Источники, субъекты и объекты международного космического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 22:20, доклад

Описание работы

Само содержание нормы международного космического права показывает, какое поведение субъектов данной отрасли является допустимым и возможным, а также предписывает обязанности участников космических правовых отношений. А так же является источником космического права

Файлы: 1 файл

Маркетинг.МКП.Ист.Суб.Об..docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Предмет: Маркетинг.

 

 

 

 

Тема: Источники, субъекты и объекты международного космического права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники, субъекты и объекты Международного космического права.

 

1.Понятие нормы международного космического права

В переводе с латинского "норма" означает правило, руководящее начало, образец.

Само содержание нормы международного космического права показывает, какое поведение  субъектов данной отрасли является допустимым и возможным, а также предписывает обязанности участников космических правовых отношений. А так же является источником космического права.

 Тем самым  норма международного космического  права создает правила и необходимый  регламент поведения участников  международных отношений в данной  сфере, то есть выполняет регулирующую  функцию во взаимоотношениях субъектов международного космического права.

2.Субъектом международного космического права, с учетом общих положений международного права, являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, на территории с особым международным режимом

Признаки круга  субъектов отрасли: признание государства  субъектом отрасли не зависит  от его реального участия в  космической деятельности; международные  космические организации принято  считать субъектами отрасли.

Таким образом, нормы  космического права адресованы двум основным группам субъектов —  государствам и созданным ими  организациям. Государства, реально  занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия  и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г.

Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия  этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации  относительно космического объекта  и его экипажа сохраняется  на весь период времени от взлета до возвращения на Землю, включая пролет через воздушное пространство третьих  государств. «Запускающее» государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации (например, по Соглашению о создании МКС каждое европейское государство — член Евросоюза и соответственно — ЕКА), рассматривается как европейский партнер, действующий через свою организацию (ст. 5, 6), имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении в случае аварии и причинения вреда.

3.Раскроем понятие «объекта космического права»

Объект МКП - это  все то, по поводу чего субъекты МКП  вступают в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание  от действий которые не относятся  исключительно к внутренней компетенция государства.

 Т.о конкретными объектами МКП являются:

1)космическое пространство,

2)небесные тела,

3)космонавты,

4)искусственные  космические объекты,

5)наземные компоненты  космических систем,

6)результаты практической  деятельности,

7)космическая деятельность.

 Договорного  понятия "космический объект" пока не выработано. Существует  лишь сложившаяся практика регистрации  искусственных космических объектов  по соответствующей Конвенции  о регистрации. Согласно ей  термин "космический, объект" включает  его составные части, а также  средства его доставки и их  составные части. Необходимо четко  устанавливать временной аспект, т.е. момент, с которого искусственный  объект становится космическим.  Это момент запуска, при этом  даже с момента неудачного  запуска объект считается космическим.  Также объект считается космическим  и после возвращения на землю  как запланированного, так и аварийного.

3.1Не существует также и договорного определения понятия "космическая деятельность". На сегодняшний день таковой считается деятельность человека по исследованию и использованию космического пространства, в т.ч. естественных небесных тел внеземного происхождения. Таким образом, если все подытожить, то становится ясно, что понятие космической деятельности связывается с:

 

1) деятельностью  в космической среде, включая  операции, осуществляемые на Земле  в связи с запуском космического  объекта,

2) его управлением,

3) возвращением  на Землю. 

 

Сотрудничество  государств в освоении космоса Исключительная роль международного сотрудничества в  области космических исследований и их практического применения требует  четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного  сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный  МП полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием  космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему  развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили  в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях  этого договора, и это дает основание  отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов МКП.

 Таким образом.  Договор по космосу 1967 года  закрепил принцип сотрудничества  государств как один из общих  принципов, основных начал МКП.  Целый ряд положений договора  по космосу вытекает из принципа  сотрудничества и детализирует  его. К примеру, обязанность  учитывать соответствующие интересы  всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д. В РАМКАХ ООН

 

4.Космическое право представляет собой новую область международного права, порожденную научно-техническим прогрессом. Ее основной задачей является регулирование отношений между государствами, возникающих в результате их деятельности в космическом пространстве.

Принципы международного права, обязательны для взаимоотношений  между государствами независимо от того, где совершается их деятельность: в открытом море, в воздушном пространстве или в космосе.

Развитие космического права  протекает от общего к частному: от общих принципов исследования и использования космического пространства к нормам, регулирующим отдельные виды или объекты деятельности.

 

Источники международного космического права

Единственным способом создания норм международного космического права является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. При этом они выражают согласие на юридическую обязательность таких правил поведения. Следует отметить, что любое правило поведения субъектов международного космического права, даже если оно не обладает качеством юридической обязательности, основывается на соглашении этих субъектов.

Соглашение субъектов  международного космического права  относительно норм данной отрасли может  быть явно выраженным или молчаливым (отсутствие возражений или протестов).

В первом случае соглашение называется договором, а во втором —  обычаем. Соответственно и нормы, содержащиеся в договорах, являются договорными нормами, а нормы, содержащиеся в обычаях, — обычными (обычно-правовыми).

Договор. Международный договор (соглашение) заключается между субъектами международного космического права в письменной форме и содержит четкие, конкретные формулировки норм международного космического права. Заключая договор, субъекты международного права преследуют цель создания международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними.

В зависимости от круга участников договоры могут  быть универсальными и с ограниченным числом участников (двусторонние, региональные).

Все нормы, содержащиеся в договоре, являются юридическими обязательными для участников договора, и их нарушение влечет международно-правовую ответственность.

Договор налагает на государства ряд обязательств:

  • № 61607; содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса;
  • № 61607; осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
  • № 61607; незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов;
  • № 61607; нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;
  • № 61607; учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;
  • № 61607; проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями.

Договор запрещает:  

  1. провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и осуществлять их национальное присвоение или оккупацию;   
  2. выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
  3. использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;
  4. присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.

 

Обычай. Процесс создания обычной нормы является сложным. В п. 1 "b" ст. 38 Статута Международного Суда ООН обычай определяется как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного космического права, может стать такое правило поведения субъектов международного космического права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий.

В качестве примера  можно привести образование связанной с запуском СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году обычной нормы международного права, в соответствии с которой государства стали обладать свободой исследования и использования космического пространства. Уже впоследствии данная обычная норма становится договорной, поскольку она при принятии Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года находит свое закрепление в ст. I данного Договора.

Мы можем говорить также о том, что на настоящий  момент при отсутствии договорной нормы сформировалась обычная норма, устанавливающая границу между воздушным и космическим пространствами на высоте около 100—110 км над уровнем моря.

С возникновением правила  поведения процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами в качестве правовой нормы того или иного правила превращает его в международно-правовой обычай (opinio juris vel necessitatis).

Обычные нормы имеют  такую же юридическую силу, что  и договорные нормы.

 

Космическое право имеет  следующие особенности:

  • только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком; космос практически безграничен;
  • в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования;
  • космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных.
  • К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств-ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность;
  • в результатах космической деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств;
  • запуск космических аппаратов и их возвращение на Землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря; космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

В основе международного космического права, так же как и современного общего международного права, лежит идея мира и мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими и политическими системами. Принципы и нормы современного общего международного права в целом и международного космического права как его отрасли имеют общедемократический характер.

Информация о работе Источники, субъекты и объекты международного космического права