Политический режим ФРГ И Франции (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение политических режимов в целом, а также их структуры, ветвей власти и их взаимодействия. Другими задачами, стоящими перед данной работой, являются:
• рассмотрение конституций Франции, ФРГ и их особенностей;
• статус Президента и правительства во Франции и ФРГ;
• парламенты Франции и ФРГ
• система судебной власти;
• административно-территориальное деление и местное самоуправление.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные черты и особенности конституций 3
Глава 2. Статус Президента и правительства 6
Глава 3. Парламенты Франции и ФРГ: структура, полномочия 11
Глава 4. Система судебной власти 13
Глава 5. Административно-территориальное деление и местное самоуправление 16
Заключение 19
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

конституционное право зар. стран контрольна.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра государственного и административного права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РЕЖИМ ФРГ И ФРАНЦИИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

 

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса специальности «Юриспруденция»,

гражданско-правовая специализация,

бюджет

Преподаватель:

____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2012 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политический режим  есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в  общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы.1

Особенность понимания  режима связана, прежде всего, с тем, что режим рассматривается им как способ упорядочения, легитимизации политической системы.

Такое понимание, связывает  режим, главным образом, с конституционными действиями.2

Таким образом, сравнивая политические режимы ФРГ и Франции, считаю, необходимо опираться на Конституции указанных государств.

Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной работе, обусловливается особенностями  политических режимов ФРГ и Франции.

Целью работы является рассмотрение политических режимов в целом, а также их структуры, ветвей власти и их взаимодействия. Другими задачами, стоящими перед данной работой, являются:

  • рассмотрение конституций Франции, ФРГ и их особенностей;
  • статус Президента и правительства во Франции и ФРГ;
  • парламенты Франции и ФРГ
  • система судебной власти;
    • административно-территориальное деление и местное самоуправление.

Глава 1. Основные черты и особенности конституций

 

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени  Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций  и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую Республику во Франции, заложила основы новой организации высших органов государственной власти, которая в литературе получила наименование полупрезидентской (смешанной) формы правления. Она была принята в условиях острого политического кризиса, неэффективности прежнего Основного Закона 1946 г.

Впервые во французской  республиканской истории конституционный  текст не разрабатывался учредительным  собранием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована популярному политику - генералу Шарлю де Голлю (1890-1970), который наделялся чрезвычайными полномочиями в законодательной сфере.3

В 1949т. на территории западных оккупационных зон была образована Федеративная Республика Германия. Новому государству потребовалась новая конституция, которая разрабатывалась в 1948—1949 гг. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция».

Проект был принят учредительным органом — Парламентским  советом, в состав которого входили  представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 (впоследствии количество земель было уменьшено до 10) западногерманских земель (кроме Баварии) , и вступил в силу 23 мая 1949 г. Одобрили Основной закон и оккупирующие державы, он стал обязателен для всех западногерманских земель. Исключением стал город Берлин, статус которого регулировался четырехсторонним соглашением стран-победительниц (СССР, Великобритания, Франция, США).4

В юридическом смысле Конституция Франции включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

 Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены конституционным законом 1995 г.

Франция провозглашается  правовым светским социальным государством.

Большинство норм Основного  Закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделения властей. Президент Республики наделяется широкими ключевыми полномочиями по управлению государством и по отношению ко всем ветвям власти. Следует отметить непропорциональное конституционное регулирование высших органов государственной власти.

При детальной регламентации  правового статуса Президента практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его  взаимодействия с Парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновременно закрепляется принцип парламентской ответственности

правительства и независимости  судебной власти.

Законодательная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — органа конституционного контроля. Ряд положений посвящен организации местного самоуправления.5

Основной закон ФРГ  состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела  были включены в базовый текст  уже в период его действия. Особенностью данного акта, отличающей его от других конституций, является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственному строительству страны, пережившей фашизм.

Большое внимание уделяется  личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного  закона регулирует отношения между  Федерацией и землями, а также  основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы Федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему федерального законодательства и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.6

Специфика Конституции Франции заключалась прежде всего в том, что ее переходные положения наделяли правительство правом издания имеющих силу закона ордонансов с тем, чтобы в течение полугода после ее промульгации была создана нормативная база учрежденных ею новых государственных институтов.

Конституционная реформа  фактически началась сразу же после принятия основополагающего акта 1958 г. Хотя его разработчики и заложили серьезные препятствия для сиюминутных попыток пересмотра моделей и принципов Пятой Республики, конституционный текст неоднократно подвергался изменениям.7

Будучи жестким, Основной Закон предусматривает две процедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к Конституции Конституционным конгрессом (специально созываемым представительным органом). Причем субъектами права внесения предложений по пересмотру фундаментальных положений являются: Президент, действующий по предложению Премьер-министра, и парламентарии. Только после одобрения квалифицированным большинством обеих палат национальной легислатуры конституционный закон выносится на референдум. Причем Конституция не обязывает Президента каждый одобренный Парламентом конституционный закон по изменению конституционного текста выносить на референдум. Это создает так называемую «практику отложенного пересмотра» Основного Закона. При этом одобренные Парламентом поправки не имеют никакого срока давности.

Поправки касались изменения  времени парламентских сессий, определения  субъектов запроса в Конституционный  совет, порядка избрания Президента, уголовной ответственности членов правительства и др. Наиболее серьезным изменениям конституционные положения подверглись в связи с вступлением государства в Европейские Сообщества и Европейский Союз в 1992 г. В 2000 г. на общенациональном референдуме был сокращен срок полномочий Президента Французской Республики с семи лет до пяти.

Конституция 1958 г. оговаривает  важное условие — недопустимость пересмотра республиканской формы  правления.8

По способу изменения  Основной закон ФРГ не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большинства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента.

 В Основной закон  ФРГ вносились многочисленные  поправки начиная с 1951 г. В  наибольшей степени на со-держании Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.9

Глава 2. Статус Президента и правительства

 

Франция сегодня —  это республика с сильной бицефальной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и правительство (Совет министров). Вместе они образуют центральную исполнительную власть.

Институт сильного президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г.

Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет всеобщими  и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства — во втором туре.

Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным большинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента виновным его полномочия прекращаются.

Президент наделен так  называемыми «собственными единоличными полномочиями», которые может осуществлять самостоятельно. Так, например, он вправе распустить нижнюю палату Парламента, однако только после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента.

В условиях действующего государственного механизма очень важен партийный состав нижней палаты. В случае, когда большинство Национального собрания составляют сторонники Президента, глава государства формирует свое президентское правительство (такая модель существует с 2002 г.). В противном случае парламентское большинство вынуждает Президента образовывать правительство из оппозиции, как это неоднократно было в 80-90-х гг. XX в.

Президент является главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны. Ему принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент издает важнейшие регламентарные акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

Президент имеет широкие полномочия в сфере управления. Он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Однако в решении он вынужден учитывать волю парламентского большинства и общественное мнение, иначе вопрос о доверии правительству после его формирования может инспирировать политический кризис. Правительство несет ограниченную парламентскую ответственность перед нижней палатой, которая реализуется путем принятия резолюции порицания (вотум недоверия).10

Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент.

Президент ФРГ избирается специальным  органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения.

Информация о работе Политический режим ФРГ И Франции (сравнительный анализ)