Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 21:04, лекция

Описание работы

Построение справедливого международного правопорядка на основе верховенства права возможно посредством установления в системе межгосударственных отношений высокого уровня доверия. Поддержание доверия на таком высоком уровне может быть обеспе чено тогда, когда юридическая безопасность каждого государства, то есть совокупность признанных за ним субъективных прав, на дежно гарантирована и любые ее преднамеренные нарушения будут заранее исключены

Файлы: 1 файл

Международно право 1.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

1.особенности МП.Построение справедливого международного правопорядка на основе верховенства права возможно посредством установления в системе межгосударственных отношений высокого уровня доверия. Поддержание доверия на таком высоком уровне может быть обеспе чено тогда, когда юридическая безопасность каждого государства, то есть совокупность признанных за ним субъективных прав, на дежно гарантирована и любые ее преднамеренные нарушения будут заранее исключены. Обеспечиваемая таким образом безопасность отдельного государства содействует поддержанию безопасности всего мирового сообщества в целом, что и является предпосылкой для построения справедливого миропорядка. Действенным меха низмом реализации такой цели в целом является соблюдение на должном уровне основополагающих положений современного меж дународного права. 
Международное право — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международ но-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъ ектами международного права.(Международным частным правом 
регулируются отношения с участием физических и юридических 5 лиц.) 
Соблюдение норм международного права обеспечивается в слу чае необходимости принуждением, осуществляемым государства- щЩ ми, а также межгосударственными организациями. Щ|| 
Можно выделить следующие особенности международного права, отличающие его от внутригосударственного права. 
Предмет регулирования. Предметом регулирования между народного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов. Внутригосударственное право регулирует отношения между субъектами внутри отдельного государства, как правило, в пределах государственной территории и в рамках внут ренней компетенции. 
Субъекты права (лица, поведение которых регламентирова но нормами права). Субъектами международного права являются государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также международные организации. Необходимо отметить, что по-нятием «субъекты международного права» охватываются все орга низации, действующие в рамках межгосударственной системы (на пример, объединение государств, не составляющих межгосударст венную организацию), а также международные комиссии, суды и т.д. Однако в своей деятельности они руководствуются нормамимеждународного права. Нормы международного права адресованы в непосредственном виде суверенным субъектам. Другие субъекты межгосударственной системы, не являющиеся суверенными субъек тами международного права, создаются государствами, и именно через государства и с помощью государств международное право регулирует поведение этих участников международных правоотно шений. 
Международное право имеет свой предмет регулирования, от личный от предмета регулирования внутригосударственного права. Это отношения между субъектами межгосударственной системы. 
Правовым параметром поведения государств и других субъек тов международного права в межгосударственной системе являются общепризнанные стандарты должного поведения, устанавливаемые международным правом. Субъектами внутригосударственного пра ва являются государство, государственные органы и должностные лица, граждане и другие физические лица, находящиеся на его тер ритории, а также организации.

Источники права. Нормы международного права и внутриго сударственного права существуют в различных юридических фор- 
 
6 мах. Международно-правовые нормы выражены в форме междуна родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, документов международных организа ций. Внутригосударственные нормы содержатся в законах, указах, постановлениях и других внутригосударственных нормативных правовых актах. К источникам внутригосударственного права отно сятся и государственно-правовые договоры (соглашения Россий ской Федерации и ее субъектов). 
Способ создания правовых норм. Нормы международного права создаются субъектами международного права на основе сво бодного волеизъявления равноправных участников международ ных отношений. Нормы внутригосударственного права создаются в результате государственно-властной деятельности (законотворче ской деятельности, а также иной нормотворческой деятельности го сударственных органов и должностных лиц). 
Способ обеспечения исполнения норм. Исполнение норм внутригосударственного права обеспечивается государственными органами. Особенностьюмеждународного права является то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. Исполнение норм ме ждународного права, а в случае необходимости и принуждение, производится самими субъектами международного права (индиви дуально или коллективно). 
Поскольку в межгосударственной системе не существует судеб ных и исполнительных органов, идентичных тем, какие существу ют в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применение существенно отличается от функцио нирования и применения внутригосударственного права. Главную роль в функционировании международного права играют государ ства, а также международные организации. В рамках миропорядка на основе верховенства права предусматривается, что все межгосу-дарственные споры подлежат разрешению через Международный суд. О значимости установления верховенства права в международ ных отношениях было заявлено в Декларации тысячелетия, приня той на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г. 
В постановочном плане концепция верховенства права соизме рима с концепцией примата международного права. 
В современном международном праве следует считать уже усто явшейся концепцию примата (преимущественного значения) норм международного права в процессе взаимодействия с нормами внут ригосударственного права. Для обеспечения примата международного права в политике не обходимо повышение роли международных механизмов функцио нирования международного права, включая международные орга низации, прежде всего ООН,международные суды и арбитражи, контрольные органы, наблюдающие за исполнением государствами их международных обязательств. 
Поскольку национальное право государств оказывает сущест венное влияние на эффективность международного права, необхо димо, чтобы право каждого государства соответствовало междуна родному праву. Это требование международного права вытекает из принципа добросовестного выполнения международных обяза-тельств.

Фактическая реализация норм международного права на терри тории государств осуществляется путем их трансформации в нормы внутригосударственного права и определяется как имплементация международного права. С целью приведения национальных норма тивных правовых актов в соответствие с нормами международного права государства принимают национальные законодательные акты в форме законов (законы, акты о ратификации международных до говоров), воспроизводящие нормы международного права или про возглашающие их действие на территории государства. 
В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ состав ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот ренные законом, то применяются правила международного догово ра. Нормы аналогичного содержания содержатся и в конституциях других государств (например, США, Испании). 
Подписав международный договор, государство берет на себя обязательство обеспечить его исполнение. Государство не может, ссылаясь на нормы своего национального права, отказаться от вы полнения международного договора, участником которого оно яв ляется (ст. 27 Венской конвенции о праве международных догово ров 1969 г.). 
В случае коллизии между нормой внутригосударственного пра ва и нормой международного права применяются нормы междуна родного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). 
Концептуально, в параметрах установленного приоритета норм международного права по отношению к нормам внутригосударст венного права,представляется необходимым проводить различие 
 
S между международным правом как отраслью права и наукой меж дународного права как совокупностью научных знаний, системой взглядов омеждународном праве. Наука международного права наряду с действующим международным правом рассматривает и его теоретические проблемы: истории международного права, его характера, роли в межгосударственной системе и обществе в целом, перспективы развития международного права и др. На базе науч ных знаний о международном праве сложилась учебная дисципли на международного права, которая является неотъемлемой частью юридического образования. 
Международное право как явление общественной жизни посто янно развивается, что отражается на его структуре — происходит формирование отдельных отраслей, институтов, норм и принципов.

2. Источники международного права  

Термин «источник права», согласно общей теории права —  это   форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).                       

Соответственно источники  международного права — это формы, в которых выражены правила поведения  субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Далее начинается специфика  международного права, существенно  отличающегося в этом плане от внутригосударственного.

Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему  их согласованную и тем самым общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм. 

Во-вторых, как уже говорилось, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.

В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках субъективных обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь о субъективных обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случая наличия императивной нормы. 

Итак, в каких же формах может выражаться соглашение между  субъектами международного права об их международных обязательствах, т.е. каковы источники международного права?

Прежде всего одним  из основных таких источников является международный договор, понимаемый как письменное соглашение между  субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права. Совокупность и система (подсистема) таких норм составляет отдельную относительно самостоятельную структуру международного права (его отрасль), именуемую правом международных договоров, которому посвящается специальная глава XVI.

Следующим основным источником является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы.

О международном обычае речь, следовательно, идет как о норме  общего международного права. И, в частности, потому, что формирование локального многостороннего международного обычая хотя в принципе и возможно, но происходит крайне редко. Двусторонний же обычай вообще не имеет смысла. 

После Второй мировой войны  под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием. В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права. 

 В функцию Генеральной  Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава  ООН, входит содействие прогрессивному  развитию и кодификации международного  права. Эту свою функцию Генеральная  Ассамблея осуществляет, в частности,  с помощью Комиссии международного  права, являющейся вспомогательным  органом Генеральной Ассамблеи.

Согласно выработанному  Генеральной Ассамблеей Положению  о Комиссии международного права, выражение  «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств; выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины (ст. 15).  

 Практически же кодификация  общего международного права,  которой занимается Комиссия, неизменно сопровождается его прогрессивным развитием. В соответствии с современным пониманием, кодификация, как показал А.П. Мовчан, представляет собой систематизацию и усовершенствование норм общего международного права, осуществляемые путем установления и точного формулирования содержания действующих норм, пересмотра устаревших норм и разработки новых норм с учетом потребностей развития международных отношений и закрепления их в едином международно-правовом акте, который призван с возможно большей пользой регулировать определенную область международных отношений.*

* См.: Мовчан А.П. Кодификация  и прогрессивное развитие международного  права. М.,1972. 

 

Это, в частности, показывает, насколько удобнее толковать  и применять международные договоры, чем обычай. Однако последний при этом не теряет своего значения, поскольку для государств — участников кодификационных конвенций действуют нормы этих договоров, а для государств-неучастников они продолжают действовать в качестве обычноправовых

Информация о работе Лекции по "Международное право"