Описана ответственность в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

В данном проекте приведен эксплуатационный и технологический расчет автотранспортного предприятия, предназначенного для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей в холодной климатической зоне.
Расчет проводился на основании того, что необходимо перевести 65000 тонн груза в год, груз – хлебобулочные и кондитерские изделия.

Файлы: 1 файл

курсовая Ответственность в международном праве (переделанный вариант) 1.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Реституция  — это возвращение потерпевшему государству незаконно присвоенных  государством-правонарушителем материальных ценностей или (в случае невозможности  это сделать) компенсация их утраты другими равноценными материальными ценностями (компенсаторная реституция). Одной из форм реституции является субституция – замена неправомерно уничтоженного либо поврежденного имущества аналогичным по стоимости и значению.18

В период, когда война считалась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции - взимание победителем с побежденного своих военных издержек.

Возмещению  подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.

Исключительно на основании договоров возникает  такая разновидность материальной ответственности, как абсолютная, или  объективная, ответственность. Речь в  данном случае идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности.

Пострадавшей  стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом.

Существует  понятие договорного ограничения абсолютной материальной ответственности по сумме, подлежащей возмещению. В договоре почти всегда указывается предельная максимальная сумма компенсации, подлежащая выплате пострадавшей стороне. Например, максимальная сумма возмещения предусмотрена по Конвенции о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 года (в результате падения воздушного судна).

В этих случаях  пострадавшая сторона не может претендовать на получение суммы, превышающей установленный предел, даже если фактический ущерб превышает эту сумму. Вместе с тем максимальный предел выплачивается не автоматически: если сумма доказанного ущерба ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на получение только ее.

Договорное ограничение ответственности по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, но необходимой в интересах людей (авиация, атомная энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба. Договорное установление абсолютной ответственности гарантирует возмещение ущерба пострадавшим даже в том случае, если причинитель ущерба ссылается на то, что все его действия не являлись нарушением права.19

Согласно общим  принципам международной ответственности  государств, всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой  международную ответственность  этого государства. Международно-противоправное деяние налицо всякий раз, когда государство своим поведением нарушает свое международное обязательство.

Из этих основополагающих принципов не может быть каких-либо исключений до тех пор, пока международное  обязательство действительно для данного государства. Однако существуют обстоятельства, которые приостанавливают в конкретном случае действие соответствующего обязательства или обуславливают его невыполнимость. Отсутствие в таком случае противоправности деяния государства исключает как следствие международную ответственность государства, не влечет таковой.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться юридическими правилами ответственности государств. Их сопровождает, как обычно, подробный комментарий Комиссии международного права, помогающий уяснить существо сформулированного правила.

К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, традиционно относится вина самой  потерпевшей стороны. Эта вина может выразиться в совершении действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного действия другого субъекта, а также в форме грубой небрежности или упущения самой потерпевшей стороны. Например, государство получает информацию о готовящейся провокационной акции в отношении его посольства, но не сообщает об этом властям страны пребывания посольства. Ответственность государства пребывания в случае совершения такой акции в принципе возникает за нарушение обязанности обеспечить неприкосновенность посольства иностранного государства. Однако если будет доказано, что посольство знало о готовящейся акции и не сообщило об этом властям пребывания, то это поведение посольства может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее государство пребывания от ответственности за возмещение ущерба.20

К освобождающим  от ответственности обстоятельствам  относится форс-мажор (непреодолимая  сила), то есть не поддающиеся контролю непредвиденные внешние события  чрезвычайного характера: стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, вооруженные конфликты, гражданские беспорядки и т. п. Например, если из-за неожиданно ухудшившихся метеоусловий воздушное судно нарушило границу иностранного государства, государство регистрации воздушного судна сошлется на форс-мажор как на основание для освобождения от ответственности.

В то же время  в ходе исследования этого вопроса  выяснилось, что многообразные ситуации, вызванные либо явлениями природы, либо деятельностью людей и обозначаемые терминами «форс-мажор» и «непредвиденный случай», имеют общие черты, состоящие в том, что в условиях таких ситуаций государство в лице своих органов или должностных лиц оказывается в положении объективной невозможности избрать поведение, соответствующее требованиям своего международного обязательства, или установить, что данное его поведение не соответствует требуемому.

Речь идет об обстоятельствах, сделавших для  государства материально невозможным  действовать в соответствии со своим  международным обязательством. Факторами  такой материальной невозможности, с которыми последняя должна находиться в причинной связи, являются либо непреодолимая сила, либо неподдающееся контролю государства непредвиденное внешнее событие.

Высказывается точка зрения, что к обстоятельствам, освобождающим от ответственности, следует относить состояние крайней необходимости, когда совершение тех или иных действий продиктовано угрозой жизненным интересам субъекта-делинквента.

Государство не может ссылаться на состояние  необходимости как на основании для исключения противоправности деяния этого государства, не соответствующего его международному обязательству, за исключением тех случаев, когда:

- это деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угроз

- это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства, в отношении которого существует указанное обязательство.21

Указаны случаи, когда государство не может ссылаться  на состояние необходимости, а именно: международное обязательство проистекает из императивной нормы общего международного права; установлено договором, прямо или косвенно исключающим такую возможность; государство, о котором идет речь, способствовало возникновению состояния необходимости.

В основу возможного исключения противоправности деяния положено противопоставление защищаемого нормой права менее существенного интереса управомоченного государства существенному интересу обязанного государства. Но объективные критерии различия между существенными и менее существенными интересами того или иного государства вряд ли можно предложить.

Те же трудности  возникают при определении того, является ли несоблюдение международного обязательства государством единственным средством защиты его существенного  интереса. В итоге представляется, что ценность этой статьи определяется положениями, касающимися случаев недопустимости ссылок на состояние необходимости.

Противоправность  деяния государства, не соответствующая  международному обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Имеет место законная мера самообороны государства в соответствии с Уставом ООН, прежде всего отвечающей условиям ст. 51 Устава. Такими условиями являются:

- наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии международного права;

- самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности;

- Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в известность о предпринятых мерах самообороны;

- такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности.22

Следовательно, логически и юридически самооборона  рассматривается как допустимая временная мера защиты территориальной целостности и политической независимости подвергшегося вооруженному нападению государства до тех пор, пока не вступит в действие предусмотренная Уставом ООН и современным международным правом система коллективной международной безопасности.

Освобождающие от ответственности обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния в качестве деликтного, хотя в результате этого деяния и была нарушена норма международного права. К ним относятся согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (например, самооборона, репрессалии).

Комиссия международного права ООН считает целесообразным объединить обстоятельства, освобождающие от ответственности, а также факты и действия, исключающие квалификацию деяния в качестве правонарушения, в одно общее понятие - "обстоятельства, исключающие противоправность".

Глава 3. Особенности международной уголовной ответственности

физических лиц

Физические  лица (граждане государств и лица без  гражданства), совершившие международные  преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные  деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

К физическим лицам  применимы положения Конвенции  о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.

В середине 90-х  годов в целях привлечения  физических лиц к уголовной ответственности  созданы Международный трибунал для судебного преследования  лиц, ответственных за серьезные  нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла  Устав Международного Уголовного Суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

а) преступление геноцида.

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) преступления, связанные с агрессией.

Резиденция  суда находится в Гааге, однако по желанию суда заседания могут  проходить в любом месте. Стоит  сказать, что Международный Уголовный Суд нельзя путать с Международным Судом ООН, который также заседает в Гааге. МУС не входит в структуру ООН, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН. В компетенцию суда входят преступления, которые были совершены на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдаются ни личный, ни территориальный принципы, то суд не может действовать. Но из этого принципа есть два исключения: во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может путем подачи заявления,  представленного Секретарю суда, признать осуществление судом юрисдикции в отношении конкретного преступления. Во-вторых, Совет Безопасности ООН, посредством резолюции, принятой согласно главе  VII  Устава ООН передать в суд некоторую  ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданином государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в суд ситуацию в Дарфуре.

Информация о работе Описана ответственность в международном праве