Юридическая природа современных международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений.

Содержание работы

Введение 2

1. Понятие, классификация и порядок создания международных организаций, их роль в современном мире 4

2. Юридическая природа деятельности международных организаций 15

Заключение 24

Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Юридическая природа современных международных организаций.docx

— 74.18 Кб (Скачать файл)

    С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может  стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.

    Международные организации как вторичные, производные  субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

    Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре; в решении уже существующей международной организации.

    Наиболее  распространенным способом является заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

    Международные организации могут быть созданы  и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию (1964г.), ПРООН — Программа развития ООН (1965г.). В данном случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

    Второй  этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

    Подготовительные  органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

    Государства, не являющиеся членами международных  организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами организации. В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ — 30 государств, в том числе Россия.

    Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

    Прекращение существования организации также  происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства — участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968г., ГДР в 1990г. в связи с объединением Германии) — подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955г. и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985г. Протокол о роспуске. ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992г. Протокол вступил в силу 18 февраля 1993г.

    Таким же образом был ликвидирован Совет  экономической взаимопомощи. 28 июня 1991г. в Будапеште страны — члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия — подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при создании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.

 

  1. Юридическая природа деятельности международных организаций
 

    Юридическая природа международных организаций  раскрывается через их признаки, а  именно:

    Международная организация создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном  акте – специальной разновидности  международного договора.

    Международная организация является постоянно  действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, системе ее постоянных органов.

    Международная организация основана на принципе суверенного  равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности органов международной организации и представительство государств-членов при международной организации.

    Государства связаны решениями органов международной  организации, принятыми в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих решений.

    Каждая  международная организация обладает совокупностью прав, присущих юридическому лицу.

    Международной организации принадлежат соответствующие  привилегии и иммунитеты.

    Международная организация существует и действует  в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.

    Каждая  международная организация имеет  собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом (статутом). Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, не существует.

    К любому учредительному акту международной  организации применяется Венская конвенция о праве международных договоров.

    Как отмечает проф. Игнатенко, «учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние… В учредительном акте фиксируются цели и задачи организации, ее организационная структура, полномочия и порядок деятельности ее органов, решаются административные, бюджетные и иные вопросы. Важное место в акте занимают нормы о членстве. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта».

    Правовую  природу деятельности международных  организаций определяют также договоры, заключаемые международной организацией с государством, на территории которого размещается ее штаб-квартира, с государствами, на территории которых размещаются представительства международной организации.

    В каждой международной организации  создаются в установленном порядке нормы для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками данной международной организации Г.В. Игнатенко называет этот массив «внутренним правом международных организаций». Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов международных организаций.

    Сущность  происходящего в международной  организации процесса в общем та же, что и в любом представительном политическом органе. Она состоит в выявлении и согласовании интересов членов, выработке на этой основе общей позиции, общей воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Специфика определяется тем, что членами организации являются суверенные государства. Это обусловливает специфику функций и механизма их реализации.

    Анализируя  юридическую природу международных  организаций, исследуя данный правовой институт международного права, я полагаю необходимым раскрыть правовую природу хотя бы одного из видов международных организаций, в частности — международные финансовые организации.

    Международные финансовые организации (МФО) представляют собой межгосударственные формирования, выполняющие функции по регулированию отношений в сфере международных публичных финансов. Общая цель всех МФО — это развитие сотрудничества, обеспечение целостности и стабильности кредитно-финансовых отношений. МФО относятся к разряду международных межправительственных организаций. Основными из них являются следующие: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Международная ассоциация развития (МАР).

    Международная межправительственная организация  — это объединение государств, созданное на постоянной основе для сотрудничества в той или иной области международных отношений в соответствии с договором, определяющим цели, принципы, компетенцию, структуру и основные направления деятельности этой организации.

    Юридическая природа международных межправительственных организаций определяется тем, что они являются субъектами международного права, обладающими более или менее широкой правоспособностью, объем которой устанавливается учредительным актом каждой организации10.

    Вместе  с тем определение юридической  природы, сущности МФО является довольно непростым вопросом.

    Первая  проблема заключается в следующем. Не являются ли международные организации (и финансовые в том числе) некими наднациональными образованиями, воле которых безоговорочно должны подчиняться отдельные государства?

    Некоторые российские авторы (Т.Н. Нешатаева, В.М. Шумилов, А.А. Моисеев и др.) в разное время высказывали мнение, что ряд межправительственных организаций (и в том числе МФО) обладают наднациональной компетенцией11.

    Как пишет, например, Т.Н. Нешатаева, после Второй мировой войны на международной арене шло создание межправительственных организаций двух типов: межправительственные (координационные) и наднациональные (властно-ориентированные). Различие между двумя типами организаций связывается главным образом с объемом компетенции, перераспределяемой от государства к международному органу. В межправительственных организациях перераспределенная компетенция оставалась совместной для организации и государства, а в наднациональных организациях некоторые вопросы передавались исключительно в ведение организации.

    С формально-юридических позиций среди  признаков наднациональной организации выделяются следующие:

    - право международной организации  на вмешательство в вопросы,  относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;

    - полномочия организации на создание  в целях регулирования этих  вопросов правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил;

    - возложение широких полномочий  по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, т.е. международных служащих;

    - право организации своими решениями  обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов.

    В качестве наиболее характерных примеров наднациональных организаций в системе ООН обычно называются как раз МФО: МВФ, МБРР, МФК и МАР. Согласно позиции представителей этого направления наднациональность бреттон-вудских организаций проявлялась в первую очередь в широкой и жесткой компетенции этих организаций в области финансово-валютных вопросов, которые ранее считались исключительно внутригосударственными.

    Как отмечает А.А. Моисеев, «нет ничего негативного  в том, что международные организации стремятся к самостоятельности по отношению к государствам-членам. Наднациональность международной организации не влечет за собой изменение ее юридической природы как межгосударственной организации. Добровольное ограничение компетенции государства в пользу межгосударственной организации — практика, не нарушающая целостности и независимости самого государства. Появление элементов наднациональности в компетенции международных организаций не противоречит развитию государств как суверенных образований и не ущемляет их компетенцию»12.

Информация о работе Юридическая природа современных международных организаций