Организация метрологии в зарубежных странах и международные метрологические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:47, реферат

Описание работы

В странах западноевропейского региона метрологическая деятельность, в частности, вопросы обеспечения единицы измерений регулируются статьями конституции и (или законодательными актами: в Великобритании – законом “О мерах и весах”, принятым в последней редакции в 1985г.; в Германии – Конституцией (статья 73) и двумя основными законами: “Об измерительном деле и поверке” и “О единицах измерений и измерительном деле”. Оба документа приняты в 1985г.; во Франции – законом “О метрической системе и поверке средств измерений”, принятым в 1985г.; в США – Конституцией (разд. 8, ст. 1) и несколькими законами, например, “О метрической системе” (1966г.), “О фасовке и хранении товаров” (1966г.) и др.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Межд. орг..docx

— 36.91 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ МетрологиИ в зарубежных странах и международные метрологические организации»

Минск, 2008

 

1. Метрология  в странах Западной Европы

В странах западноевропейского региона метрологическая деятельность, в частности, вопросы обеспечения единицы измерений регулируются статьями конституции и (или законодательными актами: в Великобритании – законом “О мерах и весах”, принятым в последней редакции в 1985г.; в Германии – Конституцией (статья 73) и двумя основными законами: “Об измерительном деле и поверке” и “О единицах измерений и измерительном деле”. Оба документа приняты в 1985г.; во Франции – законом “О метрической системе и поверке средств измерений”, принятым в 1985г.; в США – Конституцией (разд. 8, ст. 1) и несколькими законами, например, “О метрической системе” (1966г.), “О фасовке и хранении товаров” (1966г.) и др.

Практически во всех странах научные и методические проблемы, связанные с единством измерений, рассматриваются как государственная задача и решение её – предмет деятельности государственных метрологических институтов и лабораторий. Например, в Великобритании основной научный центр метрологии – Национальная физическая лаборатория.

Обеспечению единства измерений в странах Западной Европы, а также решение других метрологических проблем способствует деятельность ЕВРОМЕТа – общеевропейской метрологической организации, образованной в 1988г. Наиболее весомый вклад в эту работу сделан Федеральным физико-техническим институтом Германии.

Германия – активный участник всех европейских метрологических организаций, и её законодательная и прикладная метрологическая практика отражает достижения, принципы и тенденции развития метрологии в международном аспекте. Законодательство в области мер и весов, определение времени – прерогатива федерального уровня. Правовые основы метрологии на федеральном уровне установлены в законах “О единицах измерений…”, “О поверке”, “О медицинских приборах”, а также в предписаниях: “О поверке”, “О готовых упаковках”, “О платежах за работу по утверждению типа и поверке”, “О нарушениях в области метрологии”. Организация практического применения всех законодательных положений возложена на поверочные управления в землях.

Земельному управлению мер и весов предоставлены полномочия по руководству и надзору за поверочными управлениями; сертификации систем качества у изготовителей средств измерений; признанию лабораторий поверки и надзора за ними; признанию и надзору за службами технического обслуживания; планированию, разработке и контролю за новыми методами поверки средств измерений, включая эталоны и др.

Поверочные управления в землях осуществляют: поверку средств измерений; контроль измерительных приборов у их владельцев; контроль за соблюдением метрологических правил, выявление нарушений и выдачу предписаний для метрологической полиции на штрафные санкции.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и репрессивной формах.

Превентивный контроль – это испытания и поверка самих средств измерений.

Репрессивный контроль – проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лабораториями.

Средства измерений, подлежащие поверке, утверждаются двумя способами: проведение испытаний и утверждение типа (таких средств измерений около 90%); общее утверждение (для простых и несложных конструкций средств измерений).

По уровню утверждения различают: национальное утверждение; утверждение ЕЭС (на основе старых директив); утверждение ЕС (на принципах глобальной концепции). При ЕЭС – утверждении первичная поверка в рамках Европейского Союза может проводиться по директивам или национальным документам. При наличии директивы ЕС средства измерений проходят испытания и поверку в соответствии с едиными для всех стран – членов ЕС требованиями директивы. Выборка для поверки составляет 5% всего количества приборов, действующих на данное время, а срок поверки не превышает двух лет.

Интересным опытом представляется контроль готовых упаковок. Цель данного контроля – защита прав потребителей, создание одинаковых условий для конкуренции между различными предприятиями – изготовителями упаковки, упорядочение и рационализация торговли. Требования к упаковкам содержатся в нескольких директивах ЕС, учитывающих непосредственно германский опыт, а также в рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии (МОЗМ) № 79 и № 87. Предприятие-изготовитель упаковки проводит выборочный контроль на месте расфасовки методом неразрушающего контроля. Результаты регистрируются на картах контроля, подобным применением для статистического контроля. Регистрируются данные: вид товара, масса тары, среднее значение параметров, время контроля и фамилия контролёра. Государственной поверке подлежат только контрольные весы на фасовочном предприятии. Данные контроля на предприятии проверяются при надзоре за правильностью содержания готовых упаковок поверочным управлением. Оплачивает поверку изготовитель упаковки.

Испытательные лаборатории проходят аккредитацию государственным органом, при этом они должны выполнить целый ряд условий и требований. Обычно такие лаборатории создаются при частных фирмах и содержатся за их счёт. Но поскольку лаборатории должны быть независимы, их руководители выводятся из подчинённости руководства фирм и подчиняются поверочным управлениям. Поверочное управление осуществляет надзор за признанными государством лабораториями по двум направлениям: правовому и квалификационному. Частные лаборатории финансируются за счёт оплаты их услуг, а земельные поверочные управления содержатся за счёт государственного бюджета. В странах – членах ЕС принята специальная маркировка, указывающая на соответствие средства измерений требованиям директивы ЕС. Например, на приборе обозначено СЕ 940104[м], это означает: СЕ – знак соответствия ЕС; 94 – год проведения первичной поверки прибора; 0104 – шифр поверочной лаборатории; [м] – обозначение средства измерения.

 

2. Правовые  основы метрологической деятельности  в странах Восточной Европы  и СНГ

Страны Восточной Европы – это бывшие страны СЭВ (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и др.). Их сотрудничество с РБ, где метрология имеет вековые традиции развития, положительно сказалось на становлении метрологической деятельности, но в то же время в некоторых странах (Албания, Словения, Латвия, Литва, Эстония) метрология находится в зачаточном состоянии. Для них особенно актуальны кадровый вопрос и развитие научного и правового потенциала.

В большинстве стран Восточной Европы уже создана правовая база метрологии и она успешно служит инструментом государственного управления, объектом которого является обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизованы с методическими документами Международной организации законодательной метрологии (МД МОЗМ) и метрологическим законодательством промышленно развитых стран.

Наряду с этими общими чертами в состоянии метрологии данного региона очевидно, что соотношение, между государственной и рыночной составляющими в этой области зависит от степени реформирования экономики. В целях сокращения государственных расходов на управление государство передаёт некоторые функции метрологии предприятиями различных форм собственности.

Рассмотрим некоторые особенности состояния и развития законодательной метрологии в отдельных странах Восточной Европы, в том числе СНГ.

В Болгарии метрологическая деятельность ведётся на основе Закона “О мерах и измерительных приборах”, принятого в 1952г. и обновленного в 1995г. с учётом рекомендаций МОЗМ – Национальный орган – Комитет по стандартизации и метрологии. В метрологическую государственную структуру так же входят Национальный центр по метрологии; 15 региональных центров по метрологии в составе которых действуют метрологические и сертификационные лаборатории. Национальный центр отвечает за национальную эталонную базу; разрабатывает нормативные документы на средства измерений, подлежащие обязательному контролю; проводит испытания типа средств измерений для их утверждения, также занимается аккредитацией метрологических лабораторий.

Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, предназначенные для эталонов, а также используемые для измерений в области медицины, охраны труда, уровня радиации и при учёте материальных ценностей. Непосредственно испытания типа и поверки проводят метрологические лаборатории при Национальном центре и региональных метрологических центрах.

В Венгрии метрологическая деятельность ведётся на основе Декрета Правительства № 127/91 (1991г.) и Закона по метрологии XLV (1992г.). Национальный орган – Государственное управление по метрологии. Деятельность по метрологии контролируется Министерством промышленности и торговли, которое действует от имени Правительства. Работа Государственного управления финансируется из государственного бюджета, но в то же время оно занимается и хозрасчётной деятельностью. Все законодательные и нормативные акты по метрологии гармонизованы с законодательством западноевропейских стран. Это служит базой взаимного признания результатов испытаний, введения в практику факультативных испытаний и поверки, а также деятельности Государственного управления по метрологии в области аккредитации лабораторий.

В странах развиваются все направления метрологии:

1) научная метрология, приоритетами  которой являются разработка  и поддержание национальных эталонов;

2) законодательная метрология, основные направления которой  – поверка средств измерений, испытания типов;

3) прикладная (промышленная) метрология, направленная на обеспечение  качества продукции.

Государственное управление по метрологии осуществляет поверочную деятельность через сеть центральных и местных поверочных организаций, являясь также органом по аккредитации калибровочных лабораторий. Более 50 калибровочных лабораторий аккредитовано на соответствие европейским требованиям. Из международных связей по метрологии наиболее значительны контакты по обмену опытом с германскими метрологами.

В Польше метрологическая деятельность ведётся со дня принятия закона “О мерах” (1993г.). Национальный орган – Главное управление мер, основной задачей которого стало гармонизация национальных требований в области метрологии с правилами и нормами ЕС. Согласно Закону “О мерах” средства измерений подлежат поверке, калибровке, утверждению типа. Обязательному метрологическому контролю подлежат средства измерений, используемые в торговле, в области охраны труда и окружающей среды. Утверждение типа и поверку имеет право выполнять только Государственная метрологическая служба. Калибровку проводят службы любой подчинённости: лаборатории научных институтов, органы технического надзора и др. организации, аккредитованные в порядке, определённом Главным управлением мер. Кроме Главного управления, в Польше действуют окружные и районные управления мер. Центральный орган по метрологии финансируется из госбюджета, но в то же время он занимается и хозрасчётной деятельностью.

Из международных связей по метрологии наиболее значительные контакты с МОМВ и МОЗМ, а также с европейскими организациями по метрологии.

В Чехии метрологическая деятельность ведётся на основе Закона по метрологии, принятого в 1990г.. Наряду с ним метрологическая работа регулируется Постановлением № 69/1991 Управления по стандартизации и измерениям. Национальный орган в области метрологии – Чешское управление по стандартам, метрологии и испытаниям, подчинённое непосредственно Министерству экономики. В метрологическую структуру входят две организации: Чешский институт по аккредитации и Чешский метрологический институт. В составе последнего – лаборатории по различным видам измерений, лаборатории фундаментальной метрологии, инспекторат по ионизирующим излучениям, семь инспекторов Чешского метрологического института, уполномоченные лаборатории по измерениям и калибровке. Национальные стандарты в области испытаний и аккредитации включают требования европейских стандартов серии 45000 (EN 45000), другие метрологические нормативные документы.

Из международных связей наиболее активно сотрудничество чешского института по аккредитации с органами по обучению персонала и контролирующих организаций (EAL).

В Словакии правовой основой метрологической деятельности выступает Закон по метрологии, принятый в 1990г. в Чехословакии, разработанный с учётом МД МОЗМ. Как и в Чехии, действует положение № 69/1991. Кроме того, Распоряжение № М-101/1991 определяет виды средств измерений, которые подлежат обязательной поверке.

Центральный орган по метрологии – Управление по стандартизации, метрологии и испытаниям – осуществляет методическое руководство и контрольные функции; представляет право поверки средств измерений и установление их типов, принимает решение о признании утверждения типа и результатов поверки средств измерений, проведённых в других странах.

Основное научное учреждение – Словацкий метрологический институт, который разрабатывает и хранит эталоны единиц величин, методов и средств передачи размеров от эталонов средствам измерений. Как государственный метрологический орган институт занимается утверждением типа средств измерений, калибровкой средств измерений высшей точности, сертификацией словацких стандартных образцов.

Исполнительный орган – Служба экономической метрологии – располагает метрологическими лабораториями в пяти городах Словакии. Она выполняет функции: утверждение типа, поверку и калибровку средств измерений; метрологическую экспертизу; регистрацию изготовителей ремонтных и монтажных средств измерений. Служба также принимает участие в обучении и повышении квалификации метрологов. Другой исполнительный орган государственной метрологии – Словацкая метрологическая инспекция проводит метрологический надзор за средствами измерений и техникой измерений соблюдением метрологических правил и норм. Производство эталонов, эталонного оборудования, средств измерений и стандартных образцов находится в руках Техноцентра при Словацком метрологическом институте.

Информация о работе Организация метрологии в зарубежных странах и международные метрологические организации