История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.
В трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Историко – правовые особенности Древней Спарты……………………..5
1.1 Законы Ликурга……………………………………………………………...6
1.2 Вопросы воспитания…………………………………………………….…..7
1.3 Рабовладение…………………………………………………………………9
1.4 Государственный строй…………………………………………………….11
2. Особенности общественного и государственного строя Спарты……….15
3. Право Древней Спарты…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

право Древней спарты.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от прочих рабов Греции илоты были коренным населением своей  страны. Земля, которую они обрабатывали, была некогда их землей, жили они  в своих домах, в своих старинных  поселках. Управлялись своими людьми.

Илотов в Спарте было около 200 тысяч, в несколько раз больше числа  спартиатов. Но каждый раз поднятое ими восстание терпело неудачу. Тем не менее Спарта постоянно  чувствовала грозящую ей опасность.

 

 

 

 

 

    1. Государственный строй

 

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой.

От первобытнообщинной эпохи здесь  уцелели народное собрание, совет  старейшин и, как уже говорилось, два царя (точнее, два вождя).

Первый из этих органов - народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов для избрания могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

Голосование в собрании было примитивным: граждане расходились  в разные стороны, после чего на глаз определяли большинство. Избрание должностных  лиц производилось криком: за кого громче кричали, тот и считался избранным.

Апелла   -   народное   собрание   полноправных   граждан-спартиатов.

Первоначально функции апеллы были широки. Ей  принадлежало  право  принимать и отвергать  законы, решать вопросы войны и  мира,  а  также  решать  наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти  апеллы  второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор  должностных  лиц.  Прежние широкие полномочия апеллы были сильно  ограничены.  Члены  апеллы  не  имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания  какие- либо вопросы, а должны были  только  выражать  свое  отношение  к  вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это  обычно  выражали  криком или,  в  спорных  случаях,  расступались  по сторонам, и большинство определялось  геронтами  на  глаз.  Этот  способ  голосования  указывает  на большую  древность  существования  апеллы;  он  восходит,  вероятно,  еще  к племенным собраниям дорийцев.

Так как в  апелле не происходило обсуждения вопросов и  от  граждан,  а такой требовалось только  высказать свое  мнение  путем голосования,  а   такой архаический способ  голосования допускал  злоупотребления,   то   герусия, конечно,  могла проводить любые решения.  Если   большинство   спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления,  то  герусия  имела право,  во  второй  ретре,  распустить  собрание.   Таким   образом,   после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла  перестала  играть активную роль  в  жизни  спартанского  государства  и  превратилась  лишь  в совещательный орган при герусии.

Подобное положение  апеллы позволило   ей  просуществовать  в  условиях рабовладельческого государства  долгое время, хотя в сущности  она   являлась архаизмом. Сохранение столь  древнего органа, создавало видимость  демократии и позволяло сплотить спартиатов.

Эфорат  -  должностная  коллегия  эфоров,  состоявшая  из  5  человек, ежегодно переизбираемая из состава  всей  общины  спартиатов.  Первоначально  эфорат был учрежден для ограничения власти  царей  и  их влияния  на  государственные  дела.   Согласно преданию,  раз  в  8  лет  эфоры  проводили  ночь  вне  дома, наблюдая за небом. Если  в  эту  ночь  они  не  видели  звезду,  падающую  в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит  смещению, как не соблюдающий данной им клятвы.

Важной  функцией  эфоров   стал   полицейский   надзор   за   охраной установленной  конституции, в связи с чем  и гражданский суд  был  передан  из герусии эфорам.

Во время  войны два члена коллегии эфоров  участвовали  в  походах  для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они  не  имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли  судить  царей.

Система спартанского  воспитания  подлежала  теперь  контролю  эфоров.

Эфоры же имели  право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и  право контроля  за  распределением  военной   добычи,   установление   налогов   и проведение военного набора.

Особенно  важным  были  функции  эфоров  по  контролю  за  илотами  и периэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками  они получали право уголовного суда.

Имея право  немедленно  наказывать  любого  гражданина,  преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали  суду  и  оставались  бесконтрольными.

Таким образом, коллегия  эфоров  стала  постепенно  самым  влиятельным

государственным органом.

В управлении государством принимали участие цари и герусия -  два аристократических института  власти.  Но  по  причине  уравновешивания  друг друга, все три института власти  создавали особый,  присущий  Спарте,  тип управления - олигархическую республику.

В темной избе, стоявшей на самой площади, наглухо запиралось несколько человек. Они должны были отмечать по порядку силу крика. По окончании "голосования" эти наблюдения сопоставлялись с порядковыми номерами баллотировавшихся. Аристотель, проводя сравнение этого способа с обычным для Афин поднятием рук, называет спартанские выборы "детскими".

Совет старейшин, или  герусия, состоял из. 28 членов-геронтов, избиравшихся в собрании. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронтом можно было сделаться не ранее чем по достижении 60-летнего возраста.

Герусия рассматривала  и подготовляла законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам.

Цари были членами  герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Функции  царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С  течением времени в Спарте появилась  и приобрела решающее влияние  на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год.

Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин и предлагали им вопросы для обсуждения. Они  руководили всей внутренней и внешней  политикой. Они следили за неуклонным исполнением законов. Они могли предавать суду не только граждан, но и должностных лиц. Судебные тяжбы по гражданским делам были их непосредственной компетенцией (с этого, между прочим, началась сама история эфората). Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности общественного и государственного строя Спарты.

 

 

Особенности общественного  и государственного строя Спарты заключались в следующем

а) живя в окружении  численно превосходящей, остро враждебной массы илотов, спартанцы вынуждены  были. превратить свой город в постоянно действующий военный лагерь. Власть в лагере должна была принадлежать немногим;

б) той же опасностью было вызвано упорное стремление спартанской  общины предотвратить возникновение  имущественного неравенства (а значит, и несогласий);

в) земледельческий характер общины и примитивность ее внутреннего  устройства препятствовали до известного времени появлению той социальной силы, которая могла бы взять на себя переустройство общества и государства на демократических началах и ускорить ликвидацию остатков первобытнообщинного строя (как это было в Афинах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Право Древней Спарты

 

 

Основным источником права Спарты был обычай. О законах  народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех  или других нормах гражданского и  уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах.

Всей совокупностью  гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу. Равенство спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.

Сохранение  сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Спартанцы надеялись, что «воин не покинет своего товарища по столу».

В Спарте в VI - V вв. до н. э. не существовало частной  собственности на землю в том  виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.

Отдельным гражданам  с момента их рождения государство  предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие же оставались на участке и продолжали хозяйничать.

Купля-продажа  земли, равно как дарение, считались  незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажа земли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.

Семья и брак в Спарте носили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. «парный брак». В Спарте само государство регулировало брачные  отношения. В целях получения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждый спартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органы государственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднее вступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.

Многие обычаи семейной жизни также восходили  к первобытнообщинному строю. Ярким  примером этого может служить  обряд заключения брака путем  похищения девушки-невесты. «Невест  брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших».

Семья в Спарте была моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для  жены - пережитки группового брака. Семья в Спарте как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала еще более раннюю ступень - брак групповой. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьев могли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним

Таким образом, право древней Спарты основывалось прежде всего на интересах государства

 

Заключение

 

 

В заключении можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.

1. Процессу  сложения  спартанского  государства   предшествовал  период завоевания территорий, которые к  приходу  дорийцев-спартиатов  были довольно плотно заселены.

2. В связи  с тем, что сложение спартанского  государства  происходило   в условиях   завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство,  полностью  подчиненное  целям  захвата  новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.

3. Расширение  территорий  спартанского  государства   за  счет  Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов -  клеров.

Такая система  землевладения и эксплуатация порабощенного  населения - илотов стали основой на которой сформировалась  социально  классовая структура спартанского общества.

4. Важную социально - экономическую  роль  в  истории  Спарты,  сыграли реформы  царя  Ликурга. Преобразования  проведенные,   по преданию Ликургом,  в  государственном  аппарате,  создали  довольно сбалансированную систему, которая была направлена на подавление  сопротивления илотов.

Значение Спарты в истории значительно меньше, чем Афин. Если афинская демократия была для своего времени прогрессивным  явлением, так как она сделала  возможным высокое развитие, расцвет  греческой культуры, то Спарта в  области культуры не дала ничего, достойного упоминания. Она во всем себя проявляла как государств реакционное и отсталое, как оплот консервативной рабовладельческой аристократии. В древности Спарта славилась только великолепным для своей эпохи войском, да жесточайшим террором в отношении рабов- илотов, которых она старалась держать в вечном страхе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

 

  1. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. И. Батыра. М., 2001. 496 с.
  2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М., 2001. 744 с.
  3. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.
  4. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до  н.э.  -  Ленинград,  Наука,  1957. - 440 с.
  5. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. М.,1998. Т. 1. 512 с.
  6. Печатнова Л.Г. Политические структуры древней Спарты. Учебно-методическое пособие по спецкурсу/Под редакцией Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2006 г.
  7. стория государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. М., 1999. Т. 1. 480 с.
  8. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 2000. 576 с.

Информация о работе История государства и права