Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Институт выборов - один из самых древних институтов человеческого общества. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существование значение, особенно сословные выборы в городах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие избирательного права. Принципы избирательного права…………………………3
2. Понятие и виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная……………..9
2.1. Понятие избирательной системы…………………………………………………………….....9
2.2. Виды избирательных систем…………………………………………………………………….9
3.2. Мажоритарная избирательная система………………………………………………………10
3.4. Пропорциональная избирательная система…………………………………………………12
3. Сущность выборов………………………………………………………………………………….16
3.1. Избирательный процесс. Организация и порядок проведения выборов……………….17
3.2. Назначение и проведение выборов…………………………………………………………...17
3.3. Выдвижение и регистрация кандидатов……………………………………………………...20
3.4. Предвыборная агитация…………………………………………………………………………20
3.5. Голосование и определение результатов выборов………………………………………..21
4. Референдум в зарубежных странах……………………………………………………………..22
4.1. Понятие референдума.………………………………………………………………………….22
4.2. Виды референдума………………………………………………………………………………23
4.3. Порядок проведение референдума…………………………………………………………...25
4.4. Организация референдума……………………………………………………………………..27
4.5. Форма проведения референдума……………………………………………………………..28
4.6. Определение и подведение итогов референдума…………………………………………29
4.7. Правовые последствия референдума………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………………………..31
Список используемой литературы………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА КПЗС.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

3.5. Голосование и определение результатов выборов.

Голосование - подача голосов  за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях  допускается голосование по почте (Великобритания, Германия), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица. В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями - Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия).

Голосуя, избиратель может  вычёркивать нежелательных кандидатов, но такой способ используется редко. Обычно избиратель делает определённый знак в квадрате против фамилии кандидата, за которого голосует.

При необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования. Учитываются лишь зарегистрированные избиратели, независимо от того, какая система избирательных списков существует. Вовсе не все избиратели, чьи фамилии содержатся в списках, приходят голосовать. Лишь в странах тоталитарного социализма публикуются данные чуть ли не о стопроцентной явке. В таких странах никаких наказаний в случае неявки не предусматривалось, но применялись разные формы идеологического давления. Такие методы и сейчас используются в этой группе стран. Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер: это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании, для чего выделяются средства из бюджета. Если установленный законом процент участия граждан в голосовании не будет достигнут, необходимо проводить повторные выборы или повторное голосование, что отвлекает от других дел и требует много сил. Также закон устанавливает сравнительно низкий процент участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентеизмом. Законы многих стран устанавливают обязательность голосования, рассматривая участие в выборах не только как моральный долг, но и как юридическую обязанность. Такой порядок существует в Греции, Австрии, Италии, Турции и т.д. В качестве наказания принимается общественное порицание. За неявку на выборы суд может лишить на определённое время избирательных прав, в связи с чем такое лицо теряет право занимать должность на государственной или муниципальной службе. В соответствии с законом возможен штраф, налагаемый судом, например, в Египте, в Турции. Самое серьёзное наказание, как было уже сказано, - тюремное заключение до нескольких месяцев (в прошлом в Пакистане). Но штрафы и другие формы наказания не распространяются на лиц, для которых участие в голосовании является факультативным.

 

4. Референдум в зарубежных странах.

 

4.1. Понятие референдума.

Референдум - (от лат. - referendum- то, что должно быть сообщено) - голосование  избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или  местное значение.

Это решение имеет  силу закона, а иногда и превышающий  обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом).

Плебисцит - это тоже голосование  избирателей, но часто плебисцитом  называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности. Выборы президента, особенно если избирателем предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом (Пакистан).

Всенародный опрос, предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем  голосования. Опрос может быть проведен той или иной общественной организацией, прессой. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум - для этого необходимо проведения его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур.

В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает  юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса.

Принятое решение считается  решением народа и может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос; посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко). В некоторых странах, например, в Швеции существующий институт именуется консультативным референдумом, который уже был упомянут выше.

Болгарское законодательство на основе Конституции 1971 г. "народный опрос", как обобщающий для референдума  и всенародного обсуждения законопроектов. Бразильская Конституция (ст.14), среди  способов осуществления народного  суверенитета называет и референдум и плебисцит. В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей, например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок, более половины избирателей проголосовали «против». Правительство воздержалось.

Референдум может быть использован как противовес представительной демократии; как средство обойти парламент  и принять государственное решение  вопреки нему.

Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект.

Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции.

 

4.2. Виды референдума:

1. По предмету референдумы делятся на:

- конституционные;

- законодательные;

- по международным  вопросам;

- по административным  вопросам.

2. По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

- консультативные;

- "дозаконодательные";

- совещательные;

- "послезаконодательные";

- ратифицирующие.

3. Референдумы также делятся на:

- Факультативный:

Назначение его зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона.

Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это  не запрещено конституцией или законом.

Это такой реферундум, который можно проводить или не проводить.

Предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции. Но в некоторых странах устанавливаются ограничения. Например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.

См.: §46, ч. 6 Конституции  Дании (не выносит на референдум финансово-бюджетные  программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.)

- Обязательный. Который, в свою очередь, бывает:

- абсолютным;

- относительным, если другим способом решение не может быть принято.

Например, в  Конституции Испании ст.151,ч.2 говорится " референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества». А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 "пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов".

 

Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения разногласия между конституционными органами власти.

Согласно Швейцарской  Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум.

- Отменительный.

(народное вето), т.е.  референдум допускается лишь  для решения вопроса о полной  или частичной отмене закона (или  акта). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента (например – Конституция Италии).

В большинстве случаев  местные референдумы факультативны

Не могут выноситься на референдум вопросы:

1)о бюджете;

2)о местных налогах;

3)о кадровых  вопросах

 

Нередко конституции  и законы запрещают повторное  проведение референдума, если решение  принятое отрицательное. Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.

4.3. Порядок проведение референдума

В референдуме имеют  право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом.

Голосование на референдуме  равное.

Каждый избиратель имеет  такое же число голосов, что и  любой другой. Вес каждого голоса одинаков. Например, закон Испании о регулировании различных видов референдума 1980г.

Аналогично с правилами  участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме. На референдуме  голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него. Голосование является тайным.

Предмет референдума - это  вопрос, подлежащий решению посредством  народного голосования.

Инициатива и назначение принадлежит:

- главе государства;

- парламенту;

- иногда обоим органам;

- правительству;

- группе депутатов парламента;

- региональным органам власти;

 - группе избирателей.

Право инициативы дает возможность:

- принятия государственных решений и придания им особого авторитета;

- оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.

Референдум по инициативе группы избирателей - петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием  провести народное голосование по определенному  вопросу (одному или нескольким). Например, Конституция Венгрии 1949г. в редакции 1990 г. предусматривает: общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом); президент республики пользуется правом этой инициативы, Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.

Инициатор представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой  вопроса (формулой референдума); Государственное  Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов; положительное решение  содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения).

Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией. Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент  назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи - по требованию 150000 избирателей.

По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства  с подписью его председателя.

В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.

4.4. Организация референдума.

Институты референдума аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:

- производство по референдуму подчинено избирательному праву;

- права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;

- избирательские советы будут образованы в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;

Также: СМИ публичные - бесплатное время парламентским политическим группам; льготный тариф для почты; агиткампания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования; в течение последних 5 дней запрещается публикация, моделирование голосования; голосование осуществляется официальными бюллетенями; проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней; итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента; протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить:

- о недопустимости  протеста;

- о действительности  голосования и объявлении его  результатов;

- о действительности  голосования и необходимости  нового объявления результатов;

- о недействительности  голосования.

 

4.5. Форма проведения референдума.

Обращенный к голосующим вопрос, согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д. Ответ должен быть "да" или "нет". Народный выбор (т.е. предоставление голосующему  двух или более вариантов решения вопроса). Может быть предложено:

- отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;

- ответить "да" или  "нет" ("жесткое" требование);

- положительный ответ,  два или более вариантов ("мягкое" требование).

Например, Швейцарская  Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:

- предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;

- предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;

- какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.

Если оба проекта  получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос. Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов, например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран