Необходимость и пути включения России в международное разделение труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Относительно путей включения России в МРТ и мирохозяйственные связи существует множество точек зрения, однако несомненно, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов.

Содержание работы

Необходимость и пути включения России в международное разделение труда.
Участие России в международном разделении труда: современное положение.

Файлы: 1 файл

мир._эк-ка.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

План

    1. Необходимость и пути включения России в международное разделение труда.
    2. Участие России в международном разделении труда: современное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

  1. Необходимость и пути включения России                                           в международное разделение труда.

Относительно путей  включения России в МРТ и мирохозяйственные связи существует множество точек зрения, однако несомненно, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньших усилий требует создание законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы.Россия как суверенное государство делает, по существу, лишь первые шаги на мировой арене. В этих условиях предстоит в сжатые сроки разработать долговременные, научно обоснованные приоритеты во внешнеэкономической политике страны. Причем, как известно, и внешнеполитический и внешнеэкономический курсы, неразрывно связанные между собой, складываются пока в крайне неблагоприятных условиях. К тому же Россия унаследовала от бывшего Советского Союза не только сложившиеся десятилетиями стереотипы отношений с внешним миром, но и подавляющую часть международных экономических обязательств бывшего СССР. 
         Россия слабо вовлечена в МПК, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также межстрановой научно-технический и информационный обмен.Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости не соответствует внутренним возможностям России, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней. 
В этих условиях предстоит решить многие проблемы принципиальной важности органичного вхождения России в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей МРТ для решения своих внутренних задач, географических и структурных проблем внешнеэкономических связей страны. Предстоит не просто провозгласить переход России в течение определенного времени к экономике открытого типа, но и принять соответствующие решения по практической реализации этого курса.Представляется, что ключ к созданию жизнеспособной экономики переходного периода в России – в ее открытости. На этом пути резко сокращаются сроки решения задачи значительного снижения уровня монополизации. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо и косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. В этом случае у производителей России остается один главный путь для процветания – повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Разумеется, переход к экономике открытого типа – процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась вместо созидательного фактора в силу, разрушающую российскую экономику. Формирование цен на продукцию в экономике России переходного периода под воздействием мирового рынка выдвигает на передний план механизм оценки основных факторов производства – природных ресурсов, капитала и труда. При этом, однако, оценки будут отклоняться от критериев мирового рынка, общепринятых представлений. В переходный период нерационально ориентироваться на «нормальную» рентабельную работу значительной части предприятий, поскольку столкновение с мировым рынком выявит их неконкурентоспособность, а следовательно, и убыточность.Отсюда перед государством встает очень важная задача: централизованное перераспределение финансовых ресурсов, направленное на создание условий, обеспечивающих выживание отечественной экономики в условиях ее все большей открытости. Необходимы экономическая переоценка и экономическая защита всех государственных ресурсов – земли, природных богатств, фондов, запасов сырья, материалов, готовой продукции. Главное достояние России в переходный период – природные богатства. Они требуют рационального использования и высокой оценки в соответствии с критериями мирового рынка. 
          Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. В этом случае снижаются риски негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и становятся более ясными положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.В перспективе все более настоятельной становится необходимость масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества. При этом важно не просто сознавать наличие внешних глобальных проблем (идет ли речь об освоении Мирового океана, проблеме охраны окружающей среды или о регулировании мирового хозяйства), а считать их решение не чьим-то, а именно своим делом. Подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать составной частью национального интереса.

Однако активное участие  России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем  через национальный интерес требует  полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых помимо ООН входят ее специализированные и региональные организации (Конференция ООН по. торговле и развитию – ЮНКТАД, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию – ЮНИДО, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – ФАО, Международный валютный фонд – МВФ, региональные экономические комиссии), а также такие всемирные по сфере своего проявления организации, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский союз – ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли – ЕАСТ, Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР и др.). Отсюда курс России на активизацию работы в международных организациях, в которых она является полноправным членом, и на получение статуса члена в организациях, где она таковым не является (например, в ВТО). 
В свете сложившихся новых реалий требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

 

  1. Участие России в международном разделении труда:   современное положение.

В условиях благоприятной  для страны конъюнктуры на мировых  товарных рынках (прежде всего на рынках энергоносителей и металлов), оздоровления внутриэкономической ситуации, наблюдавшихся до наступления мирового финансово-экономического кризиса, этот комплекс оказывал исключительно стимулирующее воздействие на экономику России. Внешняя торговля стала крупнейшим донором федерального бюджета, источником первоначального накопления капитала и опыта рыночного хозяйствования для многих отечественных производств. В последнее десятилетие прирост ВВП страны увеличивался, приближаясь к значению 7-8 % в год, при этом доля прироста, обеспеченная внешнеэкономическим сектором, составляла более 30 %.

Российская экономика  приобрела ярко выраженную внешнеторговую ориентацию, где экспорт в отдельные  годы достигал свыше 40 % (в 2011 г. - 27,8 % ВВП), а за счет импорта формировалось около 50 % ресурсов розничного товарооборота [7].

Благоприятная конъюнктура  на мировом рынке минерального сырья  привела к повышению доли России в мировом экспорте с 1,05 % в 2000 г. до 2,9% в 2008 г. Однако резкое падение уровня цен на энергоносители, отмеченное в конце 2008 г. - начале 2009 г., привело к сокращению этой доли до 2,17 %.

В целом мировой финансово-экономический  кризис оказал существенное сдерживающее влияние на экономическое развитие России, в частности, внешнеторговую сферу. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, достиг лишь 495,8 млрд. долл. против 763,5 млрд. долл. в 2008 г., по данным таможенной статистики - 469,3 млрд. долл. против 734,7 млрд. долл. в 2008 г.

Однако в 2009 г. произошло падение средних экспортных цен на 33,5 % [5], что стало логичным продолжением тенденции, отмеченной в 2006 г., когда впервые с 2003 г. наблюдалось замедление роста средних экспортных цен. И хотя экспортная деятельность по-прежнему продолжает оказывать стимулирующее влияние на развитие экономики, ее вклад в прирост ВВП заметно снижается.

Рост стоимостных объемов импорта  до наступления мирового финансово-экономического кризиса был обусловлен расширением  платежеспособного спроса на внутреннем рынке, а также позитивным влиянием укрепления рубля, и происходил в основном за счет увеличения физических объемов закупленных за рубежом товаров. На фоне роста экономики увеличивался спрос на инвестиционную компоненту в составе импорта. Наблюдалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары, однако темпы их роста были преимущественно ниже темпов роста физических объемов. Кризис оказал существенное влияние на объем и структуру импорта, в результате чего последний (в физическом выражении) сократился в 2010 г. на 36,7% [5] на фоне практически неизменных цен (сокращение составило 0,9% за год). Одной из основных позиций по импортируемым товарам традиционно являются машины и оборудование. Именно ее сокращение, связанное с падением внутреннего спроса, сформировало основную часть снизившегося объема импорта.

Рекордные количественные показатели экспортно-импортной деятельности, достигнутые в последние годы, нельзя рассматривать как однозначно положительные, поскольку сохраняются  негативные моменты, связанные с внешней торговлей, а некоторые из них даже усилились. Качественные, структурные параметры интеграции национальной экономики страны в мировое хозяйство далеки от оптимальных. Кроме того, внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж.

Товарная структура  отечественного экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других вывозимых  Россией сырьевых товаров и полуфабрикатов в последние годы приобрела еще более ярко выраженный топливно-сырьевой характер. Так, доля топливно-энергетических продуктов в общем объеме экспорта выросла с 44,9 % в 1999 г. до 67,4 % в 2009 г., достигнув максимального значения в 2008 г. (69,8 %).

Для многих топливно-сырьевых производств и отраслей первичного передела продукции экспортная квота (доля экспорта в национальном производстве) за рассматриваемый период увеличилась и значительно превышала средний показатель. Наиболее высокие уровни экспортной зависимости были зафиксированы в лесной и целлюлозно-бумажной (до 85,1%), угольной (до 55,1%), нефтяной (до 56,1%), нефтеперерабатывающей (до 48,9%) отраслях.

Вместе с тем следует  отметить тенденцию изменения экспортной квоты в сторону снижения в  некоторых добывающих отраслях (например, в газовой) и отраслях, обеспечивающих первичную переработку сырья, которая отражает снижение влияния экспорта на развитие экономики.

Чрезвычайно высокая  концентрация экспортных поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров  и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда [10]. Растущая зависимость экономики России от мировых цен на энергоносители (прежде всего на нефть) становится все большей угрозой для социально-экономической стабильности в стране.

В то время как экспорт  сырья занимает львиную долю в  общем объеме российского экспорта, экспорт продукции обрабатывающей промышленности (прежде всего машин, оборудования и транспортных средств) остается крайне незначительным, причем наблюдается тенденция снижения его удельного веса. Так, если в 1999 г. экспорт этой продукции составлял 10,9 %, то по итогам 2011 г. - 5,9 %. Для сравнения - удельный вес машин и оборудования в мировом экспорте достиг 40%, в экспорте США и ФРГ он устойчиво составляет около50%, а в Японии - 70%.

Крайне неблагоприятной  особенностью российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности является то, что более  половины его приходится на низкотехнологичную продукцию, и только 1,5-1,8% - это наукоемкие, высокотехнологичные товары. Доля России в мировом экспорте высокотехнологичных товаров не превышает   0,3 %.

Современный отечественный  высокотехнологичный экспорт представлен  преимущественно оборонной, атомной, авиакосмической отраслями, продукция которых, как правило, не предполагает универсального применения, а торговля ею высокополитизирована и имеет ограниченные рынки сбыта.

Несмотря на повышение  затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, по их доле в ВВП Россия по-прежнему заметно отстает от развитых и ряда развивающихся стран мира. Причем с учетом разницы в размерах ВВП абсолютное отставание гораздо внушительнее.

Нынешняя специализация  России в международном разделении труда на поставках энергоносителей и продукции первичного передела - вполне объективное явление. Оно отражает исторически сложившуюся структуру отечественной экономики. В то же время в экономически наиболее развитой части мира господствующей стала постиндустриальная экономика, начался интенсивный процесс становления «новой экономики» на основе интеграции науки, НИОКР, новейших технологий, производства, потребления и утилизации готового продукта. По экспертным оценкам западных аналитиков, на долю новых знаний, воплощенных в технологии и оборудование, внедренных в организацию и управление производством, приходится до 75 % и выше прироста ВВП.

Таким образом, современные  тенденции в российском экспорте вступают в растущее противоречие с  общемировыми, характеризующимися опережающим расширением торговли наукоемкой продукцией. В долгосрочном плане сырьевая ориентация экономики, как доказывает известный американский экономист М. Портер, является ловушкой, подрывающей возможности инновационного развития и обрекающей страну на роль сырьевого придатка .

Увеличение спроса на импортные потребительские товары массового спроса подрывает конкурентоспособность  отечественных товаров широкого потребления, которая ухудшается не только в связи с их низким качеством, но и вследствие неуклонной утраты ценовых преимуществ из-за постоянного роста тарифов естественных монополий .

Сложно не согласиться  с В. П. Шуйским, понимающим под оптимальной  структурой импорта в условиях России такую, где достаточно полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации, но не производимые в стране, а также потребительские товары, производство которых в нашей стране не выгодно.

В структуре внешней торговли России особое место как крупнейший экономический партнер занимает Европейский Союз, на долю которого в рассматриваемом периоде приходилась наибольшая часть внешнеторгового оборота страны (в 2011 г. - 50,3 %) [6].

Приоритетным направлением во внешнеэкономической политике России, оказывающим существенное влияние на развитие российской экономики, является экономическое сотрудничество со странами СНГ, задачами которого являются развитие интеграционных процессов, восстановление утраченных кооперационных связей, увеличение доли несырьевого экспорта России. В рассматриваемом периоде торгово-экономические отношения России с государствами Содружества развивались достаточно неравномерно. Самая высокая доля стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота России была отмечена в 1999 г. и 2000 г. (18,5 и 18,6 % соответственно), самая низкая - в 2008 г. (14,5 %).

Устойчивые позиции  в российском товарообороте занимают страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На протяжении 1999-2009 гг. существенно возросла доля стран АТЭС в структуре российского импорта (с 15,9 % в 1999 г. до 33,3 % в 2008 г.), в то время как в структуре экспорта она снизилась (с 17,5 % в 1999 г. до 12,9% в 2008 г.) в докризисный период, однако выросла в 2010 г. до 15,1 % .

Таким образом, географическое распределение товарных потоков  внешней торговли РФ отразило расширение торговых взаимоотношений с ЕС, а  также странами АТЭС.

Информация о работе Необходимость и пути включения России в международное разделение труда