Конституционный контроль в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
– определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
– определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
– описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
– описание организации деятельности Конституционного суда;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ .
ГЛАВА 3 СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА…………………………………
ГЛАВА 4 ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА………………………………………………………………….
ГЛАВА 5 РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 50.35 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
  2. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….
  3. ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ .
  4. ГЛАВА 3 СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА…………………………………
  5. ГЛАВА 4 ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА………………………………………………………………….
  6. ГЛАВА 5 РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА……………………….
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
  8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться  правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического  строя, системы законности и защиты интересов граждан, должен быть конституционный  контроль.

Конституционный контроль, как специальный вид государственной  деятельности, призван обеспечивать правильность применения Конституции  и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь  на Конституции.

Государство создает для  этих целей специальные органы –  органы конституционного контроля. В  Российской Федерации, это Конституционный Суд Российской Федерации.

Создание Конституционного Суда России и появление конституционного судопроизводства, как формы конституционного контроля – одно из важных достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство дало толчок к формированию независимой судебной власти, занимающей самостоятельное  место в системе ветвей государственной  власти РФ.

Впервые в истории России, богатой «традициями» беззакония и  несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от произвола  власти. Надо учесть, что это самый  совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие. Его  наличие – одно из условий формирования правового государства, где господствует закон, равный для всех граждан.

Хочется отметить, что рассмотрение данной темы вызывает определенные сложности. Это связано, прежде всего, с тем, что пока еще не велик опыт работы Конституционного Суда. Главной же проблемой здесь является недостаточная наработка отечественной правовой наукой теоретической базы для развития конституционного правосудия.

Выбор данной темы объясняется  ее актуальностью на современном  этапе развития законодательства Российской Федерации, изобилующего множеством коллизий и противоречий.

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации  Конституционного суда России.

В задачи работы входит:

– определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;

– определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;

– описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;

– описание организации деятельности Конституционного суда;

Судьба  конституционного судопроизводства складывалась в нашей стране не просто, и её нельзя рассматривать в отрыве от истории развития института конституционного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

 

Конституционный контроль является необходимым атрибутом демократически организованного государства. Он –  важнейший элемент построения правового  государства, и в современной  России он стал наиболее зримым воплощением  эволюции правовой системы.

Целью органов конституционного контроля Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции  государства на всей его территории.

Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного  контроля, который осуществлялся  Верховным судом СССР в 20-е-30-е  годы.

Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд[1].

Роль и компетенции  органов конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности – проверка конституционности нормативных  актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего специализированного  органа конституционного контроля.

Итак, главнейшим органом  конституционного контроля в Российской Федерации является Конституционный  суд РФ. В Федеральном законе о  Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение Конституционного суда РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось формальное равенство всех органов конституционного надзора. Однако объем и содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о конституционности законов и других нормативных актов, решающего споры между органами государственной власти объективно предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.

Подробно полномочия Конституционного суда РФ будут рассмотрены ниже, пока же заметим, что одной из самых  важных его задач в современных  условиях, как подчеркивают отечественные  юристы, является нейтрализация влияния  во многом двойственного и несовершенного характера российской Конституции, отразившего переходное состояние  нашего общества, на общественную и  государственную жизнь России[2].

В целом же, как показывает исторический опыт, институт конституционного контроля приживается только в той  системе общественных отношений, которая  ориентируется на демократические  правовые ценности. В условиях же тоталитарных политических режимов он отторгается  или мимикрирует.

Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия  нашего отечественного органа конституционного контроля, речь о которых пойдет ниже, можно рассматривать, как предоставленный  нашей стране реальный шанс занять достойное место в системе  цивилизованных правовых государств.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование института  конституционного контроля в России носило длительный характер.

Конституционные идеи, проекты, отражавшие интересы различных слоев  населения, стали появляться в Российском государстве уже во второй половине 18 века.

В практическом плане значительный интерес представляет созданный  в 1810 г. по инициативе М.М. Сперанского Государственный совет. Первоначально этому органу придавалось особое значение. Он должен был осуществлять «общее соединение всех государственных сил», т.е. объединять деятельность других органов. На практике Государственный совет стал совещательным органом при императоре. Ни о каком контроле не могло быть и речи.

Существенные перемены наступают  в России в первые два десятилетия 20 века. Принимается Манифест царя от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», Закон о Государственной думе – «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 г., а так же утвержденные царем 23 апреля 1906 г. Основные законы Российской империи. В соответствии с этими актами царю принадлежала вся управленческая власть. Предусматривалось создание представительного органа – законодательной Государственной думы.

В ст. 7 Основных законов говорилось, что царь «осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». Государственная дума имела право запроса (вопроса) министрам и главноуправляющим по поводу нарушения законов в деятельности их ведомств.

Просуществовавшая чуть более  двух месяцев первая Государственная  дума была распущена царем в основном за критику его аграрной политики. Вторая Государственная дума, просуществовавшая  с 20 февраля по 3 июля 1907 г., также была разогнана на основании необоснованного обвинения ряда депутатов в военном заговоре. Третья Государственная дума отвечала интересам самодержавия и действовала с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. Четвертая Государственная дума была создана 15 ноября 1912 г. В январе 1917 г. она временно была распущена царем.

В результате победы Февральской  буржуазно-демократической революции  в 1917 г. произошли важные перемены в государственном строе России. Начался процесс создания новых органов государственной власти, который протекал в условиях острейшей политической борьбы. По всей стране стали возникать Советы рабочих и солдатских депутатов, система крестьянских советов. Наряду с этим активнейшую работу проводили лидеры буржуазных политических партий. По их инициативе был образован Временный комитет Государственной думы, который сформировал Временное правительство. В стране установилось двоевластие. Конец двоевластия наступил в июле 1917 г., после расстрела по приказу Временного правительства демонстрации народных масс в Петрограде.

Официально республика провозглашается  в России только 1 сентября 1917 г. Окончательную форму правления в стране должно было определить Учредительное собрание. Временное правительство стало высшим органом государственного управления. Свои полномочия оно должно было осуществлять вплоть до созыва Учредительного собрания.

В результате победы Октябрьского вооруженного восстания власть в  России переходит к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Реальное возникновение  института конституционного контроля, системы органов конституционного контроля связано с принятием  первой в нашей стране Конституции  РСФСР 1918 г., характеризовавшейся в литературе как первый Основной закон социализма.

В ст. 12 Конституции РСФСР 1918 г. устанавливала, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Конституция определила и исключительную компетенцию Съездов Советов. Это, в частности, касалось вопроса об установлении, дополнении и изменении основных начал Конституции.

ВЦИК характеризовался как  высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР.

Таким образом, Конституция  РСФСР 1918 г. закрепила парламентскую форму конституционного контроля (систему парламентского самоконтроля) с лежащим в ее основе принципом сосредоточения всей полноты власти, включая конституционный контроль, в руках верховного народного представительства.

 

 

ГЛАВА 2

ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

Конституционный Суд Российской Федерации был учрежден в 1990 году. Согласно закону РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного  закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 года статья 119 Конституции была изложена следующим  образом: «Конституционный Суд РСФСР  избирается Съездом народным депутатов  РСФСР. Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР определяется законом РСФСР о Конституционном  Суде РСФСР, утверждаемым Съездом народных депутатов РСФСР»[3].

Дальнейшее развитие это  положение получило в 1991 году, когда  законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного  закона) РСФСР» от 24 мая 1991 года во 2-ю  часть 163 статьи было введено упоминание о Конституционном Суде РСФСР  как части судебной системы РСФСР. Этим же законом была введена первая часть статьи 165, гласящая: «Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом Конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме Конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РСФСР состоит  из 15 судей».

Первый закон, детально регламентирующий деятельность Конституционного Суда –  закон «О Конституционном Суде РСФСР» был принят 12 июля 1991 года на V внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР.

Фактически Суд начал  действовать в январе 1992 года. С  этого времени и до сентября 1993 года им было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по ходатайствам о проверке Конституционности  проектов и 8 – по индивидуальным жалобам  граждан. Конституционным Судом  были признаны не соответствующими Конституции  Российской Федерации полностью  или частично 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации, шесть законов и постановлений  Верховного Совета Российской Федерации, два постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации, восемь указов Президента Российской Федерации, четыре акта высших органов государственной  власти республик в составе Российской Федерации.

В своих решениях Конституционный  Суд последовательно отстаивал  принцип разделения власти как основы Конституционной организации государства, согласно которому каждая ветвь власти имеет определенные полномочия и  не вторгается в компетенцию других ветвей. Следуя данному положению, Конституционный  Суд тщательно следил за тем, чтобы  органы законодательной и исполнительной власти не вторгались в компетенцию  друг друга, а также в компетенцию  органов власти.

Информация о работе Конституционный контроль в рф