Понятие внешней торговли и инструменты ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Изучение и анализ научных теорий, мирового опыта, методов и инструментов регулирования мировой торговой деятельности стран, а также учет и прогнозирование потенциальных и реальных выигрышей, применение средств торговой политики при реализации государственной стратегии развития является актуальной и требует тщательного изучения для организации успешной и эффективной внешнеэкономической деятельности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ
РЕГУЛИРОВАНИЯ............................................................................................. 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………6
1.2. Внешняя экономия и международная торговля
1.3 Внешняя торговля и монополистическая конкуренция
. 12
1.4. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ .................................................................25
1.5. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ............32

ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ГАТТ/ВТО) .................................................................................33
2.1. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ТАРИФОВ....................................................34
2.2. АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ ТАРИФОВ ................................................35
2.3. ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ......................................................................................................37

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ  ЕЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ............................................................................................. 6

1.1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ …………………6

  1. 1.2. Внешняя экономия и международная торговля
  2. 1.3 Внешняя торговля и монополистическая конкуренция

. 12

1.4. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ .................................................................25

1.5. НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ............32

 

ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ГАТТ/ВТО) .................................................................................33

2.1. АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ТАРИФОВ....................................................34

2.2. АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ ТАРИФОВ ................................................35

2.3. ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ ......................................................................................................37

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 47

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................................49

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике  – это долгий процесс, включающий разные аспекты экономической деятельности. Наивная вера, что рыночную экономику можно ввести посредством “шоковой терапии”, по сути своей неверна, и в ряде случаев попытки ее реализации создают еще больше проблем, чем хотели решить. Рыночная экономика требует адекватных ей институциональных структур и соответствующего поведения, поэтому переход можно осуществить лишь постепенно, ибо намеченные действия требуют постепенности, основанной на новых организациях, законах и изменении поведения разных экономических агентов.

Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление регулирование торговой политики параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социально-ориентированной рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства.

Однако, регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области экономической жизни страны.

Несмотря на различия, все  научные теории, объясняющие регулирующую роль государства, так или иначе, исходят из презумпции расширения государственных функций и роли государства в экономике и обществе в принципе, из универсальности характера этого процесса в различных странах. Новая волна внешнеторговых тенденций в большинстве развитых и развивающихся стран позволяют иначе взглянуть на место и роль государства во внешнеторговых отношениях, на конкретные условия и границы государственного вмешательства, которые могут существенно отличаться в разных странах.

Представляется, что более  корректно говорить о роли и границах воздействия государства на внешне торговую политику не вообще, а исходя из конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед страной вызовов.

Внешняя торговля любого государства, как правило, строится на основе взаимной выгодности. Однако взаимовыгодность во внешней торговле это не только сбалансированность экспортных и импортных операций, но и гораздо более широкая проблема реализации определенной стратегии внешнеэкономических отношений конкретной страны, которая всегда находится в единстве с другими экономическими отношениями. Хотя есть случаи, когда внешнеэкономические отношения развиваются спонтанно, складываясь "де-факто" как результат стихийных, мало скоординированных между собой действий. Разумеется, более предпочтительной считается ситуация, при которой внешнеторговая деятельность осуществляет ту или иную стратегию сознательно.

На выбор национальной внешнеэкономической стратегии  существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК. При таких обстоятельствах макроэкономическая стратегия экономического роста страны испытывает на себе сильное влияние внешнего фактора, определяемого ролью внешнеэкономических связей в экономической политике государства. Совершенно очевидно, что национальное внешнеэкономическое регулирование не может не испытывать, например, влияние таких проблем современной мировой экономики, как обострение конкуренции на мировом рынке, растущее неравновесие платежных балансов, огромная внешняя задолженность многих стран, экономическая и политическая нестабильность в странах Восточной Европы, и прежде всего в странах СНГ.

Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие во внешнеторговой политике двух внешнеэкономических тенденций: либерализма и протекционизма.

Под внешнеэкономической  политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами.

Осуществление же внешнеторгововой политики предполагает определение  стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Существующий ныне у большинства  государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики заключается в создании благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение как  теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для Узбекистана и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Международная торговля является исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей в мировой экономике. И, несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 4/5 совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Международная торговля опосредует большинство видов международного

сотрудничества.

Для любой страны роль внешней  торговли трудно переоценить. По определению  Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость. Современные МЭО, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике различных стран  под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. В международную торговую систему ежегодно поступает до четверти произведенной в мире продукции. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена.

Международная торговля велась и в эпоху рабовладения, существовала она и при феодализме, но лишь с разложением последнего и возникновением капиталистических отношений она начинает интенсивно развиваться. С созданием национальных государств на первых этапах развития и возникновением машинного производства начинается процесс зарождения специализации стран на производстве того или иного вида продукции.

Появление крупных промышленных предприятий на этапе развитого  капитализма привело к массовому производству товаров, быстро перерастающему рамки национальных хозяйств. На этом этапе происходит становление процесса международного разделения труда.

Индустриализация производства, вследствие которой увеличивается  объем выпуска продукции, появляются новые отрасли и виды производства, ведет к резкому возрастанию спроса на топливо, сырье и материалы. Вместе с тем, возможности получения большинства видов сырья в отдельно взятой стране ограничены природными условиями. Поэтому закономерно стремление промышленных отраслей, освоивших производство продукции в крупных масштабах, получать необходимое сырье в тех странах, где оно есть, в результате чего международная торговля получает постоянные импульсы для своего развития.

Многовековая история  мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяются направления

внешнеторговых потоков.

Изучение и анализ научных  теорий, мирового опыта, методов и  инструментов регулирования мировой торговой деятельности стран, а также учет и прогнозирование потенциальных и реальных выигрышей, применение средств торговой политики при реализации государственной стратегии развития является актуальной и требует тщательного изучения для организации успешной и эффективной внешнеэкономической деятельности

Республики Узбекистан.

Вышеуказанные факторы повлияли на выбор курсовой работы, в связи, с чем определены следующие направления в анализе государственной роли регулирования внешнеторговой политики:

-раскрыть определение и значение внешней торговли, детально описать

инструменты регулирования  торговой политики и показать их влияния  в различных моделях;

-определить тенденции мировой торговли, и описать торговую политику развитых и развивающихся стран;

-дать рекомендации по регулированию внешней торговли, с учетом мирового опыта;

-проанализировать торговую политику Республики Узбекистан и привести

статистические данные развития экспортно-импортных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И

ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

§1. ПОНЯТИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров и услуг.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (деривативами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.

Международная торговля предстает  как совокупный объем торговли всех стран мира.

Однако термин «международная торговля» употребляется и в  более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.

Информация о работе Понятие внешней торговли и инструменты ее регулирования