Основные направление демографической политики современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 19:43, реферат

Описание работы

Стоит отметить, что за последние полвека демографическая картина мира резко изменилась. В 1950 г. население составляло приблизительно 2,5 млрд чел., в 1994 – 5,7 млрд. чел., на апрель 2014 (по данным ООН) – 7,2 млрд. жителей Земли. В мире рождаются приблизительно 12 тыс. человек в час. Таким образом, за половину столетия население Земли фактически удвоилось. По прогнозам ученых, к 2050 г. население нашей планеты превысит 9 млрд человек, при этом демографы полагают, что население Земли не должно превышать 10 млрд человек. Сегодня численность населения удваиваться приблизительно каждый 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохраняться и в будущем, то уже к 2400 г. человечество, стоя плечом к плечу, заполнять всю поверхность суши.

Файлы: 1 файл

Основные направления демографической политики современных государств.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Основные направление демографической политики современных государств

 Демографический взрыв в развивающихся государствах, старение населения, падение рождаемости и смена этнического состава в экономически развитых странах – все эти факты говорят о разнонаправленности тенденций, происходящих в современном мире.

Стоит отметить, что за последние полвека демографическая картина мира резко изменилась. В 1950 г. население составляло приблизительно 2,5 млрд чел., в 1994 – 5,7 млрд. чел., на апрель 2014 (по данным ООН) – 7,2 млрд. жителей Земли. В мире рождаются  приблизительно 12 тыс. человек в час. Таким образом, за половину столетия население Земли фактически удвоилось. По прогнозам ученых, к 2050 г. население нашей планеты превысит 9 млрд человек, при этом демографы полагают, что население Земли не должно превышать 10 млрд человек. Сегодня численность населения удваиваться приблизительно каждый 35 лет. Если предположить, что такие темпы сохраняться и в будущем, то уже к 2400 г. человечество, стоя плечом к плечу, заполнять всю поверхность суши.

Учитывая прогнозы ученых по поводу роста населения Земли, возникает ряд вопросов. Хватит ли ресурсов?

Еще в конце XVIIIв. английский профессор политической экономики Томас Мальтус (19 век, священник, ученый) говорил о том, что население планеты растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической. Возможно ли будет обеспечить достойный уровень жизни всех жителей? Ведь и сейчас в мире огромное количество людей умирает от недоедания, отсутствия доступа к медицинским услугам. Человеческая жизнь должна рассматриваться не просто как биологическое существование, необходимо обеспечить достойный уровень жизни для каждого индивида.

Одной из острых мировых демографических проблем является быстрое старение населения. По данным 47-й сессии Комиссии по народонаселению и развитию ООН, которая начала работу 7 апреля 2014 г.., в период с 1994 года и 2014 год число людей старше 60 лет удвоилось. Сегодня пожилых лиц больше, чем детей в возрасте до пяти лет. Предполагается, что к 2050 году доля пожилых лиц в общем составе населения достигнет 21%. Но в ближайшие 35 лет доля молодежи в общем составе населения будет оставаться относительно стабильной. Как отмечают эксперты в более чем 40 странах численность населения в период 2014–2050 годов сократится. В абсолютном выражении наиболее значительное сокращение населения произойдет в Германии, Китае, Польше, Российской Федерации, Румынии, Сербии, Таиланде, Украине и Японии. Похожая участь постигнет многие другие страны, особенно в Восточной Европе, а также в Восточной, Юго-Восточной и Западной Азии.  Современные мировые тенденции заставляют по-новому взглянуть на необходимость демографической политики. Демографическая политика предполагает регулирование народонаселения при помощи использования ряда мер: экономических (различные пособия при рождении детей, льготные кредиты, ипотеки и др.) и правовых (законодательное регулирование возраста вступления в брак, процедур разводов, отношение к абортам). В докладе «Люди и возможности в мире с населением 7 млрд. человек», подготовленным ООН в 2011 году, аналитики обеспокоены тем, что в беднейших странах крайняя нищета, отсутствует продовольственная безопасность, неравенство, высокий уровень смертности и высокий уровень рождаемости. Развитые страны используют демографический дивиденд в свою пользу, таким образом увеличивается мировой децильный коэффициент. Поэтому для стабилизация демографического роста, особенно в беднейших странах, была создана крупнейшая программа ЮНФПА, занимающаяся в областях народонаселения и репродукционного здоровья. Фонд сотрудничает с правительственными и неправительственными организациями более чем в 140 странах, при поддержке международного сообщества в программах по оказанию помощи в сохранении репродуктивного здоровья. Основные задачи Программы действий можно назвать следующие: всеобщий доступ к услугам в сфере охраны репродуктивного здоровья к 2015 году; всеобщее обязательное начальное образование и устранение полового неравенства в сфере образования к 2015 году; сокращение материнской смертности на 75 % к 2015 году; сокращение детской смертности; увеличение средней продолжительности жизни.

 

Обратимся к различным примерам демографической политики в отдельных странах, например, в Европе. В целом по Евросоюзу рождаемость составляет 1,5 ребенка на женщину. Обеспечить естественный прирост населения, однако, может лишь показатель в 2,1 ребенка на женщину. Ученые предполагают, что численность населения в Европе несколько возрастет к 2025 году, причем лишь за счет иммиграции, а затем начнет снижаться. Население Европы заметно стареет. По прогнозу Европейской комиссии по демографической политике к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. Следует отметить, что в Европе существует множество направлений социальной политики, одни из которых - семейные пособия. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия (Исландия - базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой), также данные пособия дифференцированы по возрасту ребенку, количеству детей в семье, часто не зависят от доходов семьи, большое внимание уделяется именно материальным вопросам. В противовес положениям семейной политики существуют несколько серьезных культурных проблем: собственное развитие личности, сокращается количество моногамных полных семей, но растут гомосексуальные. Временно решить данную проблему, по мнению членов Еврокомиссии может решить приток мигрантов, в лучшем случае он удовлетворит спрос на рабочую силу. В настоящий момент пересматриваются основные направления демографический политики.

В Китае с 1979 года проводилась политика по сокращению рождаемости под лозунгом «Одна семья - один ребенок». Но данная программа изжила себя по ряду нескольких факторов. В середине прошлого года вице-премьер Китая Ли Йандонг заявила, что эта политика привела к тому, что в Китае не родилось 400 млн. человек. Это можно рассматривать как положительный момент, но из-за резкого старения населения такими темпами к 2020 году количество пожилых неработающих людей перевалит за 50%, что может подорвать конкурентоспособность Китая. Еще одним фактором, повлиявшим на изменение демографической политики стала урбанизация страны: жители городов имеют меньше детей, чем в сельской местности. Часть жителей городов составила 57%. К тому же жители сельских местностей часто не регистрируют 2х,3х детей, чтобы избежать штрафов, поэтому невозможно спланировать расходы государства на социальную политику. Теперь Коммунистическая партия Китая объявила, что супружеские пары могут иметь двоих детей, если один из родителей является единственным ребенком. Это также распространяется на пару этнических меньшинств и инвалидов.

Вторым государством по численности населения является Индия. Сейчас там проживает более 1,2 млрд чел. Согласно прогнозам ООН, в 2025 г. население Индии достигнет 1330 млн, а в 2050 г. – 1593 млн человек. Это означает, что к середине XXI в. она, обогнав Китай, по числу жителей выйдет на первое место в мире. Однако есть и прогнозы его увеличения до 1,7 и даже 1,9 млрд человек. В середине 1990-х гг., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994), программы планирования семьи в Индии подверглись изменениям. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, распространение нормы малой семьи, денежные поощрения и санкции, снижение младенческой и детской смертности. В 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности (в настоящий момент составляет 2,85 ребенка на женщину), соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих следует видеть в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

В России проблема регулирования рождаемости является весьма актуальной. Основным субъектом демографической политики в России являются президент, председатель совета министров, Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России, Комитет по социальной политике Совета Федерации, думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи (Апарина, КПРФ).Согласно положениям программы Министерства труда и социальной защиты РФ демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка, которая повторяется с политикой стран Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка. Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В послании президента Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 г. Путиным В.В. подчеркивалось, что впервые за всю новейшую историю нашей страны мы фиксируем естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность. Но нерешенных проблем много, поэтому президент предлагает работать по следующим направлениям:

  1. развитие здравоохранения и изменение отношения населения к собственному здоровью,
  2. развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи,
  3. программа семейного капитала,
  4. решение вопроса о дошкольных и школьных образовательных учреждениях,
  5. решение жилищных проблем (нацпроект «Жилье»).

Следует отметить, что по демографическим вопросам разработана крупная нормативно-правовая база (список на слайде).

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире – одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому и политическому развитию. Тот или иной вид демографической проблемы будет зависеть от того, на каком уровне экономического развития находиться та или иная страна. Вне зависимости от региона демографическая проблема одной страны может затрагивать и соседние государства и целые регионы. Поэтому проблема демографии актуальна и злободневна в современном мире.

 


Информация о работе Основные направление демографической политики современных государств