Понятие и классификация виз в соответствии с Визовым кодексом ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В международном и европейском праве вопросам паспортно-визовой политики уделяется особое внимание, как важнейшему элементу внешней политики государств.
13 октября 2006 года вступил в силу Шенгенский кодекс о границах, который объединил в себе все правила по вопросам пересечения людьми внутренних и внешних границ Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Праву Европейского союза.docx

— 31.77 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и  классификация виз в соответствии  с Визовым кодексом ЕС.

В международном и европейском праве вопросам паспортно-визовой политики уделяется особое внимание, как важнейшему элементу внешней политики государств.

13 октября 2006 года вступил  в силу Шенгенский кодекс о границах, который объединил в себе все правила по вопросам пересечения людьми внутренних и внешних границ Европейского Союза. Вместе со вступлением в силу Шенгенского кодекса о границах утратили силу некоторые положения Шенгенской конвенции (разд. VI о Шенгенской информационной системе).

 А 5 апреля 2010 года вступил  в силу Кодекс Сообщества о  визах (Визовый кодекс) от 13 июля 2009 года, который изменил некоторые  важные пункты, касающиеся требований  к оформлению визовых документов. Визовый кодекс 2009 г. предусматривает  ряд существенных юридических  новелл, в том числе направленных  на более эффективную защиту  интересов граждан третьих стран, ходатайствующих о предоставлении  визы, обязанность мотивировать  отказы в визе, предоставление  заинтересованным иностранцам права  обжаловать подобные решения  в компетентных органах Шенгенских государств (статья 32 «Отказ в визе»).

 Что из себя представляет Шенгенская виза?

 Виза как таковая  выступает как свидетельство  того, что иностранное государство  разрешает гражданину въехать  и находиться на его территории на протяжении определенного периода времени.

 Согласно п.2 ст.2 Визового  кодекса под визой (именно шенгенской) следует понимать разрешение, предоставляемое государством-членом в целях:

1) транзита по территории  или предполагаемого пребывания  на территории государств-членов  общей продолжительностью не  более трех месяцев на протяжении  любого шестимесячного периода  со дня первого въезда на  территорию государств-членов, или

2) транзита через международную  транзитную зону аэропортов государств-членов.

 Из этого следует, что  шенгенская виза по целям бывает двух видов: виза для краткосрочного пребывания и транзитная. В зависимости от ее назначения выделяются: 1) единая виза; 2) визой с ограниченным территориальным действием; 3) визой для транзита через аэропорт.

 Понятие виза тесно  связана с понятием визовый  режим. В рамках Европейского  Союза действует Регламент «Об  установлении перечня третьих  стран, граждане которых подлежат  обязанности иметь визу для  пересечения внешних границ государств-членов, и перечня стран, граждане которых  освобождаются от этого требования». Из этого следует, что ЕС определяет  государства, которые независимо  от того, что они не являются  участниками ЕС, тем не менее обладают правом наравне с государствами-участниками, на пребывание в странах ЕС, которые входят в Шенгенское пространство. Таким образом, получается, что территория Шенгенского пространства не совпадает с территорией Европейского союза.

 Возникает вопрос, какова  территория Шенгенского пространства, какие государства ЕС входят в него, а какие нет, и какие государства, не являющиеся участниками ЕС, тем не менее входят в Шенгенское пространство?

 Первоначально Шенгенское пространство состояло из 5 государств, несмотря на то, что уже тогда 2 государства не пожелали делать свои границы прозрачными для иностранных граждан. Таковыми были и продолжают оставаться Великобритания и Ирландия.

 По мере расширения  самого Европейского союза, расширялось  и Шенгенское пространство. В настоящее время число государств-участников ЕС составляет 27. В то время как государств, входящих в Шенгенское пространство 26. Болгария, Румыния и Кипр давно пытаются вступить в Шенгенскую зону, но им отказывают по тем или иным причинам. Хорватия, вступившая в Евросоюз в 2013 году, готовится к вступлению в Шенгенскую зону к 2015 году.

Россия не относится к государствам-членам Шенгенских соглашений. Поэтому положения Шенгенских соглашений не применяются к российским гражданам, которые, могут без визы въезжать  в любые государства-члены ЕС, если они получили визу в одно из государств-членов  Шенгенских соглашений.

 

2. Условия и  порядок выдачи виз в соответствии  с Визовым кодексом ЕС.

Ходатайство о выдачи визы подаются не ранее чем за три месяца до начала предполагаемой поездки. Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев.

 При подаче ходатайства  ходатайствующее лицо:

  1. представляет формуляр ходатайства;

  1. представляет документ на поездку;

  1. представляет фотографию;

  1. позволяет, если уместно, осуществлять дактилоскопирование его отпечатков пальцев (физическая невозможность дактилоскопировать отпечатки пальцев не влияет на выдачу визы или отказ в визе);

  1. уплачивает визовый сбор (в размере 60 евро, дети в возрасте от 6 лет, не достигшие 12 лет, уплачивают визовый сбор в размере 35 евро, некоторые категории освобождены от уплаты);

  1. предъявляет подтвердительные документы (документы, подтверждающие цель поездки, намерение покинуть территорию до окончания срока предоставления визы и др.);

  1. когда требуется, представляет доказательство наличия у него адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки.

Ходатайства могут подаваться в консульство ходатайствующим лицом или аккредитованными коммерческими посредниками.

Рассмотрение ходатайства о выдаче визы осуществляет консульство компетентного государства-члена, в консульском округе которого законно проживает ходатайствующее лицо либо поданное гражданином третьей страны, который законно находится, но не проживает в его консульском округе, и принимает по нему решение, если ходатайствующее лицо обосновало подачу ходатайства в данное консульство.

При подаче ходатайства консульство проверяет, является ли оно компетентным рассматривать ходатайство и принимать по нему решение. Если консульство не является компетентным, то оно безотлагательно возвращает формуляр ходатайства и любые документы, представленные ходатайствующим лицом, возмещает визовый сбор и указывает компетентное консульство.

Решение по ходатайству, которое является приемлемым принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена  этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.

Кроме случаев отзыва ходатайства, принимается решение: выдать единую визу, выдать визу с ограниченным территориальным действием, отказать в визе, приостановить рассмотрение ходатайства и направить его компетентным органам представляемого государства-члена.

Срок действия визы и продолжительность разрешенного пребывания устанавливаются исходя из проверки. Виза может выдаваться для одного въезда, для двух въездов или для многократного въезда. Срок действия не должен превышать пяти лет.

В случае транзита продолжительность разрешенного пребывания должна соответствовать времени, необходимому для транзита.

Виза с ограниченным территориальным действием выдается в порядке,  указанном в статье 25 Визового кодекса ЕС.

Виза с ограниченным территориальным действием является действительной для территории выдающего ее государства-члена. В порядке исключения она может быть действительной для территории одного или нескольких других государств-членов при условии согласия каждого подобного государства-члена.

Виза для транзита через аэропорт является действительной для транзита через международные транзитные зоны аэропортов, расположенных на территории государств-членов. Срок действия визы может включать дополнительный льготный период в 15 дней. Срок действия многократной визы для транзита через аэропорт составляет не более шести месяцев.

Напечатанная визовая марка проставляется на первую страницу документа на поездку, свободную от надписей или печатей, за исключением печати, указывающей на приемлемость ходатайства.

Во избежание повторного использования визовой марки, проставляемой в отдельный листок для проставления визы, печать выдающих визу органов должна ставиться справа, на стыке марки и отдельного листка, таким образом, чтобы она не препятствовала чтению рубрик и примечаний и не выступала в зону для автоматизированного считывания данных. Продление визы  осуществляется в форме визовой марки.

В визе отказывается в случаях, если

  1. представлен поддельный, фальсифицированный или искаженный документ на поездку

  1. не подтверждены цели и условий предполагаемого пребывания;

  1. не предоставлены доказательства наличия достаточных средств к существованию как на срок предполагаемого пребывания, так и для возврата в свою страну происхождения и др.;

  1. и по другим причинам, указанным в Визовом кодексе ЕС.

Решение об отказе и его основания сообщаются ходатайствующему лицу посредством типового формуляра, а именно  в мотивировочной части формуляра компетентный орган ставит отметку в любую из ячеек , которая соответствует одному из оснований отказа/аннулирования/отмены.

В заключительной части формуляра (примечания) заинтересованному лицу сообщается о праве обжаловать принятое решение и приводятся ссылки на законодательство и процедуру соответствующего государства-члена в отношении права на обжалование, включая сведения о компетентном органе по рассмотрению жалоб и о сроке на их подачу.

3. Упрощенный визовый  режим в соответствии с Соглашением  между РФ и ЕС «Об упрощении  выдачи виз гражданам Российской  Федерации и Европейского Союза».

В 2007 году, после вступления в силу Соглашения об упрощении визового режима, совершать поездки между ЕС и Россией стали легче. В рамках этого соглашения был снижен визовый сбор, также соглашение предусматривало более широкую выдачу многократных виз. Был упрощен список подтверждающих документов и отменены визы для дипломатов.

Cоглашение предусматривает упрощённый порядок оформления виз следующим категориям граждан РФ:

- членам официальных  делегаций;

- предпринимателям и  представителям коммерческих организаций;

- водителям, осуществляющим  международные пассажирские и  грузовые перевозки, а также членам  рефрижераторных и поездных бригад;

- журналистам;

- деятелям науки, культуры  и образования, участвующим в  программах обменов;

- студентам и школьникам;

- участникам программ  обменов между породнёнными городами, а также международных спортивных  мероприятий;

- лицам, желающим посетить  находящиеся в странах ЕС воинские  и гражданские захоронения родственников;

- близким родственникам  лиц, проживающих в этих государствах.

Соглашением предусмотрено, что визы перечисленным в нем категориям граждан выдаются по прямым письменным обращениям принимающих, а в отдельных случаях и направляющих организаций, без предъявления предусмотренных законодательствами сторон приглашений.

Для членов российских официальных делегаций таким документом будет письмо, выданное соответствующим государственным органом РФ, которое подтверждает, что заявитель является членом делегации, направляющейся на территорию ЕС для участия в официальных мероприятиях.

 Российским предпринимателям  потребуется письменное обращение  принимающего юридического лица, либо государственных и местных  органов власти государств-членов  ЕС, организационных комитетов торгово- промышленных выставок, конференций и симпозиумов.

 Выезжающим по линии школьных, вузовских, научных, культурных, творческих и спортивных обменов, а также по линии породнённых городов - письмо принимающей организации.

 

 Для близких родственников - супругов, детей (в том числе  приёмных), родителей (в том числе  опекунов и попечителей), бабушек  и дедушек, внуков, решивших навестить  проживающих в Европе российских  граждан, достаточно будет письменного  приглашения от них. Речь, естественно, идёт о лицах, легально проживающих  или находящихся в этих странах.

Обладатели российских дипломатических паспортов могут ездить в страны Евросоюза (и диппаспортов государств ЕС в Россию) без виз. Однако необходимо выполнение двух условий: их срок пребывания не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней и поездка должна быть служебной. То есть поехать в личных или туристических целях можно будет только по общегражданским паспортам. В России диппаспорта имеют не только дипломатические сотрудники МИД, но и депутаты Госдумы и Совета Федерации, министры, губернаторы, члены Верховного Суда Российской Федерации. В ходе переговоров российская сторона предлагала распространить режим безвизовых поездок и на обладателей служебных паспортов, но эта идея не получила поддержки ЕС, в частности по причине того, что далеко не во всех государствах Евросоюза есть такие паспорта.

Информация о работе Понятие и классификация виз в соответствии с Визовым кодексом ЕС