Нормы и принцыпы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. НОРМЫ ПРАВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА…………………………………………………………………………….4
2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА…….20
3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................46

Файлы: 1 файл

Курсовая ч Международное право 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Процессуальные нормы  обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм.

Процессуальное право  отличается высокой степенью диспозитивности. Оно определяет лишь общие черты  процессуальной деятельности. Свои процессуальные нормы содержит практически каждый договор.

Функционирование международного права - это не чисто юридический  процесс, понимаемый в духе чистой теории права. Это также политический и  нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не использоваться и не взаимодействовать с процессуальными нормами. Генеральная Ассамблея и другие органы ООН довольно широко используют политические и моральные аргументы при толковании, развитии и применении международно-правовых норм.

Кроме названных существуют и другие виды норм. Наиболее важные из них будут рассмотрены особо. Здесь же коснемся тех видов норм, которые выделяются по менее значительным критериям.

По способу регулирования  различают запрещающие, обязывающие  и управомочивающие нормы. Подчеркнем относительность такого деления, поскольку, например, запрещающую норму можно понимать как обязывающую к определенному поведению. Важно то, что доминирует в содержании нормы. Например, запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

Запрет, табу - наиболее древний  и примитивный способ регулирования. Немало запрещающих норм и в современном  международном праве. Вместе с тем  постепенно происходит рост удельного  веса норм, которые не запрещают, а  предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во имя достижения поставленной цели.

Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться  правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно  встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и решениям международных совещаний, например к документам ОБСЕ. Благодаря отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в рамках данного договора.

Выделяют организационные  нормы, которые имеют несколько  разновидностей. Их задача состоит  в регулировании деятельности международных  органов и организаций. Более  подробно об этом см. в разделе "Право  международных организаций".

Научно-техническая революция  обусловила бурное развитие технических  связей. Потребность в их регулировании  вызвала распространение технических  норм. К ним относятся нормы  международного права, придающие юридическую  силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники. Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия - международно-правовыми. 
Помимо правовых, существуют и неправовые технические нормы. В отличие от первых они не обладают юридической силой и применяются в силу их разумности. Особенно активно используются подобные нормы специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как Международная организация гражданской авиации или Международный союз электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой объем регулирования. В их практике было немало интересных моментов, свидетельствующих о развитии взаимодействия этих норм с техническими и иными нормами международного права. Особый интерес представляет то обстоятельство, что Международный Суд ООН также применяет технические нормы вместе с правовыми. 
Новые возможности в области науки и техники предъявляют дополнительные требования к тем, кто участвует в проектировании и реализации технических норм. Повышается роль специалистов, сегодня они должны обладать базовыми познаниями и в области права. Появились парадипломаты, занимающиеся техническим сотрудничеством. Почему же не быть и параюристам, специалистам в области не только науки и техники, но в какой-то мере и юриспруденции? Правда, международно-правовой механизм постоянно усложняется. Поэтому юристов едва ли удастся заменить целиком. Пожалуй, главным направлением в решении этой проблемы станет специализация профессиональных юристов в той или иной области технического сотрудничества.

Программные и рекомендательные нормы. В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве программных норм. Заметим, что большинство норм содержат программный элемент. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ  НОРМ 

МЕЖДУНАРОДНОГО  ПРАВА

 

Современное международное  право характеризуется наличием значительного числа норм, регулирующих правоприменительный процесс. Главная  роль принадлежит основным целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН. В соответствии с ними должен протекать весь процесс правоприменения. Важную роль играют две Венские конвенции о праве международных договоров. Содержащиеся в них положения в определенной мере относятся к применению не только договорных, но и обычных норм, поскольку устанавливают общие правила правоприменения.

Существенное место  в комплексе норм, регулирующих процесс  правоприменения, принадлежит уставам  международных организаций. Венская  конвенция о праве международных договоров установила, что ее положения "применяются к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации" (ст. 5) [5].

Что же касается внутригосударственной  имплементации, то в международном  праве издавна утвердилось правило  о том, что выбор путей реализации международно-правовых норм относится  к компетенции государства, если только сами нормы не определяют способ своего применения.

Специальный докладчик  Комиссии международного права ООН  по проблеме ответственности итальянский  юрист Р. Аго подчеркивал, что  единственное условие, которое выдвигает  международное право в таком  случае, состоит в том, чтобы тем или иным путем желаемый результат был достигнут полностью.

Из принципа свободы  выбора средств применения норм следует, что не может служить основанием ответственности государства сам  факт непринятия специальных мер  для реализации нормы, например неиздание закона, административных правил и т.п. С другой стороны, государство не может избежать ответственности за невыполнение нормы, ссылаясь на то, что оно приняло меры, необходимые для ее выполнения.

Свобода выбора средств  может быть в той или иной мере ограничена конкретными нормами, определяющими средства реализации. Практика показывает, что такой прием все чаще используется в договорах, которые, например, предусматривают обязанность издать определенные законы. Невыполнение этой обязанности само по себе издавна рассматривается как нарушение норм международного права. В договорах, реализация которых должна происходить в основном в сфере действия внутреннего права, обычно оговаривается, что предусмотренная договором деятельность будет осуществляться в рамках законодательства сторон.

Для понимания национального  метода правоприменения необходимо учитывать, что международное право  основано на уважении суверенности внутреннего  права. Оно не требует от государства  выхода за рамки его правовой системы при применении международно-правовых норм. Именно в этих рамках и происходит применение международных норм.

Международный метод  реализуется в деятельности государств на мировой арене, а также в  деятельности создаваемых ими международных  органов и организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для реализации норм международного права внутригосударственной деятельности, т.е. в имплементации этих норм. 
Одна из характерных черт международного права состоит в том, что оно формировалось при отсутствии постоянных международных институтов, призванных применять его нормы. И в наше время эти нормы применяются в основном самими субъектами индивидуально или коллективно. Главная роль здесь принадлежит государству. Вместе с тем растет значение международных органов и организаций.

Договоры зачастую предусматривают  проведение встреч представителей сторон для проверки хода применения их постановлений  и выработки рекомендаций. В этих целях создаются и постоянно  действующие органы, чаще всего смешанные  комиссии из равного числа представителей сторон. Наблюдается тенденция к расширению полномочий таких комиссий.

Наступление нового этапа  в организации правоприменительного процесса было ознаменовано созданием  широкой сети международных организаций. Одна из основных задач организаций состоит в содействии применению международного права, в обеспечении его уважения. В Уставе ООН говорится о задаче создания условий, при которых будет обеспечено "уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права".

Роль организаций в  обеспечении должного уровня правоприменения  могла бы быть более высокой. Препятствия  на этом пути носят не столько юридический, сколько политический характер. Поэтому  наиболее широкими полномочиями по осуществлению  норм международного права обладают международные органы в специализированных областях сотрудничества (транспорт, связь и др.). Здесь необходима постоянная адаптация существующих норм к меняющимся техническим и иным условиям. Поэтому значительное число договоров предусматривает создание имплементационных органов. Такие органы управомочены осуществлять толкование договора с учетом происходящих изменений. Нередко их деятельность носит вспомогательный нормотворческий характер.

 Национальный метод применения норм международного права реализуется в деятельности государства в пределах его юрисдикции. В прошлом нормы международного права применялись в деятельности ограниченного круга центральных органов государства. Это были нормы договоров о союзе, о ненападении и т.п. За последние десятилетия существенно возросло количество норм международного права, применение которых зависит от активной деятельности широкого круга государственных органов, включая суды. В результате государственно-правовая система все более широко вовлекается в процесс реализации международных норм.

Несмотря на все это, сохраняется общее правило: международную  ответственность за применение международного права несет государство в  целом. Оно несет ответственность  за соответствующую деятельность всех государственных органов, должностных лиц, а также лиц физических и юридических. Государство обязано обеспечить, чтобы в пределах его юрисдикции никто не препятствовал применению норм международного права.

Обязанность государств обеспечить реализацию норм международного права всеми своими органами является необходимым условием функционирования этого права и издавна подчеркивается в международной практике. Организация и деятельность органов государства по применению норм международного права регламентируются внутренним правом. 
Применение норм права к конкретным случаям заключается в следующем:

- установление фактических  обстоятельств;

- правовая квалификация  фактических обстоятельств, т.е.  установление того, подпадают ли  они под действие норм международного  права, и если да, то каких именно;

- определение юридических  характеристик относящихся к  делу норм, сферы их действия, особенно в отношении данных  субъектов; иными словами, речь  идет о специально-юридическом  толковании норм;

- уяснение содержания  нормы, т.е. общее толкование;

- принятие решения  о способе применения норм  к данным фактическим обстоятельствам;

- действия по обеспечению  реализации принятого решения.

Норма применяется не сама по себе, а как элемент системы, в связи с иными нормами; толкуется с учетом других норм, и прежде всего в свете основных целей и принципов международного права. Вопрос о действительности нормы решается только на основе международного права. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, выполнению подлежат договоры, действительные в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В ст. 42 Венской конвенции о праве международных договоров говорится, что "действительность договора или согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основе применения настоящей Конвенции".

Применение норм в  немалой мере регулируется общими принципами права: никто не может передать прав больше, чем сам имеет; специальный  закон преобладает над общим и др. Некоторые из них закреплены конвенционно. Венская конвенция о праве международных договоров в ст. 28 закрепила принцип "закон обратной силы не имеет": норма не подлежит применению в отношении любого действия или факта, которые имели место до ее вступления в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этого момента. Однако, если установлено намерение субъектов придать норме обратную силу, то она применяется к действиям, фактам и ситуациям, имевшим место в прошлом. 
В случае приостановления действия нормы она не подлежит применению в течение соответствующего срока. Тем не менее следует воздерживаться от мер, которые могли бы помешать возобновлению нормы. 
Не подлежит применению норма, утратившая силу. Однако прекращение действия нормы не влияет на права, обязательства или юридическое положение субъектов, возникшие в результате применения нормы до ее прекращения.

 

 

 

 

 

 

3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

До принятия Устава ООН  вопрос об основных принципах международного права рассматривался главным образом в доктрине международного права. Ныне же основные принципы международного права провозглашены и закреплены в таком важнейшем международном договоре современности, как Устав Организации Объединенных Наций, участниками которого за небольшими исключениями являются все государства мира. Эти принципы изложены в ст. 2 Устава ООН.

Кроме того, в Декларации о принципах международного права 1970 г. содержится аутентичное толкование международным сообществом государств нормативного содержания семи воплощенных в Уставе ООН основных принципов современного международного права. Декларация, в частности, гласит, что принципы Устава, воплощенные в ней, представляют собой “основные принципы международного права” и что “при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов”. Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

Как уже отмечалось, основные принципы современного международного права безусловно являются императивными  нормами, иначе они утратили бы свой основополагающий характер.

Основные принципы современного международного права — это система (подсистема) исходных и взаимосвязанных  норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права.

Следует также иметь  в виду, что помимо основных международное  право содержит и другие нормы-принципы, являющиеся исходными для данной совокупности и системы (подсистемы, субсистемы) взаимосвязанных между собой норм.

Ниже рассматривается  содержание изложенных в Уставе ООН  и Декларации 1970 г. основных принципов  международного права. При этом используется краткое (по сравнению с текстом Декларации) общепринятое в доктрине их наименование.

3.1 Принцип  суверенного равенства государств

Этот принцип является как бы исходным началом современного международного права в целом, объединяя  в себе два характеризующих каждое государство специфических юридических признака — присущее государству свойство, обозначаемое термином “суверенитет” (см. гл. V), и равноправие с другими государствами в международном общении. Поэтому часто в договорах между государствами речь идет о взаимном уважении ими суверенитета друг друга. Суверенность государств предопределяет и метод международно-правового регулирования их взаимоотношений — соглашение между ними.

Информация о работе Нормы и принцыпы международного права