Основные тенденции развития права в глобализирующемся мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе основних тенденций развития права в глобализирующемся мире и раскрытии аспектов влияния правовой глобализации на национально-правовую систему Украины в условиях глобализирующегося мира.
В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования, ограниченные рамками предложенного плана дипломной работы. Они сводятся к тому, чтобы:
- раскрыть суть феномена правовой глобализации;
- исследовать основные направления трансформации права в условиях глобализации;

Содержание работы

Введение 3
Раздел I. Феномен правовой глобализации 7
Глобализация права 7
Глобальные отрасли права нового поколения 10
Тенденции общеправового развития 17
Раздел II. Основные направления трансформации права в условиях глобализации 25
2.1. Перспективы глобализации в сфере правовых идей 25
2.2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации 34
2.3. Формирование нетипичных источников позитивного права в условиях глобализации 42
Раздел III. Национально- правовая система Украины в условиях глобализации права 51
3.1. Становление и особенности национально-правовой системы Украины 51
3.2. Место и роль Украины в современных мировых глобализационных процессах 61
Заключение 70
Список используемой литературы 75

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 161.88 Кб (Скачать файл)

1.2 Глобальные  отрасли права нового поколения

Глобализация права выразилась в формировании новых правовых комплексов как ответ угрозам и вызовам  устойчивому развитию. Данные правовые комплексы можно обозначить как интегрированные, глобальные отрасли права, которые относятся к новому поколению отраслей в системе права.

Интегрированная, универсальная природа таких  отраслей права проявляется в  том, что они одновременно охватывают нормы международного права и национального права. Нормы этих комплексов права развиваются как в международном, так и в национальных системах права, причем не только в связи с ратификацией международных договоров3. Происходит конституционализация норм международного права, наполнение данными нормами законов, они вырабатываются через правовые позиции, содержащиеся в решениях международных и национальных судов.

По степени  значимости новое поколение отраслей права относится к глобальному праву, так как предназначено для противодействия глобальным вызовам и угрозам человечеству. Такие отрасли права формируются в наше время как ответ вызовам и угрозам человеческой цивилизации, и основу их развития, объект защиты составляют высшие ценности человека – мир, безопасность, окружающая среда, жизнь, физическое и духовное здоровье человека, стабильные экономические и социальные отношения.

Для глобальных отраслей права нового поколения характерно тесное соединение публичных и частных интересов при очевидном доминировании публичной значимости их правовых норм4.

Еще одна важная черта данных отраслей права  заключается в том, что они  предназначены для защиты не только традиционных субъектов публичного права (человек, государство, нация, народ  и пр.), но и таких особых субъектов, как человечество в целом и будущие поколения. Об интересах и необходимости защиты человечества и будущих поколений говорится в ключевых международно-правовых документах, посвященных нейтрализации современных угроз и вызовов человечеству, в преамбулах конституций многих стран.

Главное предназначение отраслей права  нового поколения – обслуживание новых или преобразованных (расширенных, модифицированных) функций государства. В юридической литературе постоянно обсуждается возникновение и существование у государства все новых функций. В частности, обосновывается существование экологической, информационной, миграционной и других функций государства. Многие из этих функций государства объясняются процессами глобализации, возрастанием угроз и вызовов, усиления 5разрушительных последствий кризисных ситуаций.

Как отмечает Тонков Е.Е., наряду с общепризнанными  основными функциями государства  в перспективе возможно появление  и других функций, поскольку сущность современного общества и государства  сегодня находится в бифуркационном состоянии активного развития. Можно  прогнозировать появление новых, стратегических направлений деятельности государства, ориентированных на потребности  формирующегося гражданского общества и вызовы времени, что и реально, и гипотетически обуславливает  совершенствование и расширение направлений государственной деятельности как адекватной реакции современного государства на наиболее значимые конфликтогенные  проявления (терроризм, коррупция, наркотизация общества и др.).

Н.Н. Федосеева отмечает, что по мере развития экономики, общества и  государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка  и возникновения при этом новых, касающихся подавляющего большинства  стран проблем у национального  государства соответственно возникают  новые, а точнее – развиваются ранее находившиеся в зачаточном состоянии функции6. К ним Н.Н. Федосеева относит экологическую, демографическую функции, функцию социальной защиты населения или социальную функцию, информационную функцию.

Интересны позиции тех авторов, которые отмечают, что устойчивое развитие, охватывая все направления деятельности, постепенно приобретает черты главной функции государства7. Эта функция должна со временем обеспечить трансформацию содержания иных функций современного государства в русле новой цивилизационной парадигмы развития и преобразоваться из функции, обеспечивающей переход к устойчивому развитию, в функцию, призванную такое развитие постоянно поддерживать и совершенствовать (функцию устойчивого развития).

Необходимо  заметить, что выделение новых  функций сопровождается дискуссией в их определении. В частности, широкое  разнообразие наблюдается в понимание  информационной (информационно-коммуникативной) функции государства. Одни рассматривают  эту функции как деятельность по информационному обеспечению, производству, хранению и переработки информации; другие акцент делают на формулирование целевых установок, без которых  невозможно нормальное функционирование государства в целом.

С учетом изложенных особенностей обслуживания правом современных потребностей, развития и модификации функций государства  в непрерывно развивающейся системе  права можно было бы выделить три  группы глобальных отраслей (комплексов) права нового поколения:

1) сформировавшиеся, общепризнанные  отрасли права (экологическое  право, информационное право,  право прав человека (гуманитарное  право в широком значении) и  др.);

2) интенсивно формирующиеся отрасли  права (право мира, право безопасности, миграционное право, право устойчивого  развития и др.);

3) обозначившие общие контуры  своего развития и тяготеющие  к дальнейшей универсализации  отрасли права (например, экономическое  право, социальное право)8.

Первая  группа – это фактически и юридически признанные в качестве самостоятельных  отрасли или комплексы права. Их структура представляет собой  широкую систему непрерывно развивающихся, но устойчивых институтов, и они  предназначены для реализации определенной, ясно обозначенной в праве функции  государства. В частности, экологическое  право и информационное право  обслуживают соответственно экологическую  и информационную функции государства. В таких отраслях права в силу широкого и тесного взаимодействия с другими отраслями права  наиболее глубоко переплетаются  публичные и частные интересы.

В отличие  от вышеназванных вторая группа отраслей права нового поколения находится еще на стадии признания. Их интегрированный характер активно обсуждается в науке, в то время как нормативная база не достигла необходимого уровня систематизации. Вместе с тем в рамках таких отраслей права (например, право мира и право безопасности) уже обозначились институты, обеспечиваемые нормативной базой и соответствующими механизмами реализации.

К примеру, современное право мира можно определить как систему  принципов и норм, регулирующих отношения, которые характеризуют уровень  достижения человеческим обществом  и государствами состояния мира, связаны с реализацией субъективного  права на мир, а также определяют механизмы обеспечения и защиты мира. Можно было бы выделить следующие основные институты, формирующие отрасль права мира: 1) принципы мира; 2) право на мир; 3) право мира в условиях вооруженных конфликтов; 4) защита мира (международно-правовая и государственно-правовая)9. Предложенный перечень институтов не является исчерпывающим, он способен дополняться по мере расширения правовых норм по обеспечению мира, название институтов также подвержено изменению с учетом их развития.

Представленные институты права  мира сами по себе также носят комплексный, интегрированный характер, и каждый из них можно представить в  виде системы подинститутов. Так, институт принципов мира дифференцируется на подинституты, моделирующие содержание отдельных принципов: мир – высшая ценность, принцип мирного урегулирования споров, принцип неприменения силы или угрозы силой; соблюдение суверенитета государств; равноправие и право  народов на самоопределение; мирное сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. Перечень этих принципов открытый, и каждый из них интегрирует вокруг себя систему норм, раскрывающих его содержание и механизмы реализации.

Особой сложностью и незавершенностью отличается консолидированный по своей  природе институт защиты мира. Его  архитектоника на сегодня обусловлена  не структурой какого-либо акта, определяющего  механизм защиты, а научными взглядами  на состав данного института. С точки  зрения уровня правового регулирования  институт защиты мира классифицируется на международно-правовую и государственно-правовую (национально-правовую) защиту мира. Исходя из способов (средств) защиты к очевидным  элементам механизма защиты относятся  система обеспечения безопасности мира; дипломатическая деятельность по поддержанию и достижению мира; разоружение и регулирование  вооружений; международные, государственные и общественные институты защиты мира; ответственность за нарушение мира.

Третья  группа отраслей права нового поколения  отличается слабо обеспечиваемой концептуальной и нормативной основой, в то время  как потребность в таких отраслях права растет с каждым годом. В  частности, все большее число  ученых предлагают признать существование  таких интегрированных отраслей права, как экономическое право  и социальное право.

Экономическое право рассматривается  как правовой комплекс, формируемый  для противодействия глобальным экономическим кризисам и отражения  потребностей в экономической функции  государства10. Экономическая функция определяет направления деятельности государства в сфере экономики. В условиях глобального мирового системного кризиса, который сильно повлиял на состояние экономического развития всех государств мира, переосмысливается влияние государства на экономику. Именно государство, считают ученые, призвано разработать, осуществить, финансировать антикризисные мероприятия, способные вывести государство на стабильный путь развития. В этом отношении некоторые исследователи считают экономическое право даже более фундаментальным, чем гражданское право, не успевающее сегодня за современными потребностями развития.

С учетом расширения социальной функции  государства в науке все активнее ставится вопрос о формировании социального  права, которое уже существует в  ряде государств романо-германской правовой системы11. При этом в Германии, как известно, даже действует самостоятельная система социальных судов, которые рассматривают вопросы, связанные с важнейшими сторонами социальной деятельности государства (социальное страхование, социальные услуги, социальное обеспечение). Ученые справедливо считают, что официально признаваемое право социального обеспечения ограничено в предмете регулирования и не отвечает потребностям регулирования отношений в сфере социального развития.

Одной из характерных особенностей развития отраслей права нового поколения является интенсивная конституционализация их основ с учетом тенденций развития современного международного права. Эта особенность является одним из проявлений глобализации норм национального права.

1.3 Глобальные  отрасли права нового поколения

В современном  развитии в целом наблюдается  тенденция возрастания роли конституций  как инструмента воздействия  на общемировые процессы в целях  формирования и защиты стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, на равноправных и партнерских отношениях между  государствами12. Как подтверждение этому нельзя не заметить, что в новейших конституциях или в их последних редакциях увеличилось число положений, касающихся ответственности государств за обеспечение безопасности их граждан и мирового сообщества в целом, усиления роли международных механизмов сотрудничества и солидарности. В основных законах целого ряда стран содержатся положения, декларирующие отказ от войны как средства политики, содержатся прямые запреты на производство и хранение химического и бактериологического оружия, запрещаются опыты над животными и людьми антигуманными технологиями, способными качественно изменить социальную структуру общества (например, запрет клонирования, на генную инженерную теxнологию) и др.

Правовая глобализация отражает, прежде всего, качественные характеристики интернационализации, интервенции (в том числе взаимной) ведущих правовых систем современности и на этой основе - нарастания общего в нормативно-правовой жизни современной цивилизации. Особенно важно, что правовая глобализация является отражением тенденций юридизации, усиления правового нормирования основных сфер социальной действительности в условиях перехода современной цивилизации к плюралистической демократии, утверждения во всемирном масштабе ценностей индустриального общества, постепенного "врастания" национальных социально-политических систем в единую всемирную информационную систему, с одной стороны, и возникновения в XXI в. новых глобальных угроз человечеству в виде международного терроризма, природных и техногенных катастроф, экологического и энергетического кризисов и т.д. - с другой. Процессы правовой глобализации объективно нуждаются, таким образом, в конституционных оценках на уровне национальных государственно-правовых систем, хотя в то же время нельзя не учитывать, что они естественным образом - не только в силу глобальных последствий, но и по самой своей природе - выходят далеко за пределы собственно национальных конституционно-правовых систем. 
           Основу глобальной юридизации общественных отношений в современных демократических государствах составляют, прежде всего, процессы правовой модернизации. Они могут быть представлены в различных аспектах: а) институциональном, правотворческом, состоящем в сближении правовых систем современности; б) правореализационном, где особый интерес вызывает формирование наднациональных юрисдикционных органов; в) в аспекте утверждения новой правовой идеологии, нового типа правосознания и правовой культуры, что выражается в том числе в унификации правовых ценностей и сближении фундаментальных характеристик национальных правовых культур и др13
           Важное значение имеет в этом отношении уяснение ценностных критериев и ориентиров, лежащих в основе правовой глобализации и, соответственно, правового прогресса демократических государств, имея в виду признание в качестве своего рода аксиомы современного правового глобализма, что эти процессы должны развиваться в направлении юридизации свободы, власти, собственности как основополагающих компонентов современных социально-политических и экономических систем. 
          При всем том, что каждая эпоха неизбежно вносит свои коррективы в систему ценностей, на которые она ориентируется, представляется, что аксиологической и - во многом - праксиологической основой правовой глобализации являются (и, безусловно, должны сохраняться) имеющие всеобщее признание универсальные конституционные ценности современной демократии как общее достояние человеческой цивилизации. В их ряду - ценности свободы и прав человека, социальной справедливости и равенства всех перед законом, правового социального государства, разделения властей, политического, идеологического и экономического плюрализма и др. 
          Для современной государственно-правовой действительности, с точки зрения глобалистских тенденций ее развития, принципиальное значение имеет вопрос об иерархических связях и зависимостях в системном ряду соответствующих конституционных ценностей, о ценностных приоритетах в рамках процессов правовой глобализации. В наши дни актуальным является, в частности, вопрос о том, являются ли глобалистскими приоритетами свобода и права человека или же в основу таких приоритетов должны быть положены ценности безопасности. 
          Еще недавно основой интернационализации, сближения правовых систем, в том числе в направлении формирования единого правового пространства в Европе, безоговорочно признавались права человека. Благодаря имманентно присущей им ценностно-интегративной функции права человека приобрели наднациональный, интернациональный характер. Их признание на международном уровне и закрепление в нормах международного права лишь усилило всеобщность и обязательность заложенных в них требований в масштабах всего мирового сообщества. С момента международно-правового признания права человека как общесоциальная категория приобрели новое, дополнительное качество: они стали международными правами человека, получили четко выраженные нормативно-правовые начала международно-правового характера, что способствовало, в свою очередь, формированию международного права прав человека, международного гуманитарного права и позволило ретранслировать национальный ценностно-правовой потенциал в общемировом масштабе. 
            Принципиально иная ситуация сложилась на рубеже XX - XXI вв. На смену интернационализации на основе демократических ценностей приходит тенденция глобализации на основе критериев (принципов) безопасности личности, общества, государства14
Однако можно ли рассматривать сами по себе ценности безопасности в качестве универсальных основ правового прогресса, интеграции социокультурных систем современности? Положительный ответ на этот вопрос представляется, по меньшей мере, спорным, равно как столь же ошибочно было бы объявлять только права и свободы индивида высшей ценностью, существующей в обществе. В современном мире главным является поиск баланса между ценностями публичного характера, с одной стороны, и личными, частными ценностями - с другой. В формализованном, нормативно-правовом выражении это проблема соотношения суверенной государственной власти (на характеристике власти как "суверенной" делаю акцент) и свободы, которая прямо или косвенно пронизывает всю систему конституционного регулирования, присутствует в каждом конституционном институте, каждой норме и статье Конституции15. В этом смысле нахождение баланса власти и свободы составляет главное содержание теории и практики современного конституционализма.

Информация о работе Основные тенденции развития права в глобализирующемся мире