Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71

Файлы: 1 файл

Роль и место органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Одну из ключевых ролей в механизме  государственно-правового обеспечения  прав личности играют законодательные органы власти. Законодательным органом Российской Федерации в соответствии с Конституцией является Федеральное Собрание - постоянно действующий парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Говоря о содержательной составляющей законодательного органа, следует отметить, что сегодня реально он не играет определяющей роли в системе государственной власти, т.к. самой главной функцией в ней является функция управления общественными процессами, где доминирующее место занимает исполнительная власть. Тем не менее это не означает, что законодательная власть отсутствует или существует формально. Законодательная власть оказывает огромное влияние на состояние обеспечения прав и свобод личности, т.к. наряду с законотворческой реализует представительную, институциональную, контрольную и иные функции.

Законодательная функция парламента сопряжена с его деятельностью  по принятию законов. В этих целях  в Конституции РФ не только закрепляется право по принятию законов, но и определяются их виды, устанавливается процедура внесения в парламент законопроекта, его обсуждения и принятия, подписания закона, его опубликование и вступление в силу.

Представительная функция парламента в обеспечении прав человека занимает особое место, т.к. парламентарии представляют интересы всех избирателей. Кроме того, специфика данной функции выражается в том, что обсуждение вопросов в парламенте ведется открыто и гласно.

Несмотря на то, что приоритетное место занимает именно представительная функция, сущность которой, как мы уже только что отметили, заключается в претворении в своей деятельности воли народа, не менее важное значение отводится я контрольной функции.

Особый интерес в этой связи  представляет институт Уполномоченного по правам человека, который можно рассматривать как важное дополнение существующей системы юридических способов обеспечения прав граждан.

Уполномоченный по правам человека призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией. Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод личности, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, используя при этом собственные средства.

Предметом основной деятельности Уполномоченного  по правам человека (омбудсмена) является осуществление им проверки законности и обоснованности актов управления и процедуры их принятия, действий должностных лиц с целью защиты нарушенных прав граждан.

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих функций является рассмотрение жалоб граждан, которые вправе обратиться в случае неудовлетворения решением, порядком принятия или поведением должностного лица, т.е. когда нарушаются его права органом государственной власти или чиновником. Однако следует отметить, что к Уполномоченному граждане вправе обращаться после того, как они обжаловали решения в судебном или административном порядке и не согласны с принятым решением.

Еще одной формой парламентского контроля, направленного на обеспечение прав личности, является закрепленный в  ст. 101 Конституции РФ контроль за осуществлением федерального бюджета. В этих целях Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Парламентский контроль осуществляется также путем парламентских слушаний, расследований, отчетов и сообщений руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти. Комитеты к комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации в целях обеспечения прав и свобод личности вправе направлять в порядке контроля письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти, о результатах, рассмотрения которых и о принятых мерах последние сообщают соответствующим комитетам и комиссиям.

Важно подчеркнуть, что в плане  обеспечения прав и свобод личности по инициативе Федерального Собрания Российской Федерации или любой из его палат могут проводиться парламентские расследования. Такая форма обеспечения прав человека особенно характерна для Государственной Думы. В этих целях она создает специальные комиссии по расследованию деятельности органов государственной власти. Но следует иметь в виду, что подобная деятельность комиссий не получила законодательного урегулирования. Исключения составляют лишь случаи, когда Государственная Дума, реализуя свое полномочие, касающееся выдвижения обвинения против Президента России, создает специальную комиссию, которая и проводит расследовании. В случае грубого и массового нарушения прав и свобод личности Уполномоченный по правам человека вправе обратиться в Государственную Думу России с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан.

Исполнительная власть в Российской Федерации представлена Правительством РФ, в состав которого входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.

Органы исполнительной власти издают соответствующие нормативные правовые акты, направленные на обеспечение прав и свобод личности.

По верному утверждению В.Н. Бутылина, «в процессе реализации своих прав и свобод гражданин чаще всего соприкасается именно с органами исполнительной власти. Вот почему законодательное регулирование основных прав и свобод индивида, а также непосредственное действие конституционных положений не исключают необходимости дальнейшей конкретизации в правовых актах органов исполнительной власти норм Конституции РФ и законов, касающихся прав личности. В этой связи государственная охрана основных прав и свобод граждан в сфере государственного управления требует не только четкого правового закрепления статуса гражданина, но и соответствующих обязанностей органов исполнительной власти по его реализации и обеспечению, установлению реальной ответственности государственных служащих за нарушение основных прав и свобод индивида»29.

Следует подчеркнуть, что сегодня  именно исполнительная власть обладает неизмеримо большими возможностями сосредоточения в своих руках, по сравнению с другими ветвями государственной власти, финансовых, материальных, технических, технологических, организационных и других ресурсов.

Кроме того; именно исполнительная власть обладает наиболее исчерпывающей информацией обо всех процессах, происходящих в жизнедеятельности как внутри государства, так и на международной арене.

Помимо прочего исполнительная власть сегодня располагает большими возможностями воздействовать на другие государственно-властные структуры, и, прежде всего, на парламент. Это подтверждается тем, что исполнительная власть активизировала свою деятельность как субъект, обладающий правом законодательной инициативы, в довольно широком круге вопросов, традиционно считавшихся сферой исключительной компетенции высшего представительного органа.

С одой стороны, это может благоприятно воздействовать на обеспечение прав человека, т.к. предлагается принимать материально обоснованные решения, исходя из финансовых возможностей государства. С другой стороны, это может привести к сосредоточению власти в одних руках, т.е. к политической диктатуре, что, конечно же, отрицательно повлияет на права и свободы личности.

Правосудие - исключительная прерогатива судебной власти. Создание чрезвычайных судов в нашей стране не допускается. Правосудие представляет собой разновидность государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных конфликтов, связанных с нарушением действующего законодательства, и призванной обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод граждан. Авторы комментария Конституции Российской Федерации, по нашему мнению, точно вычленили специфические признаки этой деятельности, отмечая, что «правосудие осуществляется: во-первых, специальными государственными органами - судами и от имени государства; во-вторых, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и. иных дел; в-третьих, в установленной законом процессуальной форме».

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды: (Конституционный Суд РФ), общие суды (Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные, городские и военные суды), арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, окружные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов федерации) и суды субъектов Российской Федерации (конституционные (уставные) суды и мировые судьи).

Провозглашенное Конституцией осуществление  правосудия только судом означает, что в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных  или общественных органов, которые  имели бы право рассматривать  и разрешать гражданские, уголовные или иные дела.

Эффективность правосудия - многомерный показатель деятельности государства, находящийся в зависимости от ряда социальных факторов организационного, нормативного и иного характера. Значение их в ходе динамичного развития общества различно: значение одних может возрасти, других - снизиться. При этом ясно одно - проблема результативности деятельности судебной власти в значительной мере зависит от качества законодательства. В рамках проводимой в стране судебно-правовой реформы, в целях обеспечения эффективности правосудия и обеспечения прав и свобод личности важно определиться не только со структурой судов, но и непосредственно с процессуальной формой судопроизводства.

Деятельность государства и  его органов должна осуществляться так, чтобы люди были уверены в своей безопасности. Однако только в условиях сильного государства, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность, можно говорить о гарантиях прав человека.

Но осуществление правосудия не является единственной организационно-правовой формой деятельности судебных органов. Другой общепризнанной формой осуществления судебной власти является судебный контроль.

Судебный контроль как важный элемент  обеспечения прав и свобод личности судебной властью представляет собой «конституционно закрепленную особую правовую форму реализации контрольной функции государства в сфере осуществления судебной власти, выражающуюся в охране судами конституционной, общей и арбитражной юрисдикции конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении режима законности, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, осуществляемого в особом процессуальном порядке в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и всего гражданского общества»30.

Основным органом призванным осуществлять судебный конституционный контроль в нашей стране является Конституционный Суд Российской Федерации.

По мнению Б.С. Эбзеева, Конституционный  Суд является федеральным органом  государственной власти и в этом качестве стоит в одном ряду со всеми высшими органами государства: Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, ибо компетенция Конституционного Суда непосредственно определена Конституцией, что сближает его с вышеупомянутыми органами власти и, наоборот, в известной степени дистанцирует от Верховного и Высшего Арбитражного Судов, сфера компетенции которых урегулирована, в основном, лишь текущим законодательством. Далее автор делает вывод, с которым следует согласиться, о том, что «не только доктрина, но и практика конституционного контроля в различных государствах, сам Закон о Конституционном Суде не дают оснований рассматривать его деятельность как чисто судебную, но судебная деятельность может и должна рассматриваться как преобладающая для Конституционного Суда».

Исходя из того, что одним из оснований контрольной деятельности Конституционного Суда в сфере обеспечения  прав и свобод личности является жалоба, поступившая от гражданина, чьи права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащем применению в конкретном деле, законодатель четко определил основания допустимости подачи жалобы.

Таким образом, следует отметить, что  в условиях становления в Российской Федерации основ демократического правового государства деятельность по осуществлению конституционного контроля за обеспечением прав и свобод личности Конституционным Судом РФ является доминирующей ценностью. Рассматривая обеспечение прав и свобод как ключевую функцию Конституционного Суда, по которой он оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ, необходимо отметить важное правозащитное направление деятельности этого органа.

Главная цель Конституционного Суда состоит в том, чтобы нарушенные права и свободы были восстановлены, чтобы каждый человек чувствовал себя защищенным в этом обществе.

В настоящее время важно отметить расширение доступа граждан к  правосудию во всех судах судебной системы, во всех инстанциях этих судов. Это сделано посредством адекватного  раскрытия содержания ст. 46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту. Проблема обеспечения судебной защиты прав и свобод личности всегда была в центре внимания ученых. В настоящее время следует отметить положительную тенденцию роста доверия населения к судам. Об этом свидетельствует увеличение обращений в суды граждан за защитой своих прав и свобод.

Итак, судебная власть в российском обществе, претерпевая за последние десятилетия реформирование своей системы, в том числе и посредством расширения сферы контрольных полномочий, становится по праву демократичной структурой в правовом государстве. Однако еще рано говорить об идеальном состоянии судов в нашем государстве, в немалой степени они остаются громоздкими и «неповоротливыми», процедуры рассмотрения дел не совершенны, что настораживает граждан и отчуждает от этой формы обеспечения и восстановления нарушенных прав. Требуется дальнейшая работа по поиску оптимальных вариантов реанимирования судов, чтобы они рассматривали дела и принимали решения оперативно, без волокиты, которая в ряде случаев затягивается на годы.

Важную роль в механизме государственно-правового  обеспечения прав и свобод личности играет прокуратура. Одним из способов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ее деятельности является прокурорский надзор. Идея обеспечения прав личности от каких бы то ни было посягательств всегда присутствовала в деятельности прокуратуры, но это направление специально не выделялось и поэтому растворялось в общей специфике работы прокуратуры. На первом плане стояла задача защиты и охраны общественного строя, его политической и экономической систем. При явном доминировании государства по сравнению с институтами гражданского общества интересы отдельного человека, его права и свободы были полностью подчинены интересам государства.

Информация о работе Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства