Конституционно – правовой статус и административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью настоящей работы является “обнажение” проблем федерализма в России. Исходя из поставленной цели в работе, поставлены следующие задачи:
изучить федеративное устройство, понятие и принципы российского федерализма;
проанализировать российское федеративное устройство и его историю;
определить основные проблемы федерализма в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Становление, развитие и конституционно – правовой статус Российской Федерации…………………………………………………………7
1.1 Становление и развитие Российской Федерации……………………..….7
1.2 Конституционно – правовой статус Российской Федерации…………..10
2 Конституционно – правовой статус и административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации………………………….……15
2.1 Конституционно – правовой статус республики в составе Российской Федерации………………………………………………………………………15
2.2 Конституционно – правовой статус краев, областей, городов федерального значения………………………………………………………………………….24
2.3 Конституционно – правовой статус автономной области, автономных округов………………………………………………………………………..…26
2.4 Административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемых источников и литературы…………………………….34

Файлы: 1 файл

право.docx

— 53.68 Кб (Скачать файл)

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора, уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий.

 

    1. Административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации

 

Административно – территориальное устройство государства – это разделение его территории на определённые части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно – территориальными единицами.

В Российской Федерации административно – территориальное устройство её субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них – экономический принцип, требующий при образовании административно – территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно – территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно – территориальных единиц, что способствует социально – культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом.

Конституции и уставы субъектов Федерации различают базовые и первичные административно – территориальные единицы субъектов Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, ко вторым – города районного подчинения, районы в городах, посёлки, сельские поселения.

Район (уезд) – административно – территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально – культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно – просветительских и других учреждений, связанных с обслуживанием населения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно – территориальные единицы – городские районы.

К городским поселениям, являющимся одним из видов административно – территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

Самой многочисленной административно – территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и т.д.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно – территориальные образования. ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

 

 

Заключение

 

Итак, я подведу итог своему исследованию: федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню – федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории. Я постаралась проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников. Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов по экономическим, национальным, историческим, социально – политическим, идеологическим признакам. Он способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьба российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России.

 

 

Список использованной литературы и источников

 

Источники:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега – Л», 2015. – 63с.
  2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 5 декабря 1936г. Хрестоматия по истории государства и права России. «Проспект», 2011, с.347.
  3. Федеральный закон от 24 июня 1999г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ». (Утратил силу). «Собрание Законодательства РФ». 1999. № 26. Ст.3176.
  4. Федеральный Конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации». «Собрание законодательства РФ». 2005г. №45. Ст. 4581.
  5. Федеральный закон от 26 июня 2007 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Справочная система «Консультант – Плюс».
  6. Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 165-ФЗ "О языках народов Российской Федерации". Справочно – правовая система «Гарант».
  7. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53 – ФЗ "О государственном языке Российской Федерации". "Парламентская газета" от 7 июня 2005 г. № 100.
  8. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ "О закрытом административно – территориальном образовании". Справочно – правовая система «Гарант».
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О Государственной границе Российской Федерации". "Российская газета" от 1 января 2008 г. № 1.
  10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62 – ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 28 июня 2009 г. N 127-ФЗ). «Собрание законодательства Российской Федерации» от 3 июля 2009 г. № 22 ст. 2031.
  11. Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". "Парламентская газета" от 30 ноября 2009 г. № 131-132.
  12. Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 63-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Справочно – правовая система «Гарант».
  13. Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 21-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". "Парламентская газета" от 20 февраля 2009 г., №17.
  14. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "Об охране окружающей среды». «Собрание законодательства Российской Федерации» от 14 января 2009 г. N 2 ст. 133
  15. Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". «Собрание законодательства Российской Федерации» от 23 декабря 2009 г. № 26 ст. 2519.
  16. Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа". Информационно – правовая система «Консультант Плюс».
  17. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Справочно – правовая система «Гарант».
  18. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации". «Собрание законодательства Российской Федерации» от 12 июля 2004 г. № 28 ст. 2880.
  19. Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации". (В настоящий документ внесены изменения указом Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 20.) Информационно – правовая система «Гарант».
  20. Постановление «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

 

Литература:

  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2013. – 608с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2012. – 784с.
  3. Кукушкин М.И., Кокотов. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд. – М.: Норма, 2013. – 544с.
  4. Колесников Е.В., Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 369с.
  5. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс в 2-х тт. Т. 2. – 3-е изд., - М.: Юристъ, 2010. – 778с.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2012. – 496с.

 

 

 


 


1«Конституция РСФСР». Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Ю.П.Титов, М., Проспект, 2007.


Информация о работе Конституционно – правовой статус и административно – территориальное устройство субъектов Российской Федерации