Государственное и международное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Вопрос о государственном регулировании внешней торговли открыт еще со времен меркантилистов и до сих пор не получил однозначного ответа. С одной стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.
Невозможно полностью исключить из международной торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами. Активное участие государства во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности 6
1.1. Торгово-экономическая политика стран и торговые ограничения 6
1.2. Методы регулирования внешней торговли 7
1.3. Государственное стимулирование экспорта 12
Глава 2. Международное движение капитала и динамика экономического роста 14
2.1. Современные тенденции международного движения капитала 14
2.2. Проблемы взаимозависимости экономического роста и международной миграции капитала 16
2.3. Механизмы регулирования международных потоков капитала в условиях глобализирующейся мировой экономики 23

Файлы: 1 файл

2746.3 Курс. Мировая экономика.docx

— 83.90 Кб (Скачать файл)
 

 

     

     Содержание 

Введение 3

Глава 1. Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности 6

1.1. Торгово-экономическая политика стран и торговые ограничения 6

1.2. Методы регулирования внешней торговли 7

1.3. Государственное стимулирование экспорта 12

Глава 2. Международное движение капитала и динамика экономического роста 14

2.1. Современные тенденции международного движения капитала 14

2.2. Проблемы взаимозависимости экономического роста и международной миграции капитала 16

2.3. Механизмы регулирования международных потоков капитала в условиях глобализирующейся мировой экономики 23

Заключение 29

Список источников и литературы 30 

 

     

     Введение

     Актуальность. Вопрос о государственном регулировании внешней торговли открыт еще со времен меркантилистов и до сих пор не получил однозначного ответа. С одной стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.

     Невозможно  полностью исключить из международной  торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы  они мешали развитию торговли между  странами. Активное участие государства  во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной  торговли в целом.

     Проблемы  экономического роста занимают в  настоящее время центральное  место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями  разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени  разрешить проблему, с которой  сталкивается любая хозяйственная  система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

     Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный  экономический рост не всегда говорит  о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической  деградации.

     Экономический рост в масштабе всего общественного  производства представлен увеличением  годового объема производства товаров  и услуг.

     На  макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются:

     - рост объема ВВП или национального  дохода (НД),

     - темпы роста ВВП и НД в  расчете на душу населения,

     темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

     Характер  и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие  при этом происходят структурные  изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни  страны и ее перспективах.

     Мировой опыт показывает, что при становлении  рыночной экономики происходит структурная  перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

     Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в  том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой  области. Руководствуясь реальными  экономическими процессами, надо сформировать цели развития, а с другой - способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций  его последствий в прогнозируемом периоде.

     Современные условия хозяйствования требуют  максимального расширения сферы  и совершенствования методов  прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и  планов, тем более весомым будет  их вклад в социально - экономическое  развитие. Проблема экономического роста  является очень актуальной и на сегодняшний  день.

     Экономическое развитие выступает как результат  взаимодействия многих факторов - экономических, а также политических и социальных. В зависимости от окружающих условий, в которых находится экономика, один из факторов может выступать  основным источником роста. Рывок в  росте первоначально может основываться на сырьевых факторах и направляться торговлей. Позднее технологии и  нововведения могут стать основным средством экономического развития. В большинстве случаев процесс  развивается нелинейно, страны часто  показывают смешанные средства экономического роста. Элементы роста экономики  взаимосвязаны, и успех в одном  из них может способствовать успешному  использованию другого.

     Основными задачами данной работы являются анализ теорий экономического роста и международного движения капитала, а также особенности  международного движения капитала в  современных условиях.

     Экономический рост и международные потоки капитала влекут за собой возрастание материального  изобилия и отвечают принципам минимизации  издержек, к которым стремится все человечество. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне. Экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что; во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии.

     Целью данной работы является изучение двух вопросов, входящих в сферу вопрос мировой экономики.

     Поставленная  цель потребовала выполнения следующих  задач:

     - дать характеристику государственного и международного регулирования внешней торговли: проблемы и возможности;

     - описать международное движение капитала и динамика экономического роста;

     - сделать выводы по теме исследования.

     В ходе решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, методы сравнения  и обобщения, метод классификации.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

      Глава 1. Государственное и международное регулирование внешней торговли: проблемы и возможности

     1.1. Торгово-экономическая политика стран и торговые ограничения

 

     Внешнеторговая  политика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

     Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается  на основе свободных рыночных сил  спроса и предложения.

     Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.1

     Дилемма, что лучше — протекционизм, который  дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с  международными, — предмет многовекового  спора среди экономистов и  политиков. В различные периоды  истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных  форм. В 50-60-е годы для международной  экономики был характерен отход  от протекционизма в сторону большей  либерализации и свободы внешней  торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали  отгораживаться друг от друга все  более изощренными тарифными  и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

     Правда, при этом современный протекционизм  концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это  области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это  экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся  стран между собой — это  товары традиционного экспорта.

     Развитие  протекционистских тенденций позволяет  выделить несколько форм протекционизма:

     • селективный протекционизм —  направлен против отдельных стран  или отдельных товаров;

     • отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего  сельское хозяйство, в рамках аграрного  протекционизма;

     • коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении  стран, в них не входящих;

     • скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической  политики.

     В рамках торговой политики тесно переплетаются  экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает  преимущественно экономические  предпосылки и последствия осуществления  мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких  как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

     Инструменты государственного регулирования международной  торговли по своему характеру делятся  на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные  инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости  либо ограничить импорт, либо форсировать  экспорт.

     Основная  задача государства в области  международной торговли - помочь экспортерам  вывезти как можно больше своей  продукции, сделав их товары более конкурентными  на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов  государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть  методов имеет своей задачей  форсирование экспорта.2

Информация о работе Государственное и международное регулирование внешней торговли