета лежит принцип наибольшей развитости данного государства в области технологии атомной энергии, включая производство исходных материалов. Совет управляющих состоит из представителей 35 государств; 13 членов Совета как наиболее развитые в области технологии атомной энергии назначаются самим Советом, остальные члены ежегодно избираются Генеральной конференцией. 
 
Совет управляющих, согласно Уставу МАГАТЭ: 
 
назначает Генерального директора Агентства с последующим утверждением его Генеральной конференцией;

заключает соглашения о займах, поставках, проектах МАГАТЭ и технической помощи; 
 
заключает соглашения с ООН, другими международными организациями, которые подлежат утверждению Генеральной конференцией; 
 
осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом. 
 
Заключаемые Советом соглашения о поставках представляют собой трехсторонние контракты между МАГАТЭ, государством-поставщиком и государством-получателем помощи в области мирного использования атомной энергии. Соглашения о проектах — это двусторонние соглашения между Агентством и государством-получателем помощи. Соглашения о технической помощи заключаются как с членами Агентства, так и с государствами, не входящими в МАГАТЭ. Совет управляющих ежегодно рассматривает и утверждает программу технической помощи в виде услуг и оборудования, предоставляемой Агентством из собственных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Ядерная безопасность и радиационная защита 
 
В последнее время особое значение в атомной энергетике приобрела проблема радиационной безопасности. Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается по следующим направлениям: 
 
принятие в рамках международных организаций правил безопасности и радиационной защиты; 
 
обеспечение безопасной эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайного ядерной аварии; 
 
обмен информацией об отказах и неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности. 
 
Координация усилий государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется прежде всего в форме принятия документов, большинство из которых разработано в рамках МАГАТЭ при участии других международных организаций. В их числе входят: основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения); свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (МАГАТЭ, МОТ и ВОЗ) и др. 
 
Основная цель ядерной безопасности, согласно определению МАГАТЭ, — поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом. 
 
Для изучения опыта безопасной эксплуатации АЭС и оказания консультативной помощи государственным органам развивающихся стран, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности, в МАГАТЭ создана специальная группа по контролю, при участии которой

подготовлено большинство  международных документов в данной сфере.

        При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание    уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. В этих целях МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание — «Серию безопасности», в которой излагаются правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, для защиты здоровья человека и окружающей его среды. МАГАТЭ также регулярно готовит программы разработки норм безопасности АЭС, которые предназначены для государственных органов стран — членов МАГАТЭ, регламентирующих и контролирующих деятельность по реализации программ развития атомной энергетики. 
 
Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой области является разработка с учетом рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению. 
 
Система радиационной защиты МАГАТЭ сочетает две системы защиты:

1)общие правила радиационной защиты в отношении отдельного человека

           2) требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизирующего    излучения. В соответствии с этими правилами облучение отдельных лиц не должно превышать установленные пределы доз. Если облучение исходит от нескольких источников, устанавливается верхняя граница, суммирующая дозы, получаемые от отдельных источников. Дополнительная защита представляет собой систему учета всех доз, исходящих от источника,независимо от места и времени облучения. 
 
Значительное место в системе источников регулирования в области радиационной защиты занимает Конвенция МОТ № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г. Конвенция распространяется на все виды деятельности, влекущие воздействие ионизирующей радиации на трудящихся в процессе их работы. В Конвенции определяется порядок установления максимально допустимых доз радиации и максимальные количества радиоактивных веществ, которые могут попадать в организм трудящихся. Запрещается допускать к работе, связанной с ионизирующей радиацией, трудящихся моложе 16 лет, других лиц, если это противоречит медицинскому заключению. Администрация предприятия обязана измерять уровни радиации на рабочих местах, информировать о них трудящихся и принимать все меры по снижению радиации.

 

 

                 4.Транспортировка радиоактивных веществ

                             Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международные документы подробно определяют условия безопасной транспортировки радиоактивных веществ, обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, порядок оформления документации, маркировку упаковочных комплектов и транспортных средств, контроль и меры ответственности. 
 
В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку как ядерного оружия, так и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях, например: Соглашение между правительствами РФ и Франции о сотрудничестве в области безопасности и мониторинга радиационной обстановки при транспортировке, складировании и уничтожении ядерного оружия в России 1992 г., Соглашение между правительствами России, Украины, Венгрии о сотрудничестве в области транспортирования ядерного топлива между Венгрией и Россией 1992 г., Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении — Организации сотрудничества железных дорог; Соглашение о международном железнодорожном сообщении COTIF (приложение — Правила перевозки опасных грузов RID); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов; Международный кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации; Правила воздушной перевозки опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта. 
 
Они определяют, в частности, правила, регулирующие: 
 
классификацию грузов (в зависимости от видов излучения и степени опасности); 
 
предотвращение утечки жидких и сыпучих грузов; 
 
ограничение излучения на поверхности с указанием максимально допустимых расстояний для людей; 
 
ограничение радиоактивных загрязнений; 
 
ограничение активности изотопа в упаковках; 
 
ограничение числа упаковок в транспортном средстве; 
 
маркировке и упаковок транспортных средств;

составление упаковочных  комплектов. 
 
Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. Однако на практике в этой области имеются определенные проблемы, осложняющие международные перевозки. Так, одни государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ, в других странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов. Не до конца унифицированы национальные правила по оформлению сертификатов соответствия нормам безопасности упаковочных комплектов и упаковок и т.д. В ряде стран требуется, чтобы страховые полисы по радиационным грузам, были подписаны также и национальными страховыми компаниями, в результате чего на одну партию груза приходится оформлять несколько страховых полисов, что ведет к задержкам в пути следования. Все это создает определенные трудности в применении международных правил перевозки радиоактивных веществ и не способствует повышению радиационной безопасности. 
 
Определенными особенностями отличаются перевозки радиоактивных грузов воздушным транспортом. При воздушных перевозках радиоактивных веществ применяются документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и, в частности, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. К Конвенции имеется Приложение № 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху». Нормы, содержащиеся в этом Приложении, отсылают к техническим инструкциям ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Детально обязанности сторон договора перевозки радиоактивных веществ регулируются законодательством отдельных государств. 
 
Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов является необходимость принятия мер по их физической защите (охраны груза от хищения и несанкционированных перемещений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятия и источники международного ядерного права