Этапы становления ВТамО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:41, реферат

Описание работы

Первая международная таможенная организация - Международный союз для публикации таможенных тарифов - возникла еще в позапрошлом столетии. Она была образована во исполнение резолюции проходившей в г. Брюсселе в 1890 году международной конференции путем принятия Конвенции о создании Международного союза публикации таможенных тарифов. 16 декабря 1949 г. в г. Брюсселе был подписан Протокол о внесении изменений в Конвенцию о создании Международного союза публикации таможенных тарифов. Участниками указанной Конвенции были дореволюционная Россия, а с 1935 года - Советский Союз. С этого мероприятия началось профессиональное сотрудничество в таможенных делах.

Файлы: 1 файл

ВТО Этапы становления.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества от 04.11.1952;

Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол с дополнениями к ней - вступили в силу 11 сентября 1959 г.;

Конвенция о таможенной оценке товаров для таможенных целей от 28.07.1953;

Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 01.01.1988;

Таможенная конвенция о карнетах ECS для коммерческих образцов от 03.10.1957;

Таможенная конвенция о временном ввозе упаковки от 15.03.1962;

Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования от 01.07.1962;

Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях от 13.07.1962;

Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза от 06.12.1961;

Таможенная конвенция относительно предметов быта моряков от 11.12.1965;

Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования от 15.03.1962;

Таможенная конвенция о временном ввозе дидактических материалов от 10.09.1971;

Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) (подписана 07.07.1971);

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Киотская конвенция) (вступила в силу 25.09.1980, новая редакция открыта для подписания с 1999 года);

Международная конвенция о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция) от 21.05.1980;

Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) от 27.11.1993.

Рассмотрим наиболее важные инструменты ВТамО более подробно. К таковым можно отнести следующие конвенции:

1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 году и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики. Система включает в себя около 5000 групп товаров, каждая из которых имеет шестизначный код, присвоенный согласно четко определенным правилам с целью достижения единой классификации товаров. ГС также используется для разработки торговой политики, рассмотрения правил происхождения товаров, мониторинга контролируемых товаров, расчета налогов, тарифов на перевозку, контроля за квотами и ценами, а также для проведения экономических исследований и анализа.

2. Киотская конвенция была заключена в г. Киото в 1973 году. В 1999 году в г. Брюсселе ВТамО была одобрена новая редакция Киотской конвенции. Пересмотренная Киотская конвенция вступила в силу 03.02.2006. Целью Киотской конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. По сути Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы.

Она включает в себя несколько основополагающих принципов: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизацию и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором. Киотская конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению. Пересмотренную Киотскую конвенцию часто путают с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК).

Киотская конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны, на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка). Киотская конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении постаудита и управления рисками.

Киотской конвенцией зафиксированы следующие семь специальных принципов международного таможенного права:

1) реализация программ, направленных на непрерывное  совершенствование таможенных процедур  с целью повышения их эффективности;

2) предсказуемое, последовательное  и четкое выполнение таможенных процедур и осуществление таможенной деятельности;

3) предоставление заинтересованным  сторонам всей необходимой информации  о таможенном законодательстве, административных распоряжениях  и процедурах;

4) применение современных  методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий;

5) сотрудничество во  всех приемлемых случаях с  другими государственными органами, другими таможенными службами  иностранных государств и бизнесом;

6) соблюдение на практике  соответствующих международных стандартов;

7) принцип обеспечения  беспрепятственного доступа заинтересованным  сторонам к административным  и судебным процедурам обжалования.

Киотская конвенция является ориентиром в построении и унификации таможенных законодательств разных стран. Пересмотренная Киотская конвенция учитывает и подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ). Так, в Киотской конвенции нашли отражение статья V "Свобода транзита" ГАТТ, статья VIII "Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом" ГАТТ и ряд других.

Положения Киотской конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

Структурно Киотская конвенция состоит из текста Киотской конвенции, а также Генерального и Специального приложения. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. Принятие Генерального приложения к Киотской конвенции является обязательным для присоединяющейся к Киотской конвенции страны.

Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и режимам. При присоединении к Киотской конвенции Договаривающаяся Сторона вправе принять любое из них либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений. Хотелось бы обратить внимание на то, что в формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Киотской конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю.

Важно отметить, что по условиям Киотской конвенции не просто допускается, но приветствуется установление Договаривающейся Стороной Киотской конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Киотской конвенции.

Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Киотская конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес-сообществом.

В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п.

Такая философия таможенного контроля основана на том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Досмотр каждой партии грузов представляет собой неприемлемое и ненужное бремя и фактически просто парализует мировую торговлю. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее уязвимых операциях и поставках, для чего необходимо использование таможенными органами систем анализа и управления рисками, что позволит: сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы; повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства; предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия; ускорить торговлю и передвижения.

С другой стороны, там, где рисков несоблюдения законодательства нет либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Также Киотская конвенция предусматривает, что таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами. ВТамО исходит из того, что консультации с участниками внешнеэкономической деятельности являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования. Принцип необходимости сотрудничества бизнеса и государства при установлении и внедрении правил и процедур, обеспечивающих развитие международной торговли без ущерба для интересов государства, является сквозным для Киотской конвенции.

Вступивший в силу с 01.07.2007 новый Таможенный кодекс Республики Беларусь уже во многом основывается на принципах Киотской конвенции. Таможенный кодекс Таможенного союза также разработан с учетом стандартов Киотской конвенции. Республика Казахстан присоединилась к Киотской конвенции в 2009 году, Российская Федерация - в 2011 году.

Миссия Республики Беларусь в Европейском союзе 10 января 2011 г. представила в Секретариат ВТамО подтверждение о присоединении Республики Беларусь к Киотской конвенции. Таким образом, Беларусь стала 72 государством, присоединившимся к Киотской конвенции.

3. Конвенция о карнете АТА и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Обе конвенции являются инструментами ВТамО по временному ввозу товаров. Система АТА, которая является частью обеих конвенций, разрешает свободу передвижения через границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. Товары сопровождаются одним документом, известным как карнет АТА. Функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

4. Декларация Аруша о  профессиональной этике была  принята в 1993 году и пересмотрена  в 2003 году. Декларация носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений для продвижения принципов профессиональной этики и борьбы с коррупцией в таможенной сфере.

5. Система рамочных стандартов  по обеспечению безопасности  и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году. Данный юридически не обязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.

ВТамО активно решает вопросы организации конкретного взаимодействия между странами в области борьбы с контрабандой (в первую очередь наркотиков). Согласно Найробийской конвенции Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения и расследования таможенных правонарушений. Таможенная служба Договаривающейся Стороны может обратиться с просьбой о взаимном содействии к другой в ходе любого расследования или в связи с любым административным или судебным разбирательством.

Можно констатировать, таким образом, что ВТамО стала за последние годы подлинным штабом сотрудничества государств и международных организаций в том, что касается правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере международных отношений в части таможенных дел государств.

Информация о работе Этапы становления ВТамО