История возникновения международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами. Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности.

Содержание работы

Введение....................................................................................................2
Право древнего мира (до 476 г.)..........................................................3-7
Международное право в средние века (476 г. – 1648 г.).................8-13
Классическое международное право (1648 г. – 1917 г.)................14-20
Современное международное право...............................................21-22
Заключение..............................................................................................23
Список литературы.................................................................................24

Файлы: 1 файл

написанная контрольная работа по междунардному праву Возникновение и развитие международного права.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение....................................................................................................2

Право древнего мира (до 476 г.)..........................................................3-7

Международное право в средние  века (476 г. – 1648 г.).................8-13

Классическое международное право (1648 г. – 1917 г.)................14-20

Современное международное  право...............................................21-22

Заключение..............................................................................................23

Список литературы.................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Международное право  возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т. д., а вследствие реальных общественных процессов. Исторический материал свидетельствует, что даже на самых ранних этапах своего развития первобытные общины и племена не существовали раздельно, а были объединены неписаными родовыми законами. Если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права именно в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности. Данные археологии показывают, что уже в то время союзнические связи племен не сводились лишь к заботе о внешней защите, а включали в себя множество других норм поведения, которые, закрепляясь с течением времени, привели к появлению права в форме обычая.

Если же понятие международное право толковать как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности и безусловно оказывает влияние на этот процесс. Международное право - результат общественной практики. Возникнув как способ осознания людьми своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие государств и народов. В течение всей истории человечества оно не только развивалось вместе со сменой способов производства, но и определенным образом влияло на них.

Именно поэтому международное  право имеет естественно-объективное  значение. Общая предпосылка его  становления - не воля государств, а условия материальной жизни человечества в их историческом развитии, взаимоотношения человека с окружающим миром, общественное разделение труда, возникновение государств и т. д. Как и весь мир общественных идей, международное право - это часть окружающего нас мира и, следовательно, постоянно оказывает обратное воздействие на человека, народы, государства, что является одним из источников человеческого прогресса. Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами. Это в значительной степени предопределяет рамки его международной деятельности, накладывает отпечаток на правосознание.

 

Право древнего мира (до 476 г.).

 

Международное право  стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Взаимоотношения между древними государствами в значительной мере испытывали влияние их общественно-экономической основы - рабовладения.

С возникновением первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними начали складываться различные отношения, получавшие постепенно правовой характер. Сперва эти отношения были эпизодическими, а к концу III - началу II тысячелетия до н.э. они становятся систематическими, облекаясь при этом в юридические нормы.

Основными характерными чертами международного права в  эпоху рабовладельческого строя являлись:

- неразвитость международного  права, межгосударственные отношения отсутствовали в их современном понимании и не занимали существенного места в жизни народов и государств, главными проявлениями международных отношений были торговля и война;

- международные отношения  и регулировавшие их правовые  нормы складывались и поддерживались  в основных центрах международной жизни древности: Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме, Египте;

- в отношениях между  государствами отсутствовало постоянство,  они, как правило, устанавливались  и поддерживались в связи с  текущей потребностью и носили непродолжительный характер;

- преобладание обычных норм над договорными, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений;

- отношения между государствами  строились исключительно с позиции  силы, война была основным средством  внешней политики древних государств  и определяла характер международных отношений - неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговли.

Одним из наиболее древних  межгосударственных правовых актов, дошедших до наших дней, считается договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма около 3100 г. до н.э., который, в частности, подтверждал существовавшую между указанными городами границу, предусматривал мирное разрешение возникающих споров путем арбитражной процедуры, устанавливал своеобразный механизм гарантий исполнения договоров посредством клятв и обращения к богам.

В последующем количество договоров становится все более  значительным. При этом наряду с союзными договорами и соглашениями о взаимной военной помощи наблюдается рост числа договоров, регулировавших обмен территориями, статус государственных границ, пограничных крепостей и населенных пунктов, распространение нейтралитета, раздел военных трофеев выдачу лиц, правила осуществления торговли (например, договор, заключенный около 1300 г. до н.э. между царем Хаттушилем и египетским фараоном Рамсесом II, договор 671 г. до н.э. между Ассирией и Тиром и др.).

Международные нормы, применявшиеся  между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный  и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны, заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров, обмена послами, установления правового режима иностранцев, образования межгосударственных союзов.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И. И. Лукашук1, в древнеиндийской Артхашастре (IV—III вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать».

В то же время и в  эпоху рабовладельческого строя  предпринимались первые попытки упорядочить ведение войны, подчинить ее общим правилам и нормам. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправедливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начинаться с предварительного уведомления.

Нормы войны в Индии  во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э. уже содержали  попытки упорядочить в виде закона и гуманизировать ведение войны. Так, в законах Ману подчеркивалось, что война является крайним средством разрешения споров, когда исчерпаны все мирные возможности. В отношении ведения военных действий и применения оружия в законах Ману существовали многочисленные ограничения. Считалось недопустимым убивать стариков, детей и женщин, а также парламентеров и сдавшихся в плен. Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения.

Древние индусы различали  репрессалии и собственно войну. Началу ее должно было предшествовать предъявление ультиматума. Только после этого следовало официальное объявление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных дипломатических отношений, но не исключало обмена специальными миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права «дружественной защиты». Торговля с ними и другие формы сношений рассматривались как враждебный акт. Подданных противной стороны, поскольку они оказывались лишенными правовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их имущество могло быть конфисковано, а дома разрушены.

Законы Египта и Индии  также запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для древних государств, расположенных на территории современного Китая.

Что касается права войны, Ю. Я. Баскин и Д. И. Фельдман обращают внимание, что древние греки уже различали нейтралитет (мог иметь место только во время войны и касался внешних отношений) и невмешательство (могло иметь место как во время войны, так и в мирное время).

Религиозная окраска  права войны была распространена в Древнем Риме. Ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима, и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Зарождавшийся институт права международных договоров  имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев  в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. В отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время войны. Так начинает складываться право защиты иностранцев.

В Древнем мире существовала практика создания различного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников, так и потребностей военно-политического сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторонами. Более развитой формой союзов государств были симмахии, близкие к союзному государству и создававшиеся, в основном, для решения военных задач. Симмахии нередко самостоятельно заключали международные договоры (Беотийский союз). Симмахии также играли роль третейского суда и рассматривали споры между государствами, входившими в такой союз.

Что касается режима отдельных  территорий и пространств, то в Древнем  мире нередко практиковались нейтрализация  и демилитаризация территорий, в первую очередь, принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без его согласия. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.

Следует подчеркнуть, что  в целом значительное влияние  на содержание международно-правовых норм Древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название «право народов» (jus gentium), которое сочетало нормы гражданско-правового характера и международно-правовые нормы. Так, защита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.

Таким образом, нормативное  регулирование межгосударственных отношений в период рабовладельческого строя характеризовалось неустойчивостью и враждебностью. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Вместе с тем были выработаны формы нормативного регулирования — обычаи и договоры, которые имели огромное значение для развития международного права.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н.э. К этому времени Рим вобрал в себя все "новорожденные" институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. это был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя вступал условно в силу немедленно, подлежал ратификации. Период зарождения международного права плавно переходит в следующий, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международное право 

в средние  века (476 г. – 1648 г.)

Информация о работе История возникновения международного права