Понятие СЭЗ. Объективная необходимость их возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. История создания свободных экономических зон в Российской
Федерации
§ 1.1. Понятие СЭЗ. Объективная необходимость их возникновения .…8
§ 1.2. Мировой опыт функционирования СЭЗ и возможности его
использования в России …………………………………………………………20
Глава II. Организационно – правовые аспекты развития СЭЗ в России
§ 2.1 Правовые основы функционирования СЭЗ ……………………….27
§ 2.2. Организация свободных экономических зон в России –
проблемы и перспективы ………………………………………………………..39
Глава III. Сравнительная характеристика отдельных СЭЗ России.
§ 3.1. Приморская "Находка" …………………………………………….47
§ 3.2 Балтийский "Янтарь" ………………………………………………50
Заключение ………………………………………………………………………55
Библиографический список ……………………………………………………...58

Файлы: 1 файл

novyi_sez.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

В СЭЗ  зарегистрировано  несколько  сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем  Востоке.  По данным, содержащимся Биржевых ведомостях, кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл.52  В рамках проекта создания российско-корейского индустриального  парка  площадью  300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл.  Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

Однако, несмотря на имеющийся  потенциал,  есть и ряд  существенных помех дальнейшему развитию свободных экономических зон.  Про общие из них (пробелы законодательной базы, дефицит нормативных актов, защищающих права участников  СЭЗ,  недостаток  средств  на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось.  В частности, в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ "Находка" потеряла до 30%  инвесторов.53 Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны,  необходимость больших (порядка 1 млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".

 

 

 

 

§ 3.2  Балтийский "Янтарь"

Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась немного позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей название «Янтарь». Цели создания зоны трактовались так :

  • ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
  • повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами:
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;                         
  • развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
  • отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.      

В дальнейшем свободная  экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭС). Основным законодательным актом, определяющим правовые и экономические основы создания и функционирования такой зоны, является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года.54 Особая экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации. Этим законом были созданы предпосылки для преодоления сложностей эксклавного положения Калининградской области и успешного осуществления ее внешнеэкономической деятельности. Ведь экономика Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря, где сосредоточено более 85 % мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Янтарь  используется в радиотехнической промышленности, в изготовлении музыкальных инструментов, а также в производстве ювелирных украшений. На территории области, включая приобретенный шельф, добываются другие полезные ископаемые. В регионе разведаны крупные запасы нефти. Область производит 6 проц. целлюлозы, 4 проц. бумаги и 10 проц. рыбной продукции Российской Федерации. Более того, область располагает рекреационными ресурсами, благоприятствующим» развитию курортно-туристского комплекса, где имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Свидетельством тому уже имеющиеся широко известные курортно-оздоровительные зоны Светоогорска и 3еленограда.55

 

 

 

 

Согласно положению  о свободной экономической зоне "Янтарь",  принятому в сентябре  1991 года, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калиниградской области,  повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами,  обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного  капитала,  технологии  и  управленческого опыта,  потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции,  трансконтинентального транзита,  отработки новых форм хозяйствования  в условиях перехода к рыночной экономике.56

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими  к  ней  районами  континентального шельфа,  за  исключением территории объектов,  имеющих оборонное и стратегическое значение для России.

В январе 1996 года Президентом  РФ был подписан  закон  "Об  особой экономической зоне в Калининградской области".57 Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствий принятия нового закона, показывает,  что, несмотря на наличие определенного потенциала области и  на то,  что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен,  чем в других "старых" СЭЗ  (в  частности, режим  беспошлинного,  безлицензионного и безрегистрационного экспорта,

 

 

а также беспошлинного  импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация,  не имеющая аналогов на территории  России), дополнительные права и привилегии,  предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными  для  решения  ее социально-экономических проблем.58

При этом:

  • годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой;
  • зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход страны;
  • довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде  всего,  торгово-посреднических)  не смогло уравновесить упадок производственной сферы и создать ощутимые заделы  для  постепенного  экономического подъема в регионе;
  • положение  с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у ряда других "старых" СЭЗ и регионов,  не  имевших  льготного режима:  область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по объему реально вложенных капиталов, а в расчете на душу населения ее показатели существенно меньше, чем в среднем по России;
  • ожидаемого  усиления  внешнеэкономического потенциала области не произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в  полтора  раза)  превзошла среднероссийский уровень,  подушевой объем ее экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России;
  • режим свободной торговли потребовал  усиления  административного контроля над экономической деятельностью в регионе,  что было вызвано ростом контрабандны.

В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные при создании СЭЗ "Янтарь".

Отмечено, что в новом  законе фактически не учтен опыт работы СЭЗ "Янтарь" и высказано мнение,  что этот закон не  только  не создает в Калининградской области привлекательного инвестиционного климата, а может даже ухудшить его.59

Отмеченные "результаты" функционирования Калининградской  области в режиме  СЭЗ (а ее опыт,  пожалуй,  наиболее "богатый" из всех свободных экономических  зон) важны тем,  что они могут  служить определенным ориентиром для  других российских территорий,  уже имеющих или претендующих на звание "свободных экономических зон", с тем, чтобы избежать повторения сделанных ошибок.

Таким образом,  две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие  СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением),  так  и  в  недостатках.  К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы выше)  здесь  добавляются  высокие транспортные  издержки,  связанные:  для Находки - со значительной удаленностью от центральной России,  для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории.

 

Вновь следует подчеркнуть,  что без комплексного подхода  к решению указанных проблем будущее рассмотренных регионов как настоящих СЭЗ представляется  весьма туманным.  Если же будет сохранен только их формальный статус "свободных зон", через некоторое время они могут остаться  лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает подтверждаться уже  сегодня  более  чем 6-кратным ростом преступности в этих городах).60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие  выводы и предложения:

1. Свободные экономические  зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры», ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

2. Несмотря на имеющиеся возможности  развития свободных экономических зон,  есть и ряд  существенных помех дальнейшему их развитию.  Про общие из них: пробелы в законодательной базы, дефицит нормативных актов, защищающих права участников  СЭЗ,  недостаток  средств  на обустройство инфраструктуры и т.п. уже говорилось.  В частности же, в результате отмены "задним числом" таможенных льгот, например та же, СЭЗ "Находка" потеряла до 30%  инвесторов.61

3. Так же, есть и специфические  проблемы, в том числе: высокие  транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны,  необходимость больших (порядка 1 млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".

Это что касается отрицательных  сторон функционирования и развития свободных экономических зон.

Но, сейчас в России насчитывается  достаточно СЭЗ,  развитие которых  началось в конце 80-х годов. Тогда  свободные экономические зоны рассматривались  как элемент государственной  внешнеполитической политики и способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

4. Проведенное рассмотрение дает  основания  полагать,  что   ответ  на вопрос: есть ли  перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. 

Однако, несомненно, и то, что эффективная  реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

  • формирования  на  федеральном  уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организации СЭЗ на ограниченной территории,  исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить  значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ,  с понимаем того,  что реальный эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;
  • создания  на  федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за  выполнением свободными  зонами их обязательств по отношению к государству,  включая использование средств,  получаемых из  федерального бюджета;
  • предоставления иностранным и российским инвесторам,  действующим в СЭЗ,  лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те,  которые  они  имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно,  здесь нет  принципиально невыполнимых условий. На наш взгляд, проблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

5. Опять же, хотелось бы подчеркнуть,  то, что без комплексного подхода  к решению указанных проблем будущее рассмотренных регионов как настоящих свободных экономических зон представляется  весьма и весьма туманным.  Если же будет сохранен только их формальный статус "свободных зон", то через некоторое время они могут остаться  всего лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает подтверждаться уже сегодня  более  чем 6-кратным ростом преступности в этих городах).

Создание у нас СЭЗ может  стать,  как и во многих странах  мира, одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических связей  и экономики страны в целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Свободные экономические  зоны созданы для повышения экономики отдельных регионов, где есть свободные экономические зоны, для создания большего числа рабочих мест, поднятие всей России в целом.

Нужно создать общий закон по свободным экономическим зонам. Подобная попытка уже была, но законопроект не был подписан Президентом Российской Федерации.

Существуют нормативно-правовые акты для свободных экономических зон, но лишь в некоторых регионах России. Скорее всего, они создаются для недобросовестных людей. Для отмывания денег, незаконного провоза товаров.

При рассмотрении и изучении материала  по данной теме, пока следует закрыть свободные экономические зоны, как не отвечающие поставленным целям.

Нужно создать единый законопроект и посмотреть накопленный опыт других стран и регионов, для того, чтобы не повторять их ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

  1. Конституция Российской Федерации,  1993 г.
  2. Об иностранных инвестициях в РСФСР. Закон РСФСР от 4.07.91 г.  N 1545-1.
  3. О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности. Федеральный закон от 13.03.95 г. N 31-ФЗ. // СЗ РФ. 1995.
  4. О  либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г.  N  213.
  5. О некоторых  мерах  по развитию  свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации. Указ Президента РФ от 4.06.92 г.  N 548.
  6. О создании зоны свободной торговли "Шереметьево". Указ Президента РФ от 10.12.92 г.  N 1572.
  7. О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал". Указ Президента РФ от 3.06.93 г. N 847.
  8. О совершенствовании работы с иностранными инвестициями. Указ Президента РФ от 27.09.93 г.  N 1466.
  9. О  Калининградской области. Указ Президента РФ от 07.12.93 г.  N 2117.
  10. О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в  части  предоставления таможенных льгот. Указ Президента РФ от 6.03.95 г. N 244.
  11. О создании зон свободного предпринимательства. Постановление  ВС РСФСР от 14.07.90 г.  N 106-1.
  12. О создании  зон свободного предпринимательства. Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г.  N 165-1.
  13. О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г.
  14. О внесении дополнений  в постановление ВС РФ "О введении в действие закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Постановление ВС РФ от 7 июля 1993 г. N 5343-1.
  15. О некоторых мерах по развитию СЭЗ "Находка". Постановление Правительства РФ от 08.09.94 г.  N 1033.
  16. Об особой экономической зоне в границах  особо  охраняемого  эколого-курортного региона - Кавказских Минеральных Вод. Постановление Правительства РФ от 29.12.94 г.  N 1430.
  17. Положение о свободной экономической зоне в  районе  г.  Находки Приморского  края.  Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.
  18. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской  области  (СЭЗ  "Янтарь").  Утверждено  постановлением  СМ  РСФСР  от 25.09.91 г. N 497.
  19. О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах. Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01.

Информация о работе Понятие СЭЗ. Объективная необходимость их возникновения