Понятие и природа международно-правовых санкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

В этой работе бедует раскрыто - понятие и природа международно-правовых санкций, их отличие от международно-правовой ответственности, будут охарактеризованы виды и формы международно-правовых санкций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Понятие и природа международно-правовых санкций……………….5
1.1. Юридическая природа международно-правовых санкций……………...5
1.2. Понятие международно-правовых санкций. Соотношение международно-правовой ответственности и международно-правовых санкций и их отличия…………………………………………………………......8
Глава II. Виды и формы международно-правовых санкций………………….11
2.1. Реторсии, репрессалии, разрыв и приостановление дипломатических отношений, самооборона………………………………………………………..11
2.2. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций……………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Понятие и природа международно-правовых санкций……………….5

1.1. Юридическая природа международно-правовых санкций……………...5

1.2. Понятие международно-правовых санкций. Соотношение международно-правовой ответственности и международно-правовых санкций и их отличия…………………………………………………………......8

Глава II. Виды и формы международно-правовых санкций………………….11

2.1. Реторсии, репрессалии, разрыв  и приостановление дипломатических  отношений, самооборона………………………………………………………..11

2.2. Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций……………………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       Укрепление  правовых начал в международных  отношениях - один из внешнеполитических  приоритетов России. Истории не  раз доказывала, что только верховенство  права может служить прочной  основой стабильного и справедливого  миропорядка. Это становится особенно  ясно сегодня в условиях формирования  полицентричной международной системы, когда необходимо соблюсти баланс  интересов все большего числа  игроков на мировой арене. Поэтому  Россия активно участвует в  прогрессивном развитии и кодификации  международного права, добросовестно  соблюдает свои международно-правовые  обязательстве рассчитывает на  такое же отношение к международному  нраву со стороны своих партнеров.

       Современное  международное право, ядро которого  составляет Устав ООН, в значительной  мере сформировалось после победы  над фашизмом во Второй мировой  войне. В то же время оно  веками вырабатывалось человечеством  и является ценнейшим результатом  согласованной деятельности государств, международных организаций и  других участников международных  отношений. Международное право  динамично по своей природе. Развиваясь  вместе с международными отношениями, процессами глобализации, оно охватывает  все новые области и обеспечивает  государствам эффективные правовые  рамки сотрудничества, в том числе  в сфере борьбы с новым, вызовами  и угрозами.[1] В связи с этим  возрастает роль одного из  старейших институтов международного  права – института международно-правовой  ответственности и реализация  этой ответственности, как основная  проблемы этого института.

    Международное  право, его нормы юридически обязательны. Нарушение международного права  влечет ответственность. Наличествует  система принуждения для целей  обеспечения выполнения (enforcement) норм  международного права. Например, по  решению Совета Безопасности  ООН допустимо использование  силы. То есть международное право  находит санкцию своих требований  не только в упреках совести (будь так, оно было бы международной  нравственностью).[2]

    Допускается правомерное  применение силы в порядке  самообороны и в случае применения  мер объединенными вооруженными  силами от имени ООН и региональных  организаций безопасности в целях  поддержания международного мира  и безопасности.

    Статья 51 Устава  ООН указывает: «Настоящий Устав  ни в коей мере не затрагивает  неотъемлемого права на индивидуальную  или коллективную самооборону, если  произойдет вооруженное нападение  на Члена Организации, до тех  пор пока Совет Безопасности  не примет мер, необходимых для  поддержания международного мира  и безопасности...». Право на самооборону  принадлежит государствам изначально, вне зависимости от Устава  ООН. Но, реализуя это право, государства  — члены ООН обязаны немедленно  сообщать о принятых мерах  Совету Безопасности, не затрагивать  его полномочий и ответственности  в связи с действиями, какие  он сочтет необходимыми принять. В современных условиях ст. 51 иногда  толкуется как дающая право  государству применять силу превентивно  в случае явной угрозы совершения  на него вооруженного нападения (упреждающая самооборона).

    Воздерживаясь  от угрозы силой или ее применения, государства вправе обращаться  к мерам, не связанным с использованием  вооруженных сил, в порядке реторсии  или репрессалии в ответ на  недружественное поведение или  правонарушение, не имеющее характера  международного преступления. Перечень  таких мер дан 6 ст. 41 Устава ООН: полный или частичный перерыв  экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических  отношений.[3]

    Реализация ответственности - основная проблема этого института  в международном праве. Именно  на данном этапе определяются  конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление  нарушенных прав и международного  правопорядка.

    Как и институт  ответственности в целом, механизм  реализации ответственности находится  еще в процессе становления, нормы  его не систематизированы, распределены  в разных актах либо существуют  в форме обычных норм.

    Обобщая, вместе  с тем, существующую практику, можно  отметить два основных способа  реализации ответственности: добровольный (согласительный) и с использованием  принуди­тельных (обязательных) средств.

    Когда государство-нарушитель  не соглашается добровольно нести  ответственность, потерпевшее государство  должно иметь возможность использовать  принудительные средства осуществления  ответственности. В более широком плане международное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его норм, но и механизмом обеспечения реализации ответственности за международные правонарушения.

    В этой работе  бедует раскрыто - понятие и природа  международно-правовых санкций, их  отличие от международно-правовой  ответственности, будут охарактеризованы  виды и формы международно-правовых  санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и природа международно-правовых санкций.

1. Юридическая  природа международно-правовых санкций.

 

    В доктрине  международного права при рассмотрении  вопроса о формах ответственности  государств, традиционно уделяется  большое внимание вопросу юридической  природы международно-правовых санкций.

    Во внутреннем  праве можно выделить два основных  значения этого термина. Во-первых, это правовые последствия правонарушения, зафиксированные, как правило, в  качестве части правовой нормы  и устанавливающие объем я  формы ответственности за нарушение  ее диспозитивной части, реализуемые  в случае наступления юридического  факта правонарушения, и, во-вторых, различные принудительные меры, хотя и связанные с поддержанием  правопорядка, но не являющиеся  юридическими последствиями правонарушений.

    Данное подразделение  санкций может быть применено  к санкциям, известным международному  праву, разумеется, с учетом международно-правовой  специфики. Как известно, в нормах  международного права отсутствуют  конкретные указания на объем  и форму ответственности за  правонарушение, то есть отсутствует  структурная часть нормы, называемая  во внутреннем праве санкцией. Такие объем и форма ответственности  либо устанавливаются по соглашению  участвующих в правоохранительных  отношениях государств, либо, и это  характерно для международных  преступлений, устанавливаются международным  сообществом, которое применяет  по отношению к государству-делинквенту  принудительные меры.

Что касается принудительных мер, то они хорошо известны международному праву. Такие меры составляют основу дискреционных полномочий Совета Безопасности, имеющих целью поддержание международного мира и  безопасности. Если говорить в самом широком смысле, соответствующем широкому понятию санкций во внутреннем праве, то все принудительные меры, применяемые по Уставу ООН, есть санкции. Кроме того, в некоторых случаях международное право допускает использование принудительных мер отдельными государствами.

    В то же время  в международном праве под  принуждением, или санкциями, понимают  либо меры международного сообщества, направленные на побуждение какого-либо  государства выполнить свои обязательства  или воздержаться от противоправного поведения, либо собственно санкции, то есть реакцию на уже имевшее место правонарушение. Как отмечает Г. И. Тункин, санкции в первом значении этого термина - действия принудительного характера вообще, а во втором - правовые последствия правонарушения, выражающиеся в применении к государству-правонарушителю мер принуждения. Эти две разные по своему характеру группы мер в международном праве часто трудноразличимы, а порой присущие им функции, с одной стороны, принуждения, не являющегося следствие" противоправного поведения, а с другой стороны, реакции на правонарушение, сливаются в одну в рамках одних и тех же действий. Это является результатом того, что международные органы, принимая решения о таких действиях, далеко не всегда четко определяют, где кончается присуждение в чистом виде и где начинается собственно санкция. Однако такое различие важно с точки зрения института ответственности, поскольку для него значение имеют в первую очередь санкции в собственном узком смысле этого слова. С таким разграничением согласны практически все юристы. Так, Р. Аго стоит на той точке зрения, что санкция правомерно осуществляется против какого-либо государства вследствие совершения международно-противоправного деяния этим государством.

    Санкциям, как  и другим юридическим последствиям  международных правонарушений и  преступлений, свойственны две основные  функции -правовосстановительная и  штрафная, карательная. И хотя представляется, что коллективным мерам санкционного  характера в большей мере присущ  карательный характер, а государство, реагируя, например, индивидуально  на агрессию, более заинтересовано  в правовосстановительном эффекте  своих действий, вряд ли можно  утверждать, что последние не  выполняют и карательные функции. Разумеется, конечно, что воздействие  коллективных акций такого характера  в принципе Должно быть более  высоким, чем действий отдельных  пострадавших государств.

В международно-правовой доктрине сложилась традиция рассматривать санкции в определенном отрыве от традиционных форм ответственности. Такой подход к проблеме санкций связан с тем обстоятельством, что, по мнению некоторых исследователей, например В. А. Василенко, санкции не являются формами ответственности. При этом он исходит из того, что те или иные формы ответственности, то есть определенные ограничения и лишения, реализуются в результате успешного применения принудительных мер, то есть санкций, и так или иначе связаны с собственным поведением государства-правонарушителя.

В то же время другие авторы полагают, что с появлением категории международных преступлений этот период выяснения намерений государства-правонарушителя может совершенно отсутствовать с точки зрения решения вопроса о применении по отношению к нему санкций. "Воля государства-агрессора, - пишет Ю. М. Рыбаков,- или его волевой акт, не имеет, на наш взгляд, существенного значения при установлении форм его ответственности за агрессию". По-видимому, часто недооценивается преимущественно карательно-штрафной характер санкций по сравнению с правовосстановительным в первую очередь эффектом традиционных форм ответственности. По крайней мере некоторые из этих санкций, являясь в случае международных преступлений принудительными мерами, результатом которых может быть также осуществление традиционных форм ответственности, в то же время могут и сами выступать способами осуществления ответственности, то есть представлять собой ее формы.[4]

       Можно  сказать, что международно-правовые  санкции, известные международному  праву и ранее, с появлением  в международном праве категории  международных преступлений превратились  в основное средство борьбы  с ними и реализации ответственности  за них. При этом все большее  значение приобретают санкции, осуществляемые  международными организациями, и  в первую очередь те санкции, решения в отношении которых  принимает Совет Безопасности  ООН.[5]

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие международно-правовых  санкций. Соотношение международно-правовой  ответственности и международно-правовых  санкций и их отличия.

 

    Международно-правовые  санкции - это дозволенные международным  правом и осуществляемые в  особом процессуальном порядке  принудительные меры, применяемые  субъектами международного права  для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается  прекратить правонарушение, восстановить  права потерпевших и добровольно  выполнить обязательства, вытекающие  из его ответственности.

Информация о работе Понятие и природа международно-правовых санкций