Понятие и виды дуализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным правом и внутригосударственным правом, которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого.

Содержание работы

А. Теоретическая часть
1.1. Понятие и виды дуализма как теории соотношения
международного и внутригосударственного права 3
1.2. Нормы кодексов РФ и базовых федеральных законов, которые
определяют соотношение международного права с российским
законодательством 6
Б. Нормативная часть 9
В. Практическая часть 12
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

4558 - МП.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

А. Теоретическая часть

1.1. Понятие и виды  дуализма как теории соотношения 

международного и внутригосударственного права                 3

1.2. Нормы кодексов  РФ и базовых федеральных законов,  которые 

определяют соотношение международного права с российским

законодательством                      6

Б. Нормативная часть                               9

В. Практическая часть                             12

Список использованных источников                          17

 

 

А. Теоретическая часть

1.1. Понятие и виды дуализма как теории соотношения международного и внутригосударственного права

 

Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным правом и  внутригосударственным правом, которое, прежде всего, заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. Когда внутригосударственное право предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права (Трипель, Струп, Оппенгейм). В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право. Дуализм тесно связан с позитивистской доктриной, которая склонна отрицать силу иных источников международного права, кроме практики государств.

В 1899 г. Г. Трипель издал монографию «Международное и внутригосударственное право», в которой изложил теорию дуализма. Трипель писал: «Международное и внутригосударственное право суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые тесно соприкасаются, но никогда не пересекаются».

Ученый выделил два  основных отличия между этими  правопорядками: 1) субъектами внутригосударственного права являются индивиды, в то время как субъектами международного права являются только государства; 2) источником внутригосударственного права является сама воля государства, в то время как источником международного права — общая воля государств.

Подобного мнения также  придерживается итальянский юрист-международник  А. Кассезе. Поскольку международное  право регулирует поведение не индивидов, а государств, оно не является самодостаточной правовой системой. Государства не имеют ни души, ни способности формировать и выражать самостоятельную волю; они являются «абстрактными» структурами, действующими через индивидов. Индивиды являются субъектами национальных правовых систем, самостоятельно определяющих процедуры избрания или назначения государственных чиновников и автономно устанавливающих круг их деятельности и полномочий. В этой сфере международное право должно подчиниться (must bow) внутренним властям. Поэтому международное право не может функционировать без постоянной помощи, содействия и поддержки со стороны национальных правовых систем. В рамках системы государства (скажем, Великобритании) нормы другого правопорядка, такого как международное право, не могут применяться непосредственно, но могут быть только «трансформированы» в правовые нормы данной системы (т. е. в английские нормы). Пока эта трансформация не будет иметь места, международные стандарты будут просто иметь ценность «фактов».

Доктрина дуализма подразумевает, что международное право не зависит  от воли какого-то одного государства, поскольку оно выражает общую  волю всех государств. Каждое государство  обязано добросовестно выполнять  свои международно-правовые обязательства. Однако государство вольно самостоятельно определять, каким образом оно будет реализовывать данные обязательства. В своей правовой системе оно может даже устанавливать приоритет своего законодательства по отношению к международному праву. Безусловно, это может повлечь ответственность, но эта ответственность будет носить исключительно международно-правовой характер и никоим образом не будет иметь юридического значения для внутригосударственной правовой системы.

Как отметил итальянский  профессор Л. Феррари-Браво, данная теория не возникла из пустоты — этому предшествовал ряд исторических изменений. В конце XIX в. во многих европейских странах принимались новые конституции, в которых был закреплен либеральный принцип верховенства закона. В связи с этим возникла необходимость более тщательно определить, каким образом будут осуществляться международные стандарты во внутригосударственной сфере. Более того, значительно увеличившееся количество межгосударственных соглашений создало проблему их имплементации государственными органами, в том числе судами. Ко всему вышеперечисленному следует добавить рост в немецкой литературе числа упражнений в софистике, которые лишь «загрязняли» до этого недостаточно исследованные аспекты международного права.

В настоящее время  в таких государствах, как Германия, Италия, США, международные договоры поставлены на один уровень с законами национальных парламентов. Условно можно сказать, что в этих государствах преобладает именно дуалистическая доктрина. Вообще, государства, применяющие метод трансформации (инкорпорации), в сочетании с признанием роли парламента только как законодательного органа, в которых трансформированные или инкорпорированные договоры имеют статус норм внутреннего права, рассматриваются как сторонники дуалистической концепции.

 

1.2. Нормы кодексов РФ и базовых федеральных законов, которые определяют соотношение международного права с российским законодательством

 

Нормы кодексов РФ и базовых  федеральных законов, которые определяют соотношение международного права  с российским законодательством:

1. Конституция  РФ

Ч.4 ст.15 Конституции РФ: Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. Гражданский кодекс РФ

Ч.2 ст. 7 ГК РФ: Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ

Ч.2 ст.1 ГПК РФ: Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые  предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

Ч.4 ст.11 ГПК РФ: Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

Ч.5. ст.11 ГПК РФ: Суд  в соответствии с федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

3. Налоговый кодекс РФ

Ст.7 НК РФ: Если международным  договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

4. Семейный кодекс РФ

Ст.6 СК РФ: Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила  международного договора.

5. Трудовой кодекс РФ

Абз.2 ст.10 ТК РФ: Если международным  договором Российской Федерации  установлены другие правила, чем  предусмотренные трудовым законодательством  и иными актами, содержащими нормы  трудового права, применяются правила  международного договора.

6. Уголовный кодекс РФ

Ч.2 ст.1 УК РФ: Настоящий  Кодекс основывается на Конституции  Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Ч.3 ст.1 УПК РФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.

8. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ

Абз. 2 ст.1: В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

9. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности»

Ст.4: Правовую основу деятельности федеральной  службы безопасности составляют Конституция  Российской Федерации, настоящий Федеральный  закон, другие федеральные законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

108. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

Абз.2 ст.1: Настоящий Закон действует  на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Проведенный анализ норм права РФ показал о том, что в нашей стране международное и национальное право преимущественно являются частями одной правовой системы. При этом, как видно из вышеперечисленных норм, приматом в РФ выступают нормы международного права. Вместе с тем, необходимо отметить, что в РФ также действуют нормативно-правовые акты, основанные на дуалистической концепции, например: Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности», Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1. О принадлежности данных актов к дуалистической концепции свидетельствует тот факт, что содержащиеся в них нормы подразумевают взаимодействие международного и национального права, при этом, однако, РФ вольна самостоятельно определять, каким образом будут реализовываться цели принятия указанных актов.

 

Б. Нормативная часть

Анализ международного договора по вопросам торговли

 

Наименование договора: Договор  от 17 июня 1992 г. между РФ и США «Об  избежании двойного налогообложения  и предотвращении уклонения от налогообложения  в отношении налогов на доходы и капитал»

Структура договора:

В преамбуле изложены побудительные  мотивы цели издания данного акта, а именно: «желание развивать и  укреплять экономическое, научное, техническое и культурное сотрудничество между обоими государствами и  желая заключить Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Общая часть договора содержит общие  положения, а именно: положения о сфере применения Договора (ст.1), налоги, на которые распространяется Договор (ст.2), общие определения (ст.3). В особенной части содержатся положения, исключающие двойное налогообложение и уклонение от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Заключительные положения содержат условия вступления в силу Договора (ст.27), а также прекращение его действия (ст.28). Так, согласно ст. 27, Договор подлежит ратификации в каждом Договаривающемся Государстве и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. В силе Договор остается до тех пор, пока его действие не будет прекращено Договаривающимся Государством. Каждое Договаривающееся Государство может прекратить действие Договора в любое время по истечении 5 лет со дня вступления Договора в силу путем передачи по дипломатическим каналам, по меньшей мере за шесть месяцев, письменного уведомления о прекращении действия (ст.28).

Также к договору прилагается Протокол, который является неотъемлемой частью Договора и содержит положения, способствующие избежанию двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

Данный договор относится  к договору по экономическим вопросам (т.к. объектом Договора являются отношения  налогообложения), является двусторонним (субъекты Договора – Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки), закрытым (т.к. участие в Договоре зависит от согласия его участников), бессрочным (т.к. остается в силе до тех пор, пока его действие не будет прекращено Договаривающимся Государством), региональным (т.к. заключен в рамках отдельных географических регионов – РФ и США).

Способом выражения  согласия является ратификация.

Согласно данному Договору, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве  осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное  там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность в таких же или аналогичных условиях.

При определении прибыли  постоянного представительства  допускается вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного  представительства. При этом допускается  обоснованное распределение документально  подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве.

Информация о работе Понятие и виды дуализма