Основные правовые системы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.
Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Англо-саксонская правовая система стр. 4
2. Романо-германская правовая система стр. 5
3. Правовые системы мусульманских стран стр. 6
4. Международное право и международные отношения как части международной системы стр. 7
5. Соотношение международного права и российского права стр. 9
Заключение стр. 14
Задача стр. 16
Список литературы и НПА стр. 18

Файлы: 1 файл

право.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

Международное право называется международным публичным правом. С ним связано международное  частное право, которое регулирует гражданско-правовые, семейные, трудовые и другие отношения с иностранным  элементом. В наименованиях «международное публичное право» и «международное частное право» слово «международное»  имеет разный смысл. Международное  публичное право регулирует отношения  между государствами, является межгосударственным правом.

Международное публичное  право отличается от внутригосударственного права по условиям возникновения  норм, источникам права, субъектам, объектам регулирования, способам гарантии норм.

Процесс образования норм международного права отличается от внутригосударственного правотворчества. В международной системе нет  стоящих над государствами органов, учреждений, устанавливающих правила  поведения государств. В международном  праве главенствует метод согласования воль государств, метод компромисса.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  составляют идейную и нормативную  основу взаимоотношений государств. Отступление от общепризнанных принципов  и норм международного права, нарушение  их являются противоправными действиями субъектов международного права, что  влечет за собой применение международных  санкций.

В основных принципах находят  нормативное выражение закономерности и устои современной системы  международных отношений. Внешняя  политика государств строится на основе признания и реализации принципов международного права.

Одни из принципов международного права утвердились давно, другие сравнительно недавно, третьи находятся  в стадии формирования, развития.

К основным принципам современного международного права относятся: суверенитет  и суверенное равенство всех государств; самоопределение народов и наций; принцип сотрудничества; добросовестное выполнение международных обязательств; принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; целостность и неприкосновенность государственной территории, принцип  мирного урегулирования международных  споров; невмешательство во внутренние дела государств и народов: принцип  уважения прав и свобод человека; принцип охраны окружающей среды и др.

Национальные системы  права регулируют внутригосударственные  отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные  отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система  внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения  и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию  и деятельность государства, его  политику внутри страны и на международной  арене. Особенно зримо это проявляется  в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право  находит выражение во внешней  политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в  противоречие с общепризнанными  принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство  выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем  самым воздействует на международную  жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

Одной из таких форм воздействия  внутреннего права на международные  отношения, нормы международного права  является закрепление в Конституции  государства, других правовых актах  принципов международного права. В  преамбуле Конституции Российской Федерации получили выражение принцип  уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения  народов, принцип суверенной государственности  России. Конституция Российской Федерации  установила, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы».

Проблема взаимосвязей закона, международного договора, норм международного права в регулировании внутригосударственных  отношений обретает новые аспекты в связи с развитием отношений между Российской Федерацией, ее центром и субъектами Федерации (регионами).

Представляет интерес  в теоретическом и практическом плане исследование правовых проблем  международной деятельности субъектов  Российской Федерации. Предстоит большая  работа по исследованию и обобщению  материалов, характеризующих взаимодействие внутригосударственного и международного права в государствах, входящих в  Содружество Независимых Государств. Когда-то эти государства были «союзными  республиками». В настоящее время  это суверенные государства, являющиеся членами Организации Объединенных Наций; отношения между ними регулируются международным правом. В то же время  существуют совместные акты СНГ, внутригосударственные  правовые акты стран, входящих в Содружество. Объединительным тенденциям в странах  СНГ противоборствуют определенные национальные силы и предстоит, по-видимому, многолетняя, длительная работа по превращению СНГ в действительно эффективную организацию государств.

 

Заключение

 

В настоящее время мировое сообщество уделяет растущее внимание совершенствованию  механизмов осуществления международного права - как международного, так и  внутригосударственного.

Организация и деятельность органов  государства по осуществлению норм международного права регламентируется национальным правом, в соответствии с которым должно происходить  осуществление международных норм во внутригосударственной сфере.

Анализ законодательства и особенно судебной практики государств дает основания  сказать, что судебная власть не контролирует соответствие законодательства международному праву.

Особое место занимают конституционные  суды, которые имплементируют нормы  международного права в рамках закона и на условиях, им установленных. В  судебной практике, например, США утвердилось правило, согласно которому даже явные нарушения Конгрессом международных договоров или общих норм международного права не подпадают под юрисдикцию судов. Несмотря на это в судебной практике возникают вопросы о соответствии национального законодательства, а также законодательства иностранных государств международному праву. Проблема соотношения законодательной и судебной власти в вопросах международного права приобретает ряд новых аспектов.

Главное определяется тем, что законодательная  власть все активнее распространяет свою деятельность на сферу внешней  политики и международного права.

Общее руководство в области  внешних сношений и их осуществление - компетенция исполнительной власти. Поэтому и в реализации международного права ей принадлежит главная  роль. При этом опять-таки следует  отметить возрастание роли законодательной  власти в этом процессе, что определяется, в частности, повышением значимости национального права в осуществлении норм международного права. Таким образом, ответственность за осуществление обязательств, в том числе за поведение физических и юридических лиц, несет государство в целом. За действия, означающие нарушение международного права, такие лица в качестве общего правила несут ответственность по национальному праву. Повышение роли судов в реализации норм международного права - явление сравнительно новое и весьма сложное. Поэтому едва ли следует удивляться тому, что пока, пожалуй, ни одна страна не в состоянии похвалиться тем, что ее правовая система в достаточной мере урегулировала эту проблему. Судебная практика в этом аспекте также далека от совершенства.

Возрастание роли законодательной  ветви власти в имплементации  норм международного права, более тесное взаимодействие с исполнительной ветвью власти в осуществлении норм международного права на современном этапе является неоспоримым.

 

 

Задача:

Проживающий в России индонезиец М.Джумаини, имеющий статус лица без гражданства, подал в установленном законом порядке заявление о приеме в гражданство РФ.

Какое решение должно быть принято по данному заявлению, если известно, что М.Джумаини дееспособен, достиг 18 лет и является законопослушным гражданином? Необходимо ли наличие каких-либо условий для положительного решения этого вопроса?

Ответ:

Данный вопрос в РФ регулируется положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

То, что М.Джумаини дееспособен, достиг 18 лет и является законопослушным гражданином являются одними из главных условий получения гражданства РФ. Но также кроме этих условий для получения гражданства РФ должны быть соблюдены еще некоторые условия.

Законом установлены общий порядок и упрощенный порядок приема в российское гражданство.

Условия приема в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является:

- постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно.

*Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей

- наличие законных источников  средств к существованию;

- обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лиц иного гражданства;

- владение русским языком.

Статья 14 Федерального закона регулирует прием в российское гражданство в упрощенном порядке. При этом для обращающихся снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). Но к этим особым случаям наш М.Джумаини по условию задачи не относится.

Кроме того, о приобретении российского  гражданства территориальный орган  ФМС России информирует дипломатическое  представительство или консульское  учреждение иностранного государства.

 

Список  литературы и НПА

 

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains /Пер. с фр. 2.В.А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1997 (1997,1988,1967). — 400 с.

2. Мусульманское право: Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам / Под ред. Р.И. Беккина. - М., 2010.

3. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право.// Эхо Кавказа.1992. 1.

4. Рыхтикова Л.Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации - М., 2004

 

Интернет-ресурсы:

 

1. www.erudition.ru Электронная энциклопедия эрудит.

2. www.ru.wikipedia.org Многоязычный проект по созданию полноценной и точной энциклопедии со свободно распространяемым содержимым.

3. www.newsru.ru Все новости России и мира.

4. www.fms.gov.ru Официальный сайт ФМС России.

 

Нормативно-правовая база:

 

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

2. Положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.


Информация о работе Основные правовые системы современности