История Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 04:18, реферат

Описание работы

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Файлы: 1 файл

История Европейского союза.docx

— 37.12 Кб (Скачать файл)

История Европейского союза

 

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

 

Первый этап Европейской интеграции

 

Европейское объединение угля и стали

Европейское объединение угля и стали — ЕОУС (European Coal and Steel Community — ECSC) — государственно-монополистическая организация стран Западной Европы, создание которой положило начало процессу европейской интеграции и формированию наднациональных объединений - так называемых Европейских сообществ (кроме ЕОУС, к ним относились Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии).

Создание ЕОУС было предпринято для стимулирования развития послевоенной экономики стран-участниц объединения, экономической и политической реконструкции Западной Европы, недопущения возрождения прежних антагонистических противоречий на континенте, интеграции Германии (или её части) в западный блок, противодействия политическому и экономическому влиянию СССР.

Европейское объединение угля и стали было образовано на основе договора, подписанного в Париже 18 апреля 1951 г. Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и ФРГ на 50 лет и вступившего в силу 25 июля 1952 г. С 1 января 1973 г. в ЕОУС вошли Великобритания, Дания и Ирландия; с 1 января 1981 г. — Греция. Уже в 1975 году ЕОУС контролировало около 90% выплавки стали, почти 100% добычи угля и 50% добычи железной руды в Западной Европе.

Прекратило существование 23 июня 2002 г. в связи с истечением срока действия договора.

Интеграционные процессы в послевоенной Европе

Процессу интеграции послевоенной Европы мешали неравномерность политического и экономического развития различных стран, недоверие в отношении Германии, а также англо-французское соперничество за лидерство в объединённой Европе.

Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учреждённая в 1948 г. участниками плана Маршалла. Она, однако, располагала лишь координационными функциями.

В 1949 г. была создана первая европейская политическая организация - Совет Европы, однако его решения носили лишь рекомендательный характер, а деятельность СЕ была затруднена развернувшейся холодной войной.

В 1950 году был выдвинут проект создания европейской наднациональной военной организации - Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) - наряду с Европейским политическим сообществом. Парижский договор о создании ЕОС был подписан министрами иностранных дел Бельгии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Франции и ФРГ. Этот договор, однако, в августе 1954 г. был отвергнут французским парламентом.

Гораздо больший успех имела интеграция Западной Европы в экономической области. Её идейным отцом стал французский экономист Жан Монне, генеральный комиссар по вопросам планирования, который подготовил доклад, лёгший в основу так называемой декларации Шумана.

Декларация Шумана и учреждение ЕОУС

9 мая 1950 г. министр иностранных  дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов

В результате последовавших межправительственных переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет.

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий рынок угля, железной руды, железного лома, стали, чугуна и специальных сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

Уже к 1955 г. добыча угля в государствах-членах выросла до 250 млн тонн, а производства стали — до 60 млн тонн в год.

Институты ЕОУС

В рамках ЕОУС впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета.

Основные органы:

Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать указаниям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.

Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС. Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

В соответствии с Договором слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Высший руководящий орган и Совет министров ЕОУС, а также Комиссию и Совет Евратома сменили Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС. Институты трёх европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) таким образом слились воедино. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Евросоюза.

Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило свое существование в связи с истечением Договора о его создании, заключенного на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.

 

Второй этап европейской интеграции

 

В период 60-70 гг. продолжался и развивался процесс западноевропейской интеграции.

Экономический кризис в Западной Европе, кризис международной бреттонвудской системы затормозили процесс западноевропейской интеграции, но не остановили его. Резкое повышение цен на нефть в 1973 г. повлекло за собой экономический спад в Западной Европе. Однако заставило членов европейского сообщества искать альтернативные энергоресурсы, переходить на энергосберегающие технологии.

Расширение ЕС

Участники интеграционного процесса продолжали проведение курса на его углубление и расширение географических рамок. После вступления в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Великобритании, Ирландии и Дании (с 1 января 1973 г.)оно включало 9 членов.

В 1975 г. заявку на присоединение к ЕЭС подала Греция, в 1977 г. – Португалия и Испания. Все три страны встали на путь демократического развития: Португалия после "революции гвоздик" в апреле 1974 г., Греция после падения диктаторского режима "черных полковников" в июле 1974 г., Испания после смерти Франко (в ноябре 1975) и демократизации политического режима в стране.

Переговоры о вступлении в ЕЭС Португалии и Испании были достаточно напряженными, ибо Франция и Италия не без оснований опасались конкуренции стран Иберийского полуострова в торговле овощами, фруктами, вином.

Греция стала полноправным членом Сообщества 1 января 1981 г., Португалия и Испания были приняты в ЕЭС в марте 1985 г. Тем самым ЕЭС усиливало свой политический вес и более активно вовлекалось Выравнивания уровней социально-экономического развития членов ЕЭС привело к росту расходов Сообщества, что потребовало дополнительных финансовых средств, полученных за счет повышения сборов в бюджет ЕЭС.

 

Финансово-экономическая сфера

Лейбористское правительство Великобритании в 1974 потребовало уменьшения взносов в бюджет, а также реформы общей аграрной политики Сообщества и создания Европейского фонда регионального развития, который мог бы компенсировать британские убытки от участия в общей сельскохозяйственной политике ЕЭС.

В результате была подписана Первая Ломейская конвенция (февраль 1975), которая распространила на страны Содружества привилегии, предоставленные большой группе развивающихся стран. В том же году был создан Европейский фонд регионального развития. Наконец, в марте 1975 г. был урегулирован вопрос о британском взносе в бюджет Сообщества. Члены ЕЭС пошли на создание "корректирующего механизма", позволявшего Великобритании в течение семи лет получать возмещение ее взноса в бюджет Сообщества.

Трудности в сфере экономики и финансов потребовали мер по стабилизации валютно-кредитной сферы и более тесной координации действий участников Сообщества.

В 1979 г. руководящие органы ЕЭС приняли решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС). Она включала четыре основных элемента:

Европейскую валютную единицу (экю),

механизм валютного обмена,

общие кредитные условия,

механизм трансфертов.

Основной целью ЕВС должно было стать формирование "европейской зоны валютной стабильности". уменьшение инфляции, повышение темпов экономического развития, росту занятости в странах ЕЭС.

Новая европейская валютная единица экю не была привязана к доллару США. Ее стоимость определялась по определенной формуле на базе "корзины валют" стран-участниц ЕВС. При этом учитывалась доля валового национального продукта и внешнеторгового оборота отдельных стран. Главное преимущество экю состояло в том, что ее стоимость представляла некую среднюю величину и поэтому была меньше подвержена конъюнктурным колебаниям.

Европейская валютная система доказала стабильность, хотя Сообществу не удалось преодолеть различия в экономической политике своих участников.

Институциализация

В 1974 г. был учрежден Европейский совет на уровне глав государств и правительств. В том же году он принял две принципиальные рекомендации: об избрании Европарламента всеобщим голосованием и об учреждении Политического союза. Первые такие выборы состоялись в июне 1979 г. Европарламент получил дополнительную легитимность, были созданы предпосылки для расширения его полномочий.

Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности. На сессии Европейского совета в Милане в июне 1985 г. Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики. Высшие государственные руководители Федеративной Республики Германии и Французской Республики заявили о своем стремлении «построить союз Европы» даже в случае, если их действия поддержат не все члены Сообщества. Таким образом, были заложены предпосылки для придания европейской интеграции политического измерения. Расширение и углубление процесса интеграции в 70-80гг. заложило предпосылки для подписания Единого европейского акта 1985 г.

 

Третий этап Европейской интеграции

 

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

Экономический и валютный союз (ЭВС),

Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),

Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ

создания "пространства свободы, безопасности и правопорядка"

координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Информация о работе История Европейского союза