Коллективная безопасность(универсальная и региональная) Конвенции.Роль МАГАТЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Коллективная безопасность - это система коллективных мер, применяемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности. В более упрощенном виде - это одна из форм борьбы государств против агрессии.
В ядерно-космический век при качественных изменениях в средствах и методах ведения войны любая, даже самая малая война таит в себе опасность перерастания в широкомасштабную войну с участием многих государств. Эта опасность неизмеримо увеличится, если в войну будет втянуто государство, располагающее ядерным оружием. Международная практика государств и так называемые «локальные» войны (например, во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке, между Ираном и Ираком, Арменией и Азербайджаном, а также в Югославии) свидетельствуют о том, что войны легче предотвратить, чем выйти из войны после ее начала.

Содержание работы

1. Коллективная безопасность………………………………………………..3
2. Сущность и виды международных конвенций и соглашений…………..14
3. Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ……………15

Список используемой литературы…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 40.75 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 

  1. Коллективная  безопасность………………………………………………..3

2. Сущность и виды международных конвенций и соглашений…………..14

3. Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ……………15 

Список  используемой литературы…………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Коллективная  безопасность.

     Коллективная  безопасность - это система коллективных мер, применяемых государствами  на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности. В более упрощенном виде - это  одна из форм борьбы государств против агрессии.

     В ядерно-космический век при качественных изменениях в средствах и методах  ведения войны любая, даже самая малая война таит в себе опасность перерастания в широкомасштабную войну с участием многих государств. Эта опасность неизмеримо увеличится, если в войну будет втянуто государство, располагающее ядерным оружием. Международная практика государств и так называемые «локальные» войны (например, во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке, между Ираном и Ираком, Арменией и Азербайджаном, а также в Югославии) свидетельствуют о том, что войны легче предотвратить, чем выйти из войны после ее начала. Вот почему любой, даже самый малый военный конфликт должен рассматриваться не как локальное, ограниченное явление, а как ситуация, представляющая собой реальную угрозу международному миру и безопасности, угрозу для всего человечества.

     Универсальная система коллективной безопасности. Организацией универсальной системы  коллективной безопасности является Организация  Объединенных Наций, главной целью  которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она  уполномочена "принимать эффективные  коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений  мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" (п. 1 ст. 1 Устава ООН).  

     Устав ООН подробно регламентирует меры и  способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный  характер: мирное разрешение международных  споров (п. 3 ст. 2, гл. IV); запрещение применения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2); осуществление  широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера (п. 3 ст. 1, гл. IV, IX); ограничение  вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

     И только если эти предупредительные  меры не принесут положительных результатов, принимаются меры принудительного  характера: временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет  Безопасности найдет необходимыми или  желательными (ст. 40); меры, не связанные  с применением вооруженных сил  по ст. 41 (полный или частичный перерыв  экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений); меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст. 42). При этом только Совет Безопасности "определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности" (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п. 6 ст. 2).

     В рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции  в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 г. (экономические  и финансовые), Югославии в 1991 - 1996 гг. (экономические), Ливии в 1992 - 1996 гг. (экономические и по поставкам  оружия), Сомали в 1992 г. (по поставкам  оружия) и др.

     В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора  силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение  на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

     В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя  СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции: от 25 июня о  признании КНДР агрессором; от 27 июня с призывом к членам ООН оказать  Южной Корее военную помощь; от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться  войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).

     Региональная  система коллективной безопасности. Устав ООН (гл. VIII) допускает возможность  создания международных региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом непременно должны выполняться следующие условия: действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного  района; никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН; все местные  споры, возникающие между государствами  какого-либо региона, должны разрешаться  только мирными средствами; Совет  Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для  поддержания международного мира и  безопасности; любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям  в рамках универсальной системы  международной безопасности ООН.

     Принудительные  действия с использованием вооруженной  силы в регионе могут иметь  место только для отражения уже  совершенного нападения в порядке  осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности.

     Региональными организациями коллективной безопасности являются:

на Европейском  континенте - Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г. и Организация  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ) с 1995 г. С 1955 по 1991 г. действовала  Организация Варшавского Договора, которая осуществила вооруженное  вмешательство во внутренние дела Венгрии  в 1956 г. и Чехословакии в 1968 г., приведшие  к человеческим жертвам. В рамках НАТО дважды были урегулированы споры  между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского  моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией (было бы целесообразно  и справедливо содержать миротворческие силы ООН на Кипре за счет НАТО, а  не ООН, поскольку Греция и Турция являются членами НАТО). В 1962 г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" - ввоз и  вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. В 1995 - 1996 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития  в Боснии и Герцеговине.

     Весной 1999 г. руководство государств - участников НАТО включило в состав блока три  европейских государства и 24 марта 1999 г. под предлогом предотвращения "гуманитарной катастрофы в Косово" развязало агрессию против Югославии, приостановленную 9 июня 1999 г.

     Правовой  основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы  СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, создания антикризисных  механизмов и проведения операций по поддержанию мира, как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства - члена ОБСЕ.  

     Для урегулирования конфликтных ситуаций могут быть использованы: механизмы  мирного разрешения международных  споров; миссии специальных докладчиков; миссии по установлению фактов; миротворческие силы ОБСЕ при соблюдении тех же условий, что и при создании и  действии миротворческих сил ООН. Решения  принимаются Советом ОБСЕ на основе консенсуса с информированием Совета Безопасности ООН о всех предпринимаемых  действиях. В рамках ОБСЕ рассматривался, например, военный конфликт в Грузии между центральным правительством Грузии и правительством Абхазии  в 1994 г., наблюдатель ОБСЕ (Т. Гульдиманн) присутствовал и осуществлял  посреднические функции при урегулировании вопросов вокруг Чечни в 1996 г.

     Национальная  безопасность традиционно определяется как обеспечение физического, экономического и духовного выживания нации  с сохранением оптимальных параметров ее развития. Под нацией в данном случае понимается совокупность этносов, составляющих народонаселение данного  государства.

     Иначе национальную безопасность можно определить как обеспечение оптимального геополитического расширения данной нации во всех геополитических  пространствах.

     Основной  фактор обеспечения национальной безопасности - государство. Однако необходимо различать национальную и государственную безопасность.

     Государственная безопасность - это обеспечение оптимального функционирования всех трех ветвей государственной  власти. Государственная безопасность является важным аспектом национальной безопасности, но не более того. В  случае, если государственная безопасность отождествляется с национальной и подменяет ее собой, происходит постепенное разрушение последней. Обычно это происходит в обществах  с тоталитарным политическим режимом.

     Такие факторы современной геополитики, как транснациональные корпорации (ТНК) и мафия, также играют действенную роль в процессе обеспечения национальной безопасности, только доминанта здесь другая.

     Теневые экономические структуры, пользующиеся прикрытием части госаппарата (мафия), по большей части наносят вред национальной безопасности, возмущая экономическое и правовое пространство матричного государства. Однако существуют и примеры помощи государству  со стороны мафиозных структур, неизбежно  имеющие сомнительный характер с  точки зрения морали. Так, некие наркобароны  Боливии в конце 70-х годов ХХ века предлагали президенту страны полностью  выплатить национальный долг в обмен  на неприкосновенность от полицейских  преследований сроком на 10 лет. В  России в 90-е годы ХХ века были случаи, когда мафиозные кланы брали  на себя функции государства по содержанию небольших воинских гарнизонов и  отделов милиции - в условиях их хронической  недофинансированности из бюджета страны.

     ТНК могут способствовать как геополитическому расширению, так и сжатию матричного государства. Примером первого может  служить деятельность Siemens или General Motors, успешно осваивающих рынки  по всему миру и способствующих экономической  экспансии Германии и США соответственно. Примером второго служит деятельность таких российских компаний, как Аэрофлот или Сибнефть в 90-е годы XX века, в  больших размерах (сотни миллионов  долларов в год) уводивших валютную прибыль из страны, нуждавшейся в  инвестициях. В 1998 году Газпром не заплатил налоги государству на сумму, которая  была бы достаточна для содержания всех российских учителей в течение  года - это тоже пример инициирования  геополитического сжатия матричного государства, в данном случае - в аспекте развития его демографических ресурсов.

     Типологию национальной безопасности можно, как  и всякую другую, строить по разным основаниям.

     В соответствии с типологией геополитических  пространств следует выделить физическую, экономическую, информационную и идеологическую безопасность.

     По  количеству факторов обеспечения безопасности можно выделить систему безопасности отдельного государства и системы коллективной безопасности государств.

     Систему безопасности отдельного государства  определяет специальная государственная  структура - Совет безопасности, который  разрабатывает доктрину безопасности данного государства, где определяются основные угрозы и способы их преодоления.

     Считается, что многое в структуре и функционировании системы безопасности данного государства  зависит от личности главы государства, который обычно и возглавляет  Совет безопасности. В аспекте  национальной безопасности личность главы  государства определяет следующее:

Информация о работе Коллективная безопасность(универсальная и региональная) Конвенции.Роль МАГАТЭ