Этнорелигиозный терроризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга, как своей численностью, так и уровнем развития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………………….….3
1. Основные черты этнорелигиозного терроризма…………………...4
2. Причины этнорелигиозного терроризма……………………………5
3. Состояние этнорелигиозной преступности в России….…………11
4. Заключение…………………..………………………………………...14
5. Библиографический список …..………………………….…………17

Файлы: 1 файл

этнорелигиозный терроризм.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Этнорелигиозный терроризм  вырастает на почве экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, вражды и ненависти, неумения и нежелания  видеть в других группах партнеров  для переговоров и компромиссов, уважать их интересы. Современный этнорелигиозный терроризм в мире представляет собой продукт столкновения цивилизаций с главным образом - его проявления со стороны наиболее радикальных и агрессивных мусульманских кругов. На Северном Кавказе такие конфликтные ситуации усугубляются тем, что некоторые его народы уже не первый век ведут борьбу за освобождение от власти России, однако, как показал опыт Чечни, не все они еще способны создать собственные независимые государства.

Совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации может способствовать разрешению проблемы как этнорелигиозный терроризм.

Нуждается в совершенствовании  диспозиция ст. 205, необходимо ввести уголовную  ответственность за создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или такой организацией, а равно материальное, организационное или иное содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации.

Представляется необходимым  ввести уголовную ответственность за призывы к терроризму, распространение в средствах массовой информации указаний, советов и т. д. по совершению террористических действий, за пособничество терроризму и террористам.

Успехи в борьбе с  терроризмом возможны лишь в случае сочетания политических, общесоциальных, идеологических, экономических, организационных и принудительных мер.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, по существу, впервые предстают в  качестве самостоятельного объекта  исследования именно этнорелигиозный терроризм, его природа и причины, основные отличительные особенности. На основе анализа различных теоретических и практических позиций, полученных эмпирических данных определены конкретные формы этнорелигиозного терроризма, главное внимание сосредоточено на его причинах, которые автор видит (и по возможности пытается доказать это) не только в различиях западной и мусульманской цивилизаций, точнее - в их конфликтах, но и в нерешенности ряда политических, экономических и общесоциальных проблем. Терроризм на этой почве - крайняя и наиболее острая форма конфликта. Наряду с этим подчеркивается, что сама религия, ее священные тексты не могут быть причиной терроризма, в таком качестве может выступать радикальная интерпретация тех или иных религиозных положений. Эта точка зрения соответствующим образом обосновывается.

4. Состояние этнорелигиозной преступности в России

Не все преступления террористического характера совершены  по этнорелигиозным мотивам, некоторые  их них имеют сугубо корыстную  и общеуголовную окраску, но поскольку большая часть из них совершена на Северном Кавказе или в связи с событиями, имевшими место там, либо выходцами из национальных республик этого региона по этнорелигиозным мотивам, поэтому есть все основания предположить, что большинство исследуемых преступлений может быть отнесено к этнорелигиозному терроризму. Самыми «террористическими» преступлениями являются терроризм (ст. 205) и захват заложника (ст. 206), и здесь картина в части терроризма весьма неблагоприятная: если в 1997 г. зарегистрировано 32 случая терроризма, то в 2004 г. - 265, соответственно увеличилось и число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за это преступление - почти в четыре раза. Еще хуже обстоит дело с организацией незаконного вооруженного формирования: если в 1997 г. зафиксирован лишь один случай совершения этого преступления, то в 2005 г. - 356! Эти данные позволяют (хотя и с большей осторожностью) предположить, что собственно террористические деяния проявляют тенденцию перерастания в организованные формы мятежей и восстаний, как это имело место в октябре 2005 г. при попытке захвата г. Нальчика незаконными вооруженными формированиями.

Существует группа статей УК РФ (ст. 205, 206, 208, 211, 277, 360), которые  справедливо считают «террористическими». Однако наряду с ними есть и другие преступления, которые активно способствуют терроризму в России. Это, например, похищение человека (ст. 126), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2), указанные статьи предусматривают уголовную ответственность за действия, которые очень часто предшествуют этнорелигиозному терроризму. Усиление борьбы с такими преступлениями будет способствовать профилактике терроризма.

В 2004 г. было совершено  преступлений, квалифицируемых по ст. 126 УК (похищение человека) - 1108; ст. 205 (терроризм) - 265; ст. 206 (захват заложника) - 22; ст. 298 (организация незаконного  вооруженного формирования) - 212; ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) - 1. Разумеется, не все эти преступления были совершены именно по этнорелигиозным мотивам, например, человека могли похитить «обычные» преступники, чтобы получить выкуп. Однако большинство таких преступлений были все-таки этнорелигиозными.

Относительно небольшое  число таких преступлений (точнее - зарегистрированных уголовных дел), как, например, захват заложника, ничего не говорит. Здесь самое главное - реальный ущерб от совершенных преступлений, прежде всего - человеческие жертвы.

Если взять 50 наиболее крупных актов терроризма, совершенных  в России с 1 января 2001 г. по 13 июля 2005 г., то в них: пострадало - 4656 человек; из них ранено - 3358 человек; из них погибло - 1115 человек.

Самые большие потери были в Беслане: 726 человек было ранено, 335 - убито, и среди них множество  детей, всего пострадал 1241 человек.

Террористические преступления в основном совершаются на Северном Кавказе, главным образом в Чечне, но в последние годы они имеют место и в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии.

В 2004 г. на территории Чеченской  республики действовали 110 -130 бандгрупп  различной численности, в их числе  более 300 наемников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Лидерами незаконных вооруженных формирований была создана развитая сеть джамаатов, являющихся проводниками идей ваххабизма и экстремизма, которые выступают источниками ресурсной поддержки бандформирований и непосредственно участвуют в подготовке и совершении диверсионно-террористических актов в различных регионах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  российское государство, в первую очередь  федеральный центр, выделяют значительные средства на восстановление Чечни и  экономическое развитие всего Северного Кавказа. Однако немалая часть этих средств расхищается, не доходя до адресатов.

Совершенствование организации  антитеррористической деятельности можно  рассматривать на различных уровнях:

- организация взаимодействия  с другими странами в международном, региональном и двустороннем масштабах;

- организация деятельности  министерств и ведомств (агентов,  служб, комитетов);

- организация помощи  Чечне и другим национальным  образованиям на Северном Кавказе,  в том числе экономической, финансовой, технической;

- организация оперативно-розыскной  и оперативно-боевой деятельности  в районах, пораженных терроризмом  и боевой активностью незаконных  вооруженных формирований, организация  расследования соответствующих  преступлений;

- организация помощи населению (конкретным семьям, отдельным людям, отдельным населенным пунктам), в частности экономической, идеологической, медицинской, образовательной;

- организация работы  местных органов власти и правоохранительных  органов;

- организация работы  политических партий и общественных организаций, в том числе по локализации и разрешению этнорелигиозных конфликтов, проведению массовых акций, налаживанию отношений с местной элитой;

- организация работы  по выборам в местные органы  власти;

- организация диалога с участниками незаконных вооруженных формирований и прежде всего их лидерами;

- организация диалога  и взаимодействия с международными  общественными организациями, в  том числе правозащитными, а также  с такими организациями, как  Совет Европы.

В диссертации имеется ряд предложений по совершенствованию уголовного законодательства (раздел 3-й главы 3), прежде всего тех статей УК РФ, которые имеют профилактическое значение (ст. 282, 281.1, 282.2 УК РФ).

Во-первых, санкции за преступления, предусмотренные указанными статьями, представлены в слишком широком диапазоне, что позволяет виновным фактически избежать наказания. Во-вторых, не выделено в качестве более опасных деяний руководство экстремистским сообществом или руководство деятельностью общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности. Ясно, что руководитель такой группы должен наказываться более сурово, чем рядовой участник. В-третьих, не выделены в качестве более опасных, случаи и когда экстремистское общество применяет насилие или угрожает его применением.

Основная статья о  терроризме в УК РФ - ст. 205 - неоднократно вызывала критику отечественных  правоведов. Справедливо указывалось, что совершение взрывов и поджогов в большинстве случаев более опасно, чем применение огнестрельного оружия, что в ч. 2 ст. 205 представлено в качестве квалифицирующего обстоятельства. Считаем также необходимым предусмотреть в УК РФ уголовную ответственность за создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или организацией либо участие в ней, а равно материальное, организационное либо иное содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации.

Следует расширить целевые  признаки терроризма (ст. 205 УК РФ) за счет введения в их число: воздействия  на различные структуры государства  и общества, воспрепятствование политической, служебной или иной общественно-политической деятельности;

установить уголовную  ответственность за призывы к  совершенствованию актов терроризма по отношению к национальным, религиозным  или любым иным специальным группам  либо государственным, политическим, общественным деятелям, деятелям искусства, литераторам, журналистам, священнослужителям;

распространение литературы и иных печатных материалов, содержащих указания, советы или рекомендации по совершению террористических действий; пособничество совершению актов  терроризма в виде предоставления оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и иных веществ и орудий, необходимых для таких актов, либо содействия советами, рекомендациями и указаниями относительно того, как их совершать, предоставление убежищ террористам, помещений для хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ либо содействие в любых иных формах, а также подстрекательство к совершению актов терроризма.

Как представляется, не очень  удачно изложена ст. 205.1 УК РФ в части  ответственности за финансирование акта терроризма либо террористической организации. Дело в том, что какая-либо группа может и не достигать уровня организации. Поэтому следует руководствоваться классификацией групп, предусмотренных в ст. 35 УК РФ - группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация). В силу имеющихся формулировок закона может избежать ответственности лицо, которое выделяло средства для группы лиц по предварительному сговору или организованной террористической группы, которые созданы для террористической деятельности, но еще не совершали актов терроризма и нужны организаторам в качестве некоего террористического резерва. Поэтому представляется целесообразным установить уголовную ответственность за финансирование любой террористической группы, а не только организации.

 

Библиографический список

  1. Володин А.Г., Коновалов В.Н.. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ТЕРРОРИЗМА: Учебное пособие-М:НОРМА, 2005.-256с
  2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма// Геополитика террора. М., 2002.
  3. Витюк В., Эфиров С. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М., 1987.
  4. Долгова А.И., Ванюшкин С.В., Ильин О.С., Юцкова Е.М., Дзюба Д.И., Казаков Р.Ю. Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. Под ред. А.И. Долговой. - М. Российская криминологическая ассоциация, 2003. - 10/0,3 п.л.
  5. Казаков Р.Ю. Организованный терроризм, как средство достижения политических и экономических целей, в ретроспективе / Организованный терроризм и организованная преступность. Под ред. Проф. А.И. Долговой. - М. Российская криминологическая ассоциация, 2002. 0,4 п.л. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 464 с.
  6. 10. Долгова А.И., Евланова О.А., Астанин В.В., Ильин О.С., Дзюба Д.И., Казаков Р.Ю. Аналитический доклад. Состояние законности в Российской Федерации (2000 - 2001 годы) Под ред. А.И. Алексеева М.: Щит-М, 2002. - Раздел «Борьба с организованной преступностью и терроризмом» - 15/0,2 п.л.

Информация о работе Этнорелигиозный терроризм