Источники международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Под источниками международного права в формальном (юридическом) смысле принято понимать определенные формы закрепления международно-правовых норм – формы, в которых воплощаются результаты соответствующего согласования государственных воль, направленного на формирование правовых норм.

Содержание работы

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………………………….3
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………….4
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ КАК ОСНОВНОЙ
ИСТОЧНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………….6
4. АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………….8
5. РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ И
АРБИТРАЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………………...13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………15

Файлы: 1 файл

КР Межд.право.docx

— 36.38 Кб (Скачать файл)

Источником нормообразования служат постоянные международные форумы. Участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Так, в июне 1990 г. принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. Выражено, в частности, пожелание приступить к сравнительному изучению законодательства, административных правил и судебной практики, а также государственных институтов стран-участниц.

В мире действует немало международных специализированных организаций. Их задача – содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни на основе единых принципов и норм. Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений.

В последние  годы представления о существовании  некоего «мягкого» права все  чаще находят свое отражение в  специальной литературе. Оно привлекает внимание не только теоретиков международного права, но и служит поводом для  высказываний дипломатов, занятых активной работой по реализации внешней политики своих государств.

Речь  идет о неких промежуточных нормах, напоминающих нормы международного права, но не обладающих всеми их качествами. Одни ученые относят такие нормы  к политическим нормам рекомендательного  характера. Другие – обращают внимание на серьезные обязательства морально-политического характера, которые берут на себя государства, формулирующие соответствующие положения. В юридической литературе обращается внимание на учреждение в некоторых случаях в рамках отдельных международных организаций специальных механизмов по контролю за соблюдением таких норм. В качестве примера норм «мягкого» международного права можно указать на положения Заключительного акта СБСЕ, они выступают в качестве юридического факта, который ведет к появлению прав и обязанностей, уже установленных другими источниками международного права, или же являются одним из элементов согласования воль государств, которое приводит в итоге к формированию такого источника.

В то же время односторонние акты в строгом  смысле этого термина, такие как  обещание, признание, отказ от прав, правомочий, претензий, ведут к созданию обязательств для государств, совершающих их, и права для государств, которым они адресованы, т.е. являются источником прав и обязательств по международному праву. Односторонний акт протеста также вызывает самостоятельные международно-правовые последствия в виде подтверждения прав протестующего государства и недопущения их утери. Поэтому некоторые ученые относят такие акты к источникам международного права.

Несмотря  на важное значение, которое имеют  односторонние акты государств в современном международном праве, их все же нельзя отнести к источникам международного права в общепринятом значении этого термина. В процессе создания односторонними актами прав и обязательств отсутствует такой необходимый для установления источника международного права элемент, как согласование воль государств. Кроме того, нельзя с полной уверенностью утверждать, что посредством односторонних актов государств создаются нормы международного права, поскольку последние содержат общеобязательные правила поведения, а односторонний акт создает новые обязательства только для одного государства – его автора.

Закрепившиеся в доктрине международного права  определения терминов «источник  международного права», «норма международного права» не позволяют включить односторонние  акты государств в число источников международного права. Однако это нисколько не снижает их юридической значимости в системе международно-правового регулирования по сравнению с общепризнанными источниками. Нельзя подвергать сомнению тот факт, что односторонние акты государств являются источником прав и обязательств по международному праву.

Посредством одностороннего акта обещания государство  берет на себя новые обязательства  в отношении других субъектов  международного права. Односторонние обещания могут касаться самых разнообразных аспектов межгосударственного сотрудничества: от визовых вопросов до обязательств в области разоружения. Для того чтобы одностороннее обещание могло вызвать последствия по международному праву, необходимо, чтобы на то было намерение государства, совершающего такой акт. Для установления такого намерения необходимо учитывать сам текст заявления, четкость формулировок, используемых в нем, а также условия, при которых оно было сделано.

Односторонний акт признания выражает намерение  рассматривать определенную ситуацию, изменения в международном правопорядке, претензию как соответствующие  международному праву. В зависимости  от объекта признания и условий  его предоставления могут различаться  международно-правовые последствия  этого акта. Единым общим последствием для всех актов признания выступает  возникающее для автора такого акта обязательство не оспаривать законность того, что было им признано ранее.

С помощью  одностороннего акта отказа государство  может отказаться от определенных прав, правомочий или претензий. При этом должно быть ясно продемонстрировано, что государство, совершающее акт  отказа, намерено своим односторонним  актом потерять права или другим образом ограничить свою свободу  действий. Существует общая норма  международного права, которая не допускает  возможность презумпции отказа.

Наиболее  распространенным средством защиты государством своих прав является односторонний  акт протеста. С помощью протеста государства подтверждают свои права, исключают всякую возможность толкования поведения государства как молчаливого  согласия и побуждают нарушителей  к прекращению или недопущению  нарушений своих прав. В некоторых  обстоятельствах протест является необходимым для недопущения  утраты права. Если государству становится известно об акте, нарушающем его права, и при этом оно не заявляет протест, такое поведение может быть расценено как отказ от таких прав. Необходимо отметить важную роль, которую играет акт протеста в формировании международного обычая. Протест может препятствовать появлению обычая, а в случае его появления этот акт способен не допустить применение обычной нормы в отношении протестующего государства.

Итак, при  определении прав и обязательств государств необходимо учитывать не только общепризнанные источники международного права, но и односторонние акты государств. Они хоть и не охватываются понятием «источники международного права» в  общепринятом значении этого термина, но могут являться источником прав и обязательств по международному праву, которые подлежат соблюдению на основании  принципа добросовестности и нарушение  которых может привести к возникновению  международной ответственности  для государства-автора.

  1. РЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДЕБНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Разработчики  Статута Международного Суда ООН  призывают относиться к судебным решениям как к сугубо правоприменительному инструменту. В ст. 59 Статута говорится о том, что судебные решения обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решения международных судов оказывают существенное влияние на правоприменительную практику, и на весь процесс прогрессивного развития международного права. Более того, мнение Международного Суда ООН, выраженное в решениях по конкретным делам, рассматриваемых им, и в консультативных заключениях, выносимых по запросам компетентных международных инстанций, в должной мере учитывается как в работе правотворческих органов ООН, так и в работе регулярно созываемых международных кодифицирующих конференций всемирного масштаба. Поэтому не следует соглашаться с тем, что судебные решения являются непосредственными источниками международного права. Это относится к решениям международных судов. Тем более, этот же подход применим и к решениям национальных судов. Словом, судебные решения должны рассматриваться в качестве важных вспомогательных средств для определения (распознания) правовых норм, воплощаемых в формируемых международно-правовых обычаях и в разрабатываемых международных договорах.

Доктрина  международного права, научные труды  юристов – международников разных стран, вне всякого сомнения, играют важную роль в процессе как правотворческой, так и правоприменительной деятельности на международной арене, но они никак не могут включаться в общий перечень источников современного международного права.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Венская Конвенция о праве  международных договоров 1959г. Международное право в документах/ составитель Блатова Н.Т. и Мелков Г.М. – М. – 2000г. 
  2. Закон о порядке заключения, исполнения и десонации международных договоров 1978 г. Международное право в документах/ составитель Блатова Н.Т. и Мелков Г.М. – М. – 2000г. 
  3. Устав Организации объединенных наций. Международное право в документах/ составитель Блатова Н.Т. и Мелков Г.М. – М. – 2000г. 
  4. Ашавский Б.М. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011.
  5. Беляев Н.Г. Международное право: учеб. для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция». – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002.
  6. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001г.
  7. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве/ Г.М. Даниленко. – М.: Наука, 1988.
  8. Каламкарян Р.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств/отв. ред. В.И. Менжинский. – M.: Наука, 1984.
  9. Саидов А.Х. Международное право в схемах и определениях: Учебное пособие / отв. ред. И.И. Лукашук. – М.: Юристъ, 2004г.

 

 

 


Информация о работе Источники международного права