Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 08:44, контрольная работа

Описание работы

Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. Проблема принуждения всегда была одной из главных в международном праве. Ссылаясь на отсутствие централизованного аппарата принуждения, многие мыслители отрицали юридический характер этого права, называли его позитивной моралью. Однако на самом деле принуждение играет свою роль в функционировании международного права и является одной из характерных черт механизма его действия.

Файлы: 1 файл

межд.docx

— 26.46 Кб (Скачать файл)

Вариант 3

 

Соотнесите термины:

  1. Санкции и контрмеры.

 

Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении  правонарушителя. Проблема принуждения  всегда была одной из главных в  международном праве. Ссылаясь на отсутствие централизованного аппарата принуждения, многие мыслители отрицали юридический  характер этого права, называли его  позитивной моралью. Однако на самом  деле принуждение играет свою роль в функционировании международного права и является одной из характерных  черт механизма его действия.

Принуждение как элемент  метода функционирования международного права представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Принуждение должно быть правомерным  как по основанию, так и по методам  и объему. Правомерность определяется в первую очередь основными целями и принципами международного права.

А) Контрмеры

Основная цель контрмер состоит  в том, чтобы побудить ответственное  за международно-противоправное деяние государство выполнить возлагаемые  на него правоотношением ответственности  обязательства. Эти меры вправе применить  потерпевшее государство. С юридической  точки зрения такие меры характеризуются  тем, что если бы они не применялись  в качестве контрмер, то были бы противоправными.

Современная международная  практика, включая судебную, признает институт контрмер как средство имплементации  правоотношений ответственности государствами. В решении международного арбитража (1978 г.) по спору между Францией и США, касавшемуся нарушения соглашения о воздушном сообщении, говорилось: "Если возникает ситуация, которая, по мнению одного государства, представляет нарушение международного обязательства другим государством, то первое государство вправе в пределах, установленных общими нормами международного права относительно применения вооруженной силы, отстаивать свои права при помощи контрмер". При этом арбитраж подчеркнул, что применение контрмер должно отвечать определенным условиям. Этот институт открывает значительные возможности для злоупотреблений, особенно учитывая неравные возможности его применения различными по могуществу государствами. Поэтому международное право главное внимание уделяет определению условий и ограничений, которые бы свели к минимуму возможности злоупотребления.

Решение о принятии контрмер принимается государством на собственный  риск, и потому возможна ситуация, когда  это решение окажется недостаточно обоснованным. В таком случае наступает  ответственность государства за неправомерное применение контрмер.

Контрмеры должны быть направлены только против несущего ответственность  государства и только тогда, когда  последнее не выполняет своих  обязанностей из правоотношения ответственности.

Б) Санкции 

 Принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. В прошлом понятием "санкции" охватывались все меры принуждения в отношении правонарушителя. Общеизвестны печальные последствия одностороннего применения санкций крупными державами, не останавливавшимися перед применением силы. Особенно широко применялась сила под предлогом санкций Соединенными Штатами. В начале текущего века санкции США действовали в отношении Афганистана, Бирмы, Ирана, Ирака, Кубы, Либерии, Ливии, Северной Кореи, Сьерра-Леоне, Судана, Сирии, Югославии. В отношении многих из этих стран Советом Безопасности ООН были приняты резолюции о применении санкций. Однако в целом ряде случаев санкции США носили односторонний характер.

Основные недостатки санкций:

  • от санкций международных организаций, особенно масштабных, страдает, в основном, население страны;
  • ущерб, причиняемый ими третьим государствам, страдающим от перерыва связей с государством, против которого санкции направлены;
  • средства осуществления санкций находятся в руках крупных государств и соответственно от их позиции зависит эффективность санкций.

Факторы эффективности  санкций:

  • сдерживающее влияние на правонарушителя, огранивающее масштабы его противоправного поведения, а также на решимость его повторения;
  • демонстрация позиции международного сообщества в отношении правонарушения, оказывающая превентивное действие в отношении потенциальных правонарушителей;
  • ограничение материальных возможностей правонарушителя. Эмбарго на вооружения затрудняет модернизацию вооруженных сил. Экономические санкции снижают экономический потенциал и тем самым ограничивают размеры допустимых затрат на вооружение.

ООН вправе применить такие  санкции, как перерыв экономических  отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также  военные меры. Все эти меры могут быть обязательными для применения государствами по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или акта агрессии.

Введение санкций влияет не только на межгосударственные отношения, но и на частноправовые связи физических и юридических лиц. Согласно резолюциям Совета Безопасности относительно Ирака  соблюдение их положений обязательно "независимо от любого контракта  или лицензии, которые заключены  или выданы до дня принятия резолюции" (Резолюция 661). Следовательно, Резолюция  запрещает выполнять контракт и  освобождает от ответственности  за его невыполнение в период применения санкций.

Основанием применения контрмер является отказ правонарушителя прекратить неправомерные действия их выполнить законные требования потерпевшего государства.  Контрмеры - это ответные меры, они являются односторонними и горизонтальными (государство по отношению к государству)  и  выступают как виды реагирования на противоправные деяния Такие действия наступают, когда государство-правонарушитель не принесло извинений, не наказало виновных, не приняло мер к предотвращению повторения нарушения, не восстановило положение, которое существовало до совершения противоправного деяния.

 Общим признаком вышеназванных терминов является то, что они являются мерами международно-правовой ответственности. Контрмеры, и в этом их принципиальное  отличие  от международно-правовых  санкций , представляют собой элемент децентрализованного механизма принуждения государства-правонарушителя и рассматриваются как инструмент имплементации ответственности, не носящий карательного характера.

 

 

 

 

  1. Обычай и джентльменское соглашение.

А)  Международный обычай - это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международной-правовой нормы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет "международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".

Иными "словами, для того чтобы определенное правило поведения  стало международным обычаем (обычной  международно-правовой нормой), оно  должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительности наличия  повторения проявления в аналогичной  ситуации обстановке наличия согласия самих субъектов международного права признавать такое правило  поведения в качестве международного обычая. При этом международная практика свидетельствует о том, что "историческая длительность" повторяемости правила  поведения под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Если, например, на признание свободы судоходства в рамках возникшего впоследствии принципа свободы открытого моря в качестве международного обычая потребовались века, то на признание свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов потребовалось значительно меньше времени, на признание свободы научных исследований - еще меньше, а на признание свободы исследования и использования космического пространства - минимальный срок.

Особенно много международных  обычаев в праве внешних сношений и в международном морском  праве: главу правительства иностранного государства встречает глава  правительства принимающего государства ("равный встречает равного для  встречи главы иностранного государства  на летном поле выстраиваются почетный караул и оркестр; при встрече  в открытом море торгового судна  с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, военный корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует ему своим флагом, приспуская его и тотчас же поднимая до места; при встрече в открытом море эсминца одного государства с крейсером другого государства первым приветствует эсминец длинным свистком или звуком горна с выстраиванием личного состава вдоль борта лицом к крейсеру, крейсер, в свою очередь, осуществляет такие же действия, а расхождении с эсминцем первым дает сигнал отбоя, повторяемый эсминцем. Несоблюдение этого правила считается грубым нарушением старейшего международного морского обычая, умалением Престижа и достоинства государства флага военного корабля (или государства флага военного корабля старшего класса) и может повлечь за собой дипломатический протест в адрес государства флага торгового судна или государства флага военного корабля низшего класса, нарушившего этот обычай.

Б) Джентльменское соглашение — особый вид неформального международного соглашения (договоренности). В отличие от обычных договоров несоблюдение джентльменского соглашения влечёт (как правило) последствия только морального плана. Заключается в письменной или устной форме и подпадают под действие принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Применяются в двусторонних и многосторонних правоотношениях.

Следует, однако, учитывать, что не всякое устное соглашение является джентльменским соглашением. Понятие  джентльменского соглашения появилось  в международной практике во второй половине XIX в. В 1878 г. было заключено  тайное российско-британское соглашение. Когда его содержание стало известным, в Англии оно вызвало протесты. Глава ведомства иностранных  дел лорд Салисбюри заявил, что это всего лишь "джентльменское соглашение", которое обязывает лично его и может не обязывать того, кто его сменит. Соглашение было квалифицировано как личное обязательство должностного лица, обладающее моральной силой. 
В дальнейшем концепция джентльменского соглашения несколько расширилась. Она стала охватывать не только личные обязательства должностных лиц, но и моральные обязательства государств. В результате смена должностных лиц не влекла за собой прекращения обязательств государства. Стали заключаться не только двусторонние, но и многосторонние джентльменские соглашения.

Несмотря на неправовой характер, джентльменские соглашения тем не менее  представляют нормативное явление. Установленные ими правила регулируют межгосударственные отношения. Стороны  считают себя связанными их положениями  и требуют друг от друга их уважения. Обычно считают, что такие соглашения обязывают политически или морально.

Джентльменские соглашения заключаются и в рамках органов  международных организаций. В 1946 г. было достигнуто соглашение о распределении  мест непостоянных членов в Совете Безопасности, а в дальнейшем и  в отношении членства в Комиссии международного права ООН. В 1974 г. Генеральная  Ассамблея ООН одобрила джентльменское соглашение о правилах голосования  на Конференции ООН по морскому праву, оно также было принято консенсусом самой Конференцией.

Основным сходством вышеуказанных  терминов является то, что они являются источниками международного права, и имеют устный характер. Отличием является то, деловое соглашение является так называемым устным договором, а обычай – правилом поведения.

 

 

 

 

Задача 1

Народ А., проживающий на территории государства Б., на проведенном  референдуме высказался за свою независимость, отделение от государства Б. и  образование собственного государства. Высший судебный орган государства  Б. признал проведение референдума  незаконным, а его результаты не имеющими юридической силы. Для поддержания  правопорядка на территорию проживания народа А. были введены войска. Народ  А. воспринял это как вооруженное  вторжение, началась гражданская война, которая прекратилась после вмешательства  международного сообщества и разведения воюющих сторон. В результате между  территорией проживания народа А. и  остальной территорией государства  Б. была образована буферная зона, патрулируемая  международными миротворческими силами. С этого момента все связи  народа А. с государством Б. были утрачены. Народ А. принял свою конституцию, герб, флаг, гимн, образовал органы власти, которые создали собственную  правовую систему.

Решение:

В данном случае государством Б был нарушен такой принцип  международного права, как принцип  равноправия и самоопределения  народов.

Безусловное уважение права  каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных  отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН  — «развивать дружественные отношения  между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения  народов…». Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в  документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов  Заключительного акта ОБСЕ особо  подчеркнуто право народов распоряжаться  своей судьбой.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"