Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Действующая Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высочайшей ценностью страны и общества. Однако идеал свободной личности отнюдь не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и он освобожден от любой ответственности перед остальными людьми и обществом, поскольку осуществление прав и свобод в публичной жизни встречается с индивидуальными и общественными интересами

Файлы: 1 файл

Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина - цели, виды и пределы..docx

— 78.99 Кб (Скачать файл)

Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург

 

 

Кафедра права

Дисциплина Конституционное право

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студента(-ки) группы Ггс-121СГ/Э

 

Крутовой Лилии Ивановны

на тему

«Конституционные ограничения

прав и свобод человека и гражданина»

 

 

                              Проверил____________________

                              Дата________________________

 

Оценка______________________

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Действующая Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высочайшей ценностью страны и общества. Однако идеал свободной личности отнюдь не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и он освобожден от любой ответственности перед остальными людьми и обществом, поскольку осуществление прав и свобод в публичной жизни встречается с индивидуальными и общественными интересами. Потому появляется необходимость очерчивать границы прав одного человека со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов страны и сообщества в целом. Сложность задачи определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты собственных прав и свобод; с другой - государство появляется, как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, здесь государство становится как бы верховным проявлением публичной организованности и распорядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и становления. Данное противоречие разрешается путем разработки и укрепления в Конституции РФ оснований ограничений прав и свобод, а в законодательстве - конкретных способов ограничений отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний.

Разработка, законодательное установление и толкование целей, основ, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед российским законодателем считается введение должного баланса между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально вероятной степени свободы личности.

Целью нашей работы является анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина как актуальной проблемы современного конституционного права.

Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предметом же выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционно-правовых норм, устанавливающих ограничения прав и свобод личности в Российской Федерации.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:

- изучение вопросов ограничения  прав и свобод гражданина в современных конституциях;

- рассмотрение видов, целей и пределов ограничения конституционных прав и свобод;

- проследить механизм  ограничения прав и свобод  человека в сети интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 5 параграфов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Вопросы ограничения прав и свобод гражданина в современных Конституциях

 

    1. Права и свободы в современных Конституциях

 

Создателям конституций и в XVIII в. (США, Франция, Польша), и в XIX в. (Испания, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Бельгия, Дания, Люксембург, Япония, Швейцария, Франция, Болгария, Германия, Венесуэла и другие страны), и в XX в. (Австрия, Япония, Италия, ФРГ, Франция, Греция, Португалия, Испания, КНР, РСФСР, СССР, Российская Федерация и многие другие государства), и в XXI в. (Бахрейн, Восточный Тимор, Катар, Афганистан, Ирак, Сербия, Непал, Таиланд, Бутан, Мьянма, Кыргызстан, Венгрия) приходилось и приходится решать сложнейшую проблему - какие общественные отношения необходимо урегулировать Основным законом, какие вопросы включить в конституцию, а какие оставить на усмотрение законодателя. С.А. Авакьян по этому поводу справедливо замечает: «что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции - сложный вопрос».1

Общеизвестно и общепризнанно, что конституция должна регулировать «только основные, главные, принципиальные общественные отношения, являющиеся базой для развития других». Это аксиома для любой системы права, в которой присутствует конституция. Основные вопросы содержания каждой конституции - «о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства». Вместе с тем, если первые конституции ограничивались вопросами организации государственной власти, государственно-территориального устройства, основными личными и политическими правами и свободами человека и гражданина, то конституции, принятые после Второй Мировой войны и до настоящего времени, практически не оставляют нетронутыми ни одну сферу общественных отношений. Об этом свидетельствует и объем конституций некоторых государств. Наиболее показательными примерами таких Основных законов являются конституции Индии 1950 г. (395 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г. (181 статья и 13 приложений), Кипра 1960 г. (199 статей и 3 приложения), Пакистана 1973 г. (280 статей и 7 приложений), Португалии 1976 г. (299 статей), Бразилии 1988 г. (250 статей), Польши 1997 г. (243 статьи), Таиланда 2007 г. (309 статей), Мальдив 2008 г. (301 статья и 2 приложения), Мьянмы 2008 г. (457 статей и 5 приложений).2

Конституция второй половины XX - начала XXI в. - это не только статус главы государства, парламента, правительства, высших судебных органов, территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности личности, но и цели, задачи и предназначение государства; основы государственного и общественного строя; вопросы внешней политики и международных отношений, условия членства в международных организациях; социальная политика; основы регулирования экономических процессов; роль государства в духовно-культурной сфере жизни общества; иерархия источников права; определение предмета законодательного регулирования; конституционный контроль; права 142 детей; правозащитные институты; школьное и высшее образование; труд и права работников; политические партии; средства массовой информации; здравоохранение; формы собственности; экология; налоги; основы организации и деятельности правоохранительных органов; чрезвычайные режимы и многие другие важные для конкретного государства вопросы. Современная конституция - это «основной закон (совокупность основных законов, а иногда и других актов конституционного значения), исходящий из основных ценностей данной цивилизации, закрепляющий те или иные основы правового статуса личности, экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества, основы взаимоотношений человека, коллектива, государства и общества...».

Анализируя содержание действовавших и действующих конституций, можно констатировать, что есть определенные вопросы, которые находят отражение во всех основных законах, поскольку они неразрывно связаны с самой идеей конституции. Это, во-первых, организация государственной власти (по горизонтали и вертикали); во-вторых, основы правового положения личности, включающие принципы взаимоотношений человека и других членов общества и государством, а также основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Что касается взаимосвязи идеи прав человека и идеи конституции, то, как подчеркивает В.Т. Кабышев, «становление конституционализма было связано прежде всего с провозглашением прав человека естественными и неотчуждаемыми. Власть конституционно признает за человеком его свободы и права как неотъемлемые, как определяющие природу личности и меру ее свободы. Высшая юридическая сила Конституции призвана оградить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов». В.Е. Чиркин отмечает, что вопросы, составляющие содержание конституции, могут быть традиционными, необходимыми и излишними; традиционными и в то же время необходимыми являются конституционные положения об основных правах человека и об организации государственной власти, которые «присутствуют в том или ином объеме во всех конституциях мира».3

Одним из важнейших вопросов конституционного регулирования - традиционным и необходимым - является определение сферы свободы человека (через его права, свободы, обязанности, ответственность) и установление возможности, оснований, способов вмешательства государства в эту свободу.4

Свобода является одним из базовых элементов в закреплении конституционного статуса личности. Провозглашение, регламентация и установление гарантий свободы личности на уровне конституционного законодательства — одно из важнейших достижений человечества в правовой сфере. И Декларация независимости США 1776 г., и Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозглашают свободу человека в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека. «Конституция, - считает Б.С. Эбзеев, - является политико-правовой формой выражения свободы личности в государственно организованном обществе.». Обеспечение свободы личности - «один из коренных вопросов конституционного развития всякого общества и государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека

 

Современные конституции основаны на идее максимально возможной степени свободы личности в ее отношениях с обществом, государством, другими людьми. Это утверждение справедливо и по отношению к Конституции России 1993 г. «Для России, - пишет В.Т. Кабышев, - идея свободы человека стала неотъемлемой частью ее конституционного развития».

В юридическом смысле свобода - это закрепленная в конституции, законах, иных нормативных правовых актах мера возможного поведения человека, широкий круг его юридических возможностей во всех сферах жизнедеятельности (частной, политической, экономической, духовно-культурной), это его права и свободы, прежде всего конституционные. Права и свободы человека и гражданина - это выражение свободы личности.

Вместе с тем свобода личности не означает, что поведение человека ничем не ограничивается, поскольку реализация прав и свобод одним человеком постоянно, каждодневно сталкивается с правами и свободами других лиц, с интересами общества и государства, с деятельностью государственных органов. Никакой абсолютной свободы в обществе в условиях совместного существования с другими людьми нет и быть не может. Свобода человека в обществе имеет свои границы, пределы, рамки. Свобода индивида «связана определенными рамками, пределами, образующими «коридор» ее возможностей. Свобода в правовом сообществе тем и отличается от анархии и безнормия, что в реальной жизни она лимитирована правилами поведения, установленными властью». Таким образом, введение свободы человека в определенные рамки - объективная потребность общества и государства.5

Установление пределов свободы личности в обществе и государстве, в отношениях с другими людьми - это один из главных вопросов права, в т.ч. один из принципиальных вопросов конституционного регулирования. «Право, - пишет Д.А. Керимов, - с одной стороны, является средством реализации свободы, а с другой - ограничением свободы, если она нарушает свободу других лиц». В законодательстве определение пределов свободы человека, его прав и свобод осуществляется с помощью такой конституционно-правовой категории, как «ограничение прав и свобод человека (гражданина)». Ограничения прав и свобод человека и гражданина в самом общем виде представляют собой установленные законодательством в соответствии с конституцией определенные границы (пределы, рамки) реализации человеком его прав и свобод. Правовые ограничения устанавливают границы свободе личности, процессу удовлетворения ее интересов. В современном мире ограничение прав и свобод является объективно необходимым элементом правового регулирования общественных отношений.

Регламентирование ограничений прав и свобод человека в правовом демократическом государстве осуществляется на двух уровнях - на конституционном и на законодательном. Задача конституции - установить общие условия (основы) ограничения всех прав и свобод человека и гражданина и наиболее важные правила ограничения отдельных прав и свобод. В законах же формулируются конкретные способы ограничения прав и свобод (например, запрет на определенный вариант реализации права или свободы; запрет на реализацию права или свободы в целом; вмешательство уполномоченных государственных органов в право или свободу).6

Можно выделить несколько видов конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина (для ординарного, а не чрезвычайного правопорядка).

Первый вид: в конституциях устанавливаются общие условия ограничения всех прав и свобод (цели, форма закрепления, соразмерность) и основания, способы, процедуры ограничения отдельных конкретных прав и свобод. Например, в России общее нормирование ограничений прав и свобод осуществлено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ 1993 г.: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Кроме этих общих условий, в Конституции России есть статьи, закрепляющие возможность ограничения отдельных прав и свобод (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 2 и 4 ст. 29, ч. 3 ст. 32 и др.). Подобные нормы общего и конкретного характера, касающиеся ограничения прав и свобод, есть в конституциях Португалии 1976 г., Турции 1982 г., Хорватии 1990 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Молдовы 1993 г., Таджикистана 1994 г., Армении 1995 г., Казахстана 1995 г., Беларуси 1996 г., Польши 1997 г., Албании 1998 г., Швейцарии 1999 г., Кыргызстана 2010 г.

Информация о работе Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина