ООН в системе обеспечения международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить место Организации Объединённых Наций в системе международной безопасности.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность международной безопасности;
определить основные направления деятельности Организации Объединённых Наций в сфере обеспечения безопасности;
сформировать систему органов Организации Объединённых Наций в области безопасности, определить полномочия и направления деятельности таких органов;

Файлы: 1 файл

готовый дплом.doc

— 135.37 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждое государство всегда проявляет заботу об укреплении, своей безопасности, преследуя цель сохранить себя как суверенное образование среди Других государств. Главным, однако, представляется вопрос о том, с помощью каких средств обеспечить национальную безопасность. Прошло то время, когда государства могли рассчитывать на свою защиту только с помощью своей собственной военной силы, посредством создания постоянной многочисленной армии, регулярно укрепляемого военного потенциала. Все более ясной стала недостаточность представления о безопасности, как состоянии защищенности от внешней военной угрозы. Большинство стран пришли к единому мнению о целесообразности выработки нового похода к проблеме обеспечения международной безопасности. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружения и вооруженных сил, поскольку любой локальный конфликт потенциально способен развиться в мировую ядерную войну, в которой, как известно, не будет и  быть не может ни победителей, ни побежденных, ибо накопленные в мире запасы ядерного оружия достаточны для полного уничтожения нескольких таких планет, как Земля. Обеспечение безопасности любого отдельного государства (так называемая национальная безопасность) и безопасность во всемирном масштабе зависят не только от применения военных средств, но и прямо обусловлена использованием политических средств, в том числе юридических. Путь к обеспечению безопасности каждого отдельного государства лежит через всемерное укрепление всеобщей безопасности. При этом необходим учет законных интересов всех без исключения государств, так как нельзя обеспечить свою безопасность за счет безопасности других, безопасность должна быть равной для всех. Поиск реальных путей укрепления международной безопасности лежит через систему коллективной безопасности.

Существующая система международной безопасности была создана после окончания Второй мировой войны, когда союзными державами было принято решение об учреждении универсальной международной организации – Организации Объединенных Наций (ООН). Главная задача, поставленная перед этой организацией, заключалась в предотвращении новой мировой войны и возможной реставрации фашизма или нацизма. Особое значение имеют положения Устава ООН о мерах по урегулированию конфликтов и борьбе с агрессией. На сегодняшний день ООН – единственная организация, которая в лице Совета Безопасности обладает полномочиями применить принудительные меры с использованием вооруженных сил в случае нарушения международного мира и безопасности.

Правовой механизм ООН является наиболее эффективным и перспективным глобальным механизмом поддержания международного мира и безопасности. Решение проблем безопасности должны находиться не в ведении отдельных государств или военных союзов, коалиций. Безопасность, которая приобретает всеобъемлющий характер, становится безопасностью глобальной. Новые угрозы и вызовы в сфере безопасности, их характер демонстрируют, что безопасность в современном мире является не только национальной проблемой: успешно бороться с ними можно только сообща и только на основе уважения интересов друг друга и широкого международного сотрудничества. Необходимость формирования под эгидой ООН глобальной системы реагирования на угрозы и вызовы XXI века, обуславливает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения международной безопасности Организацией Объединённых Наций.

Предметом исследования является Организация Объединённых Наций как субъект системы обеспечения международной безопасности.

Цель: определить место Организации Объединённых Наций в системе международной безопасности.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо реализовать следующие задачи:

    1. раскрыть понятие и сущность международной безопасности;
    2. определить основные направления деятельности Организации Объединённых Наций в сфере обеспечения безопасности;
    3. сформировать систему органов Организации Объединённых Наций в области безопасности, определить полномочия и направления деятельности таких органов;
    4. выявить и проанализировать тенденции обеспечения международной безопасности в рамках Организации Объединённых Наций.

Тема поддержания международного мира и безопасности и места Организации Объединённых Наций в данной сфере актуальна как для специалистов по международным отношениям, политологов, так и для юристов. В связи с чем в работе использован междисциплинарный подход.

Следует отметить, что в белорусской научной литературе данной теме не уделяется должного внимания, она практически не стала предметом специального комплексного научного исследования. В то же время аспекты международной безопасности и места Организации Объединённых Наций  в сфере обеспечения международной безопасности освещались как в российской, так и в зарубежной международно-правовой литературе.

При написании данной работы использовались труды  В.Л. Толстых, Е.В. Голованова, А.М. Юркевича, К.А. Бекяшева, В.Н. Федорова, Р.А. Каламкаряна, М.И. Костенко, Е.С. Пчелинцева и других, а декларации и резолюции Организации Объединённых Наций, в том числе Устав Организации Объединённых Наций, Декларация о совершенствовании  сотрудничества между Организацией Объединённых Наций и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности, Резолюция «Повестка дня для мира» и другие.

Основными методами проведённого исследования являются: формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, логический метод.

Настоящая дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть состоит из трёх глав. Список использованных источников включает 35 наименований. Объём работы составляет 68 страницы.

 

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Поддержание международного мира в настоящее время – это забота всех государств и мирового сообщества в целом.

Основные цели и принципы поддержания международного мира, обеспечения международной безопасности являются одновременно целями и принципами международного права в целом. Основополагающим актом поддержания мира и обеспечения международной безопасности, как и всего международного права, является Устав Организации Объединенных Наций.

Организация Объединенных Наций и её Устав были учреждены, когда Вторая мировая война, принесшая невыразимые страдания человечеству, подходила к концу. Одна из основных целей создания ООН состояла в том, чтобы, как сказано в ее Уставе, «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и тем самым предотвратить повторение ужасов мировых войн. С момента своего возникновения ООН не раз предотвращала угрозу перерастания споров в открытые военные действия, убеждала противоборствующие стороны использовать вместо оружия стол переговоров или помогала восстановить мир там, где конфликт выходил из-под контроля.

Как подчеркивал советский ученый Е.С.Пчелинцев, «поддержание международного мира и безопасности – первая и основная цель ООН. Все другие цели, зафиксированные в ст. 1 Устава, подчинены в конечном счете первой как наиболее фундаментальной по своему характеру» [22, с. 50]. По точному утверждению австрийского международника А.Фердросса, ООН преследует двойную цель: поддержание международного мира и безопасности, а в случае нарушения мира – его восстановление [33, с. 501]. Устав ООН определяет, что подлежит защите в системе коллективной безопасности, указывая тем самым на объект коллективной безопасности [25, с. 25].

Термин «коллективная безопасность» впервые появился в 1922 году в рамках Лиги Наций в связи с разработкой концепции коллективной безопасности в Европе, но в научный и практический обиход это понятие прочно вошло только после Второй мировой войны [34, c. 109]. Однако в Уставе ООН этот термин не употребляется. В нем применяются выражения «поддержание международного мира и безопасности», «международный мир и безопасность». В статье 73 Устава использован термин «система международного мира и безопасности, установленная настоящим Уставом», под которой, как считает Э.С.Александрова, понимается «совокупность средств, принятых в Уставе для достижения главной цели ООН – поддержания международного мира и безопасности». По ее мнению, вполне возможно применение термина «коллективная безопасность» в качестве синонима выражения «система поддержания международного мира и безопасности» [31; 1, с. 27-28].

Одна из самых важных задач в XXI веке заключается именно в том, что мировое сообщество должно добиться нового, более глубокого понимания всеобщей системы коллективной безопасности во всех его ипостасях и со всеми его функциями, обязанностями, стратегиями и учреждениями, поскольку только в этом случае система коллективной безопасности будет эффективной, экономически рациональной и справедливой.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая система коллективной безопасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагирования на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участия в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

На наш взгляд, для того чтобы сложилось новое согласие по вопросам безопасности, прежде всего следует добиться понимания того, что главными действующими лицами, которые борются со всеми стоящими перед нами угрозами – как новыми, так и старыми, – по-прежнему являются отдельные суверенные государства, роль и функции которых, а также право на уважение в полной мере признаны в Уставе Организации Объединенных Наций. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в XXI веке больше, чем когда-либо ранее, ни одно государство не может опираться только на свои силы. Коллективные стратегии, коллективные учреждения, на наш взгляд, и чувство коллективной ответственности совершенно необходимы.

Существующая международная безопасность представляет собой сложную динамическую систему отношений различных субъектов, которая постоянно видоизменяется и адаптируется к условиям существующей реальности. Активную роль в ней играют международные институты и режимы с помощью которых государства реализуют свои цели и задачи. Существующие концепции и прогнозы развития системы международной безопасности, в большинстве своем выделяют наличие двух уровней: регионального и всеобщего (универсального), успешность и эффективность взаимодействия между которыми станет залогом эффективности системы в целом.

Международная практика выработала несколько видов организационного оформления коллективной безопасности. Главными из них являются: создание универсальных международных организаций безопасности, региональных систем коллективной безопасности, заключение межгосударственных договоров о взаимной помощи в осуществлении права на индивидуальную и коллективную самооборону [4, с. 101].

Универсальная система коллективной безопасности основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями ООН.

Региональные системы коллективной безопасности является важной составной частью универсальной системы коллективной безопасности. На практике это отдельно существующие институты, которые готовы сотрудничать с ООН, но на условиях, отражающих современные реалии международных отношений. В условиях глобализации эффективность работы этих организаций и политика открытости к сотрудничеству является ключевыми условиями для формирования новой культуры международной безопасности, отвечающей современным реалиям. Не все организации готовы к такому сотрудничеству и имеют необходимые для этого механизмы. Отсутствуют рабочие механизмы координации действий региональных систем безопасности со стороны универсальной системы безопасности. Наиболее сильной и серьезной организацией остается НАТО, чья политика по сотрудничеству отдает приоритет отношениям с отдельными государствами, вместо улучшения диалога с другими организация региональной безопасности или ООН. Элементы региональной системы представлены региональными соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и регионах. В основе современной системы коллективной безопасности лежат общее запрещение использования вооруженной силы в отношениях между государствами и допустимость ее применения лишь в интересах всех государств по решению Организации Объединенных Наций в лице ее Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира [1, с. 3].

Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, включает:

  • меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами;
  • меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
  • меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
  • меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
  • принудительные меры безопасности (гл. VII) без использования вооруженных сил (ст. 41), а также связанные с их использованием (ст. 42) [31].

Как отмечает В.Н.Федоров, особенностью Устава ООН является то, что он не сводит обеспечение коллективной безопасности только к военно-политическим аспектам, а предполагает наличие комплекса факторов экономического, правового, гуманитарного и иного плана, создающих предпосылки для укрепления указанной системы [32, с. 39]. Указанные средства, то есть элементы системы коллективной безопасности, представляются важнейшими механизмами, обеспечивающими коллективную безопасность.

Первостепенное значение для всеобщей системы коллективной безопасности имеет запрещение угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами. П. 4 ст. 2 Устава гласит, что все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций [31].

Информация о работе ООН в системе обеспечения международной безопасности