Государство как субъект международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Для российского законодательства характерно отрицательное отношение к выступлениям государства в качестве непосредственного субъекта внешнеторговых сделок. Эта возможность у государства имеется, но она должна быть ограничена, поскольку любой такой случай может повлечь за собой возникновение общей ответственности государства. В ст. 11 Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 г. предусмотрено, что государство - Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования - осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

Содержание работы

1. Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом

2. Иммунитет государства: понятие, виды. Иммунитет собственности государства

3. Доктрины абсолютного, функционального и ограниченного иммунитета государства

Задача

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государство как субъект международного частного права.docx

— 31.57 Кб (Скачать файл)

 

 Во многих государствах  иммунитет российского государства  и его собственности будет  признаваться в ограниченных  пределах. Такой вывод следует  сделать на основе следующих  данных: в ряде государств были  приняты законы, ограничивающие  иммунитет государства, - в США,  Великобритании, Австралии, Аргентине,  Канаде, Пакистане, Сингапуре, Южно-Африканской  Республике. Как уже отмечалось  выше, в Законе США 1976 г. был  закреплен переход от позиции  признания абсолютного иммунитета  к позиции признания так называемого  функционального иммунитета.

 

 В ФРГ, Франции, Италии, Греции, Дании, Финляндии, Норвегии  и других странах из концепции  ограниченного иммунитета исходит  судебная практика.

 

 Ряд европейских стран  - Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария  - заключили в 1972 г. Европейскую  конвенцию об иммунитете государства,  согласно которой иммунитет не  признается как в случаях, исходящих  из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось  от иммунитета или же само  предъявило иск); так и в случаях,  когда спор возник в связи  с коммерческой или иной аналогичной  деятельностью иностранного государства  на территории государства, где  происходит судебное разбирательство.  Генеральная ассамблея ООН приняла  Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах  государств и их собственности,  которая учитывает теорию ограниченного  иммунитета.

 

 Комплексный характер  сложных проблем, возникающих  на практике при решении вопросов  предоставления иммунитета, с одной  стороны, и необходимость четко  определить отказ государства  от иммунитета и пределов действия  такого отказа - с другой, можно  проиллюстрировать на примере  рассмотрения в судах ряда  стран исков швейцарской фирмы  "Нога" к российскому государству.

 

 Швейцарская корпорация "Нога" заключила 29 января 1992 г.  кредитное соглашение с Правительством  РСФСР в лице действовавших  в то время Министерства сельского  хозяйства и Министерства экономики  и финансов. В тот же день  было подписано гарантийное письмо. В соответствии с этим соглашением  компания "Нога" открыла кредитную  линию российскому правительству  на общую сумму 1 млрд. 426 млн.  долларов США. Россия должна  была расплачиваться поставками  нефти, мазута и газа через  своих уполномоченных экспортеров  по специальному графику.

 

 В ходе исполнения  соглашения между партнерами  возникли разногласия, которые  не удалось разрешить мирным  путем. Начиная с 1993 г. компания "Нога" предъявила ряд исков  в судах различных стран. В  результате по решению суда  Люксембурга в качестве обеспечительной  меры были наложены аресты  на вклады Банка России в  Швейцарии и Люксембурге. Впоследствии  компания "Нога" обратилась с  иском в Арбитражный институт  при Стокгольмской торговой палате, как это предусматривала арбитражная  оговорка в кредитном соглашении. На основании принятых в 1997 г. решений этого третейского  суда (см. гл. 19) она добилась наложения  ареста на банковский счет  посольства Российской Федерации  во Франции. Французский суд,  рассматривавший это ходатайство,  пришел к выводу, что банковский  счет посольства пользуется иммунитетом  от исполнительных действий на  основании ст. 25 Венской конвенции  о дипломатических сношениях  1961 г. Согласно этой статье  государство пребывания обязано  предоставлять все возможности  для выполнения функций дипломатического  представительства. Суд исходил  из того, что иммунитет банковского  счета посольства является составной  частью иммунитета дипломатического  представительства. Арест банковского  счета посольства препятствует  выполнению задач дипломатического  представительства.

 

 В порядке принудительного  исполнения были наложены аресты  на счета других представительств  России во Франции, а также  во французском порту на российское  парусное судно "Седов", которое  прибыло во Францию по приглашению  французского правительства для  участия в спортивных соревнованиях  в честь Дня Бастилии.

 

 В дальнейшем иски  предъявлялись в отношении ввезенных  во Францию (в ле Бурже) и  в Англию самолетов для демонстрации  на авиасалонах, картин в Италии  и др.

 

 В отношении иммунитета  российского государства следует  обратить внимание на то, что  современная практика заключения  российским государством крупных  кредитных соглашений, долговременных  концессионных и инвестиционных  соглашений идет по пути включения  в них условий, предусматривающих  прямое согласие на рассмотрение  споров в иностранном суде  или в порядке арбитражного  разбирательства в третейском  суде без использования ссылки  на иммунитет государства.

 

 В ряд заключенных  российским государством и его  органами контрактов с иностранными  юридическими лицами и иностранными  государствами было включено  согласие российской стороны  на отказ (или изъятие) от  юрисдикционного иммунитета и  его видов. Эта практика закреплена  в Законе о соглашениях о  разделе продукции 1995 г. (см. гл. 8), в котором впервые было установлено,  что в соглашениях, заключаемых  с иностранными гражданами и  юридическими лицами, может быть  предусмотрен в соответствии  с законодательством Российской  Федерации отказ государства  от судебного иммунитета, иммунитета  в отношении предварительного  обеспечения иска и исполнения  судебного и (или) арбитражного  решения (ст. 23).

 

 В двусторонних соглашениях  о взаимном поощрении и защите  инвестиций, действующих с большим  числом государств, предусмотрен  арбитражный порядок рассмотрения  споров. Это означает, что российское  государство в случае предъявления  к нему иска согласилось на  юрисдикцию международного коммерческого  арбитража при условии, что  такой спор подпадает под действие  международного договора.

 

 Как решается проблема  иммунитета государства и его  собственности в России? Российское  законодательство, так же как  и законодательство стран СНГ,  как правило, исходит из классической  концепции абсолютного иммунитета, традиционно признавая принцип  иммунитета государства во всех  случаях, независимо от характера  действий государства и его  органов.

 

 В российском процессуальном  законодательстве (ГПК РФ и АПК  РФ) имеется существенное расхождение,  касающееся принципа иммунитета. В п. 1 ст. 401 ГПК РФ предусмотрено  следующее: "1. Предъявление в суде  в Российской Федерации иска  к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом".

 

 Таким образом, хотя  в ГПК РФ и содержится отсылка  к возможности иного решения  вопроса (путем отсылки к федеральному  закону), в целом ГПК РФ продолжает  стоять на позициях абсолютного  иммунитета. Иной подход проявлен  в АПК РФ. В п. 1 ст. 251 "Судебный  иммунитет" говорится, что обладает  судебным иммунитетом по отношению  к предъявленному к нему иску  в арбитражном суде "иностранное  государство, выступающее в качестве  носителя власти". Из этого  неизбежно должен следовать вывод  о том, что если государство  выступает не в качестве носителя  власти, иными словами, осуществляет  предпринимательскую, коммерческую  деятельность, то тогда оно иммунитетом  пользоваться не будет. Как  отмечалось в комментариях к  АПК РФ, ст. 251 содержит ограничительную  формулировку в отношении судебного  иммунитета иностранного государства.  Иммунитет предоставляется лишь  при выполнении публичных функций  носителя государственной власти.

 

 

Задача

 

 

13 мая 2002 г. В районе  порта Хельсинки произошло столкновение  польского парома "А" и танкера  "В", принадлежащего Волжскому  речному пароходству. В результате  столкновения оба судна получили  повреждение.

 

 Страховщик парома  направил в Московскую арбитражную  комиссию иск к пароходству  о взыскании убытков, возмещенных  страховщиком владельцу парома "А".

 

 В исковом заявлении  истец попросил арбитражную комиссию  при разрешении дела применить  право Финляндии, поскольку столкновение  судов произошло в ее водах.  В обоснование применения финского  права страховщик согласился  на ст. 1219 ГК РФ, в соответствие  с которой права и обязанности  по обязательствам, возникающим  вследствие причинения вреда  определяются по закону страны, где имело место действие или  иное обязательство, послужившее  основанием для требования о  возмещении вреда. При этом  истец полагал, что названная  им коллизионная норма носит  императивный характер и должна  быть применена арбитражной комиссией  независимо от желания и согласия  сторон.

 

 Пароходство предъявило  встречный иск, указав, что по  данному делу должен быть применен  специальный закон – Кодекс  торгового мореплавания РФ.

 

 Как разрешить данный  спор?

 

 Ответ.

 

 Из условий задачи, видно, что стороны не достигли  соглашения о месте и применяемом  праве к сложившейся ситуации.

 

 Исходя из положений  закрепленных в части 1 статьи 1219 ГК РФ и статьи 420 Кодекса  торгового мореплавания отношения  возникшие между польским паромом  и российским танкером регулируются  законом государства, на территории  которого произошло столкновение, в рассматриваемом случае это  право Финляндии.

 

 Также необходимо отметить, что законодатель в части 5 статьи 13 Арбитражного процессуального  кодекса закрепил, что разделом VI Гражданского кодекса Российской  Федерации регулируется применение  императивных норм.

 

 

Список использованной литературы

 

 

 Конвенция ООН о  юрисдикционных иммунитетах государств  и их собственности. Принята  в г. Нью-Йорке 02.12.2004 Резолюцией 59/38 на 65-ом пленарном заседании  59-ой сессии Генеральной Ассамблеи  ООН. Россия подписала Конвенцию  01.12.2006 (Распоряжение Правительства  РФ от 27.10.2006 № 1487-р).

 

 Конституция Российской  Федерации.

 

 Гражданский кодекс  Российской Федерации, от 26.11.2006 №  146-ФЗ (ред. от 03.06.2006, с изм. от 29.12.2006).

 

 Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 24.07.2002 № 95-ФЗ. (ред. от 27.12.2005, с  изм. от 02.03.2006).

 

 Кодекс торгового мореплавания  Российской Федерации от 30.04.1999 №  81-ФЗ (ред. от 04.12.2006).

 

 Международное частное  право/Под ред. М.М. Богуславского.  Изд. пятое переработ. и доп.. Юристъ, 2005.

 

 Ануфриева Л.П. Международное  частное право: В 3-х т. Учебник.  – М.: Издательство БЕК, 2002.

Похожие рефераты:

 

 

 

 


Информация о работе Государство как субъект международного частного права