Новый мировой экономический порядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК, программа изменений в системе международных экономических отношений, выдвинутая развивающимися странами и нашедшая отражение в ряде документов, принятых ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Катализатором активности развивающихся стран в борьбе за изменение своей роли в мировом хозяйстве были успехи, достигнутые нефтедобывающими странами в борьбе за увеличение в свою пользу доли средств, полученных от продажи добытой нефти. На конференции неприсоединившихся стран в Алжире в 1973 г. и позже, на конференциях в рамках ООН, на встречах с западными странами, развивающиеся страны постоянно ставили вопрос о радикальной реорганизации мировой торговли.

Файлы: 1 файл

НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ПОРЯДОК

НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ПОРЯДОК, программа изменений в  системе международных экономических  отношений, выдвинутая развивающимися странами и нашедшая отражение в  ряде документов, принятых ООН и  Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Катализатором активности развивающихся стран в борьбе за изменение своей роли в мировом  хозяйстве были успехи, достигнутые  нефтедобывающими странами в борьбе за увеличение в свою пользу доли средств, полученных от продажи добытой нефти. На конференции неприсоединившихся стран в Алжире в 1973 г. и позже, на конференциях в рамках ООН, на встречах с западными странами, развивающиеся  страны постоянно ставили вопрос о радикальной реорганизации  мировой торговли. Программа, ведущая  к новому мировому экономическому порядку, была включена в повестку дня 4-й  сессии ЮНКТАД в Найроби в 1976 г. В  ней нашли своё отражение практически  все требования, когда-либо выдвигавшиеся  развивающимися странами. Среди них - увеличение объёма помощи со стороны промышленно развитых стран, отсрочка погашения долгов, предоставление большего права голоса в Международном валютном фонде, контроль над деятельностью транснациональных компаний на территории развивающихся государств, расширение передачи передовой технологии, увеличение доли в транспортировке и страховом деле, снижение пошлин развитыми странами на ввоз готовых изделий и продуктов переработки сельскохозяйственного сырья из развивающихся стран и т. д. 
 
На этой сессии была принята так называемая интегрированная программа, которая рассматривалась развивающимися странами как важное средство решения проблемы стабилизации доходов от экспорта сырья. Для достижения этой цели в программе намечалось расширение практики заключения международных товарных соглашений, предусматривающих в случае необходимости создание международных буферных запасов. Мероприятия по стабилизации рынка должны были охватывать 18 сырьевых товаров, на которые приходится ок. 60% всего сырьевого экспорта (без топлива) развивающихся стран. Это какао, кофе, сахар, чай, хлопок, джут, каучук, медь, олово, железная и марганцевая руды, бокситы, фосфаты, древесина тропических пород, мясо, бананы, растительные масла и маслосемена, причём первые десять из них считаются "ключевыми" с точки зрения интересов развивающихся стран. 
 
Интегрированная программа исходила также из необходимости поощрения развития промышленности по переработке местного сырья, диверсификации их экспорта, более широкого участия в международных перевозках. 
 
Борьба развивающихся стран за новый мировой экономический порядок дала им определённые результаты в плане улучшения условии реализации на мировом рынке сырьевых товаров. Были заключены новые международные товарные соглашения, направленные на стабилизацию цен. Для финансирования буферных запасов, которые создаются для концентрации части тех сырьевых товаров, по которым их предложение на мировом рынке превышает в этот момент спрос, в рамках ООН создан общий фонд. Они добились уступок со стороны промышленно развитых стран в таможенно-тарифном режиме. Была принята Общая система преференций, в соответствии с которой товары из развивающихся стран облагаются льготными пошлинами, а из наименее развитых стран вообще пошлинами не облагаются. Однако изменения, которые произошли в дальнейшем в соотношении сил на мировой арене, усилившаяся дифференциация самих развивающихся стран и соответственно появление разных интересов у разных групп стран ослабили их общие позиции в мире. Многие требования, выдвигавшиеся развивающимися странами в ходе борьбы за новый международный экономический порядок, оказались отодвинутыми на задний план.

 

Новый международный  экономический порядок — концепция молодых политически независимых государств по перестройке международных экономических отношений, выдвинутая в условиях обострения кризиса системы империалистической эксплуатации топливно-сырьевых и трудовых ресурсов развивающихся стран. Она включает следующие требования по обеспечению внешних факторов экономического развития развивающихся стран:

          • установление полного национального суверенитета над природными ресурсами и над всеми видами экономической деятельности;
          • ослабление колебаний цен на сырьевые товары и сокращение их отрыва от цен на продукцию обрабатывающей промышленности;
          • расширение преференций в  торговле с развитыми странами;
          • нормализация международной валютной  системы;
          • стимулирование расширения промышленного экспорта развивающихся стран;
          • принятие комплекса мер по сокращению технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами;
          • облегчение  бремени финансовой задолженности  и увеличение притока реальных ресурсов из развитых в развивающиеся страны;
          • регламентация и контроль за деятельностью многонациональных корпораций.

Перечисленные требования отвечают интересам всех развивающихся стран. В качестве важнейшего метода реализации этих требований предусмотрена так  называемая «коллективная самообеспеченность», которая предполагает всестороннее  взаимное экономическое сотрудничество молодых государств. Сформулированная в принятых VI Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН (май 1974 г.) Декларации и Программе действий по установлению нового международного экономического порядка . эта концепция впоследствии уточнялась в ряде документов и материалов. Движение за новый порядок представляет собой широкий антиимпериалистический фронт, охватывающий страны Азии, Африки и Латинской Америки с различными уровнями и направленностью социально-экономического развития.

С реализацией своих требований развивающиеся страны связывают  надежды осуществить хотя бы частичную  перестройку в свою пользу экономических  отношений с промышленно развитыми капиталистическими странами и усилить определенные виды хозяйственных связей с социалистическими государствами. Для одних развивающихся стран, прежде всего для государств с революционно-демократическими режимами, борьба за новый международный экономический порядок — это стремление дополнить свои внутрихозяйственные усилия более благоприятными внешнеэкономическими условиями. Участие в этом движении государств с капиталистической ориентацией отражает попытку их правящих кругов возложить ответственность за тяжелое положение своих народов главным образом на внешние факторы, перенести накал борьбы вовне и тем самым выиграть время для укрепления позиций национального капитала. Основная слабость данной концепции — в противоречивости ее цели: без затрагивания основ капитализма невозможно осуществить преобразование его международных экономических отношений, покончить с неоколониализмом.

Необходимо, однако, иметь  в виду, что концепция нового международного экономического порядка находится  в стадии формирования. В ней появляются новые и модифицируются уже принятые положения. Идея установления нового международного экономического порядка начинает связываться  представителями отдельных развивающихся  стран с борьбой за сокращение военных расходов, за дополнение политической разрядки разрядкой военной. Выступая за расширение и углубление внешних экономических связей с развивающимися странами на основе полного равноправия и взаимной выгоды, «Советский Союз, — как отмечалось в заявлении Советского правительства от 4 октября 1976 г. «О перестройке международных экономических отношений», — с пониманием относится к... широкой программе мероприятий, отражающей насущные и долговременные интересы развивающихся стран, поддерживает ее принципиальную направленность».

Поддержка СССР и другими  социалистическими странами справедливых и законных устремлений молодых  государств, носящих антиимпериалистический характер, помогла принять в ООН  важные международные документы, направленные на установление нового международного экономического порядка. Эта поддержка  играет позитивную роль в ходе всех последующих международных форумов  по проблемам нового международного экономического порядка. Империалистические государства перед лицом растущих требований развивающихся стран, их поддержки социалистическими государствами вынуждены идти на частичные уступки, но всех их объединяет стремление подменить предложения развивающихся стран собственными концепциями преобразования международных экономических отношений, носящими неоколониалистский характер.


Информация о работе Новый мировой экономический порядок