Юридическая сущность и принципы российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:24, контрольная работа

Описание работы

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в настоящее время, так как Российская Федерация стремится закрепить за собой статус правового государства. Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. Вопросы гражданства служат объектом исследования правоведов. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда  актуальна в настоящее время, так как Российская Федерация  стремится закрепить за собой  статус правового государства. Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. Вопросы гражданства служат объектом исследования правоведов. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства  получает все большее распространение  в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все  более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Все отношения, связанные  с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ от 31.05.2002 года с изменениями, внесенными Законом № 182-ФЗ от 12.11.2012 года (далее Федеральный закон).

Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд  новых демократических принципов.

 

 

 

 

 

 

  1. Юридическая сущность и принципы российского гражданства

 

Каждый человек  по праву носит название "гражданин", так как имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести определенные другие обязанности.[6]

Демократический принцип провозглашения в действующей Конституции является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству" [8].

Правило Конституции  о запрещении выдачи российских граждан  направлено на защиту прав граждан  РФ, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные  за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии и др.

Кроме того, в  Законе “О Гражданстве РФ” говорится  о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или  права изменить свое гражданство" [2].

Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.

Государственные органы, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами  Российской Федерации являются лица: имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона[2]; которые, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Гражданство как  государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих  отразить общую позицию государства  в отношении своих граждан. Федеральный  закон устанавливает, что принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы российского гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Положениями Федерального закона установлены следующие принципы гражданства:

  1. Единство гражданства Российской Федерации (ст. 4), означает, что ни один из субъектов Российской Федерации, включая и республики, которые в ст. 5 Конституции Российской Федерации именуются государствами, не вправе устанавливать свое гражданство. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» [4], Конституция Российской Федерации ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее ст. 71 (п. «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации;
  2. Равенство гражданства, т.е. каждый российский гражданин обладает одинаковым правовым статусом независимо от оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 4);
  3. Устойчивость гражданства характеризует его как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы и длительное проживание за пределами Российской Федерации не влечет за собой прекращение отношений гражданства (ст. 4);
  4. Неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства (ст. 4);
  5. Недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ст. 4).
  6. Недопустимость высылки граждан Российской Федерации за ее пределы в качестве административного, уголовного или любого иного наказания (ст. 4);
  7. Добровольность гражданства означает право каждого человека на гражданство и на его изменение (ст. 4). В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., «каждый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что, если у человека есть гражданство, то тем самым его право реализовано. Человек, не имеющий гражданства, может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, вправе его прекратить. Вместе с тем, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин: имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20);
  8. Поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской   Федерации (ст. 4);
  9. Признание двойного гражданства означает допустимость иметь гражданство иностранного государства гражданину Российской Федерации. Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не влечет за собой прекращение российского гражданства (ст. 6);
  10. Покровительство и защита российских граждан за границей характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданина. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможности для самореализации. Если покровительство представляет собой материальное право, то защита – процессуальное. Покровительство выражается в наличии внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в означенной сфере (ст. 7);
  11. Недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака (ст. 8).

Установленная Федеральным законом система  принципов этого важного конституционно-правового  института обуславливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискредитационных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.[2]

Объективное существование  индивида и государства предопределяет возможность возникновения между  ними правоотношений гражданства. Как правило, приобретение или изменение гражданства предполагает активность каждой из сторон правоотношения – и лица, и государства. Способы в соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы приобретения гражданства регулируются государством по собственному усмотрению. Однако важна корреляция национального законодательства и общепризнанных норм международного права. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения гражданства в различных государствах, в них имеются общие черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приобретение  и прекращение российского гражданства.

 

Глава вторая "Приобретение гражданства Российской Федерации"  Федерального Закона определяет основания приобретения российского гражданства. Ст.11 указанного закона устанавливает, что гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным  законом или международным договором Российской Федерации.[3]

 

Перечень способов приобретения гражданства не является закрытым. Это позволяет рассматривать  Федеральный закон о гражданстве  как динамичную модель, способную  к рецепции новых общественных отношений.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (приобретение гражданства по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена  смешанная система, при которой  преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а отнюдь не их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, не является обязательной для указания (ст. 26 Конституции Российской Федерации).

Ребенок приобретает гражданство  Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или  единственный его родитель имеют  гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей  имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей  имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или  единственный его родитель, проживающие  на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. (п. "г" в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 151-ФЗ).

Положение пункта "а" части  первой статьи 12 не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению (Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 №118-О).

Ребенок, который находится  на территории Российской Федерации, и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Распространенный способ приобретения гражданства – натурализации (прием в гражданство). Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Федеральный закон устанавливает условия приобретения российского гражданства. Необходимо проживать на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признание лица беженцем в установленном законом порядке.

Информация о работе Юридическая сущность и принципы российского гражданства