Конституционный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:09, доклад

Описание работы

Конституционный суд по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, механизму исполнения принятых решений, существенно отличается от других судебных органов. Он осуществляет особый вид правосудия – конституционное, применяя при этом особую правовую процедуру – конституционное судопроизводство. Конституционный Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям.

Файлы: 1 файл

konstitutsioonny_sud.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

                    МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ


 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

 

НА ТЕМУ: «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ»

 

 

 

 

 

      Выполнила:  студентка 1-го курса  

      юридического  факультета – Волошина 

      Екатерина

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь, 2008

 

 

1. Отличие  Конституционного Суда от других  судебных органов.

 

Конституционный суд по своей компетенции, организации, процедуре деятельности, механизму исполнения принятых решений, существенно отличается от других судебных органов. Он осуществляет  особый вид правосудия – конституционное, применяя при этом особую правовую процедуру – конституционное судопроизводство. Конституционный Суд не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям. Он наделён функцией конституционного контроля:

 

● в прагматическом плане  это проверка и оценка конституционности  законов, других нормативных актов, договоров, утрачивающих силу в случае признания их неконституционными, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции;

 

● с точки зрения сущности это обеспечение верховенства и  прямого действия Конституции, конституционного очерченного баланса властей  по горизонтали и вертикали, защита прав и свобод личности, создание «живого» конституционного права;

 

● Конституционный Суд  – единственный орган, управомоченный проверять конституционность законов  и иных норм. актов высшего уровня Федерации и её субъектов;

 

● разрешать споры  о компетенции, в которых участвуют  высшие законодательные, исполнительные и судебные структуры государства;

 

● давать общеобязательное толкование федеральной Конституции;

 

● решения Конституционного Суда обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов, в Ом числе и для парламента, Президента, Правительства, высших федеральных судебных органов, других субъектов права.

 

Однако это вовсе не означает, что Конституционный Суд возвышается  над названными органами. Над ними – Конституция, верховенство и непосредственное действие которой и призван поддерживать Конституционный суд. Это факт, а также его конституционная компетенция, юридическая сила принимаемых им актов, роль в обеспечении баланса властей объективно предопределяет статус Конституционного суда как органа одного уровня с  высшими звеньями законодательной и  исполнительной власти, что и отличает его от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Прежде всего, именно через Конституционный Суд судебная власть включается в баланс властей. Поэтому он не только особый судебный орган, часть судебной власти, но и один из высших конституционных органов. В этом проявляется его двуединая правовая природа.

 

Конституционный Суд является правовым институтом. Вместе с тем он действует  в перекрещивающейся системе  правовых и политических отношений, принимает свои решения на основе  Конституции,  имеющей политико-правовое содержание и значение, поэтому Конституционный Суд выступает и как политико-правовой институт. Этот вывод и положение Закона о том, что Конституционный Суд решает только вопросы права, не противоречат друг другу. Данное законоустановление, опирающиеся на известную доктрину «политического вопроса», согласно которой суд не должен рассматривать политические вопросы, полностью соответствует юридической природе Конституционного Суда.

Конституционный Суд  решает не политический, а правовой вопрос, удерживая политику в установленных  конституционно-правовых границах, выступает  не как участник политического процесса (которым он не должен быть, что не у всех судов на практике получается), а как охранитель права, Конституции.

 

 

2. Дела о  проверке конституционности законов  по жалобам граждан и запросам  судов.

 

Конституционный Суд  РФ вправе рассматривать жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан (ч.4 ст. 125 Конституции  РФ)

Ранее Конституционный Суд (в соответствии с Законом РСФСР от 6 мая 1991 гг.) рассматривала дела о конституционности правоприменительной практики в случае, если жалобщик утверждал, что его основное право и законные интересы нарушены либо не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного гос-го органа.

 Действующая Конституция  РФ внесла ряд изменений в деятельность Конституционного Суда РФ по жалобам граждан. Во-первых, теперь основанием для рассмотрения в Конституционном Суде жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан является не решение суда или иного государственного органа, а неконституционная правовая нормы, применяемая при вынесения решения. Во-вторых, кроме рассмотрения  жалоб граждан, Конституционный Суд РФ рассматривает запросы судов о неконституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

Таким образом, Федеральным  конституционным законам «О Конституционном  Суде РФ» установлено право Суда рассматривать жалобы граждан и  запросы судов. Для обращения в Конституционный суд РФ не требуется прохождения всех инстанций. Более того, нарушение может быть единичным случаем, а не системой.

В законодательстве сформулированы только 2 условия, которым должна удовлетворять  жалоба и в соответствии, с которыми она должна считаться допустимой для рассмотрения Конституционным Судом РФ. Во-первых, гражданин может обратиться в Конституционный Суд РФ только в том случае, если закон затрагивает не какие-либо его права вообще, а основные права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ. Во-вторых, в Законе чётко указано, что соответствующая норма должна быть применена в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

В соответствии с Законом  РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от  6 мая 1991 г. Конституционный Суд  осуществлял проверку конституционности правоприменительной практики. Действующий Федеральный конституционный закон ограничил право Суда в этой сфере. Сегодня судам предоставляется право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

Обращаться в Конституционный  Суд РФ может любой суд, который  при рассмотрении дела пришёл к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, применённого или подлежащего применению. Особо следует отметить, что в период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия Судом постановления производство по делу или исполнение вынесённого судом по делу решения приостанавливается.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституционный суд