Дипломатический иммунитет и привилегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1. Теоретическое обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
2. Основные понятия дипломатического и консульского права
3. Органы внешних сношений
4. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Привилегии и иммунитеты применяются как к дипломатической миссии, ее функциям, так и к отдельно взятому человеку.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................4
1.Дипломатический иммунитет и привилегии в теории......................................6
1.1.Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов................................6
1.2.Теория экстерриториальности..........................................................................9
1.3.Теория представительского характера посла...............................................11
1.4.Теория дипломатических функций................................................................12
2.Основные понятия дипломатического права...................................................15
3.Органы внешних сношений...............................................................................22
4.Дипломатические привилегии и иммунитеты.................................................25
4.1.Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства...........25
4.2.Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов.....................................................................................26
Заключение.............................................................................................................29
Список используемой литературы.......................................................................30

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

Все органы внешних сношений любого государства подразделяются на две большие группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся  на территории данного государства  и в свою очередь разделяются  на конституционные и специализированные. Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо  предусмотрено конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых, специализированных органов внешних сношений оформляется  также актами внутреннего права, однако само их появление зависит  в определенной степени от существования  соответствующих международных  договоров, на основании которых  данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области. Иногда такие органы называю еще “конвенционными”, что не представляется оправданным.

К внутригосударственным  конституционным органам внешних  сношений относятся высший законодательный  орган (парламент), глава государства, правительство, глава правительства, ведомство иностранных дел).  Эти  органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование  их деятельности.

Традиционными полномочиями парламентов в области внешних  сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация международных договоров, определение расходов на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран предусмотрена  подотчетность правительства парламенту в вопросах внешних сношений, проводятся парламентские дебаты по вопросам внешней  политики и дипломатии, практикуются запросы депутатов правительству  или отдельным его членам (интерпелляция). Существуют и непосредственные формы  участия парламентов в международном  общении: парламентские делегации  в другие государства, зарубежные поездки  и встречи отдельных парламентариев, участие парламентских делегаций  в работе Европарламента и др. Согласно ст. 106 Конституции РФ "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам...  ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации."[5, с. 33]. Более подробно внешнеполитические функции российского Федерального собрания определены в главе 24 Регламента Совета Федерации и главе 24 Регламента Государственной Думы.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства  в международных отношениях. Разделенная  между главой государства и парламентом  компетенция включает такие, например, вопросы, как объявление войны, ратификация  международных договоров и др. Ряд полномочий составляет исключительную компетенцию главы государства в области внешних сношений. Обычно именно этот орган официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного государства в других странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников иностранных государств. Особенностью правового положения главы государства в международном общении является то, что он без специальных полномочий лично встречается с главами других государств, ведет с ними переписку и переговоры. Согласно международному праву, глава государства (равно как и глава правительства и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности).

Ст.80 российской Конституции указывает, что "Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях". Согласно ст.86 Конституции президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.[5, с. 25].

Глава правительства и  правительство в целом являются органами внешних сношений, в деятельности которых наиболее тесно переплетаются  функции руководства и практического  осуществления внешнеполитического  курса государства. Именно правительства  намечают основные направления внешней  политики и вносят соответствующие  предложения на рассмотрение и утверждение  парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями. Конституция РФ (п."д" части 1 ст. 114) определяет компетенцию в области внешних сношений Правительства в самом общем виде. Установлено, что Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.[5, с. 36].

В структуре правительства  в этой связи выделяется ведомство  иностранных дел - орган непосредственного  оперативного руководства внешними сношениями государства. Повседневная оперативная деятельность в области  внешних сношений проводиться дипломатической  службой государства, ее центральным  аппаратом и заграничными учреждениями, входящими в состав ведомства  иностранных дел. Типичными функциями  ведомств иностранных дел являются: непосредственное представительство  и защита интересов государства, равно как и его прав, в международном  общении; поддержание установленных  по соглашению между правительствами  дипломатических и консульских  отношений; осуществление по поручению  своего правительства связей и отношений, вытекающих из членства государства  в международных организациях и  участия в работе международных  конференций; дача руководящих указаний, наблюдение и контроль за деятельностью  всех дипломатических, консульских  и иных официальных представительств государства за рубежом; обработка  поступающей информации от заграничных  представительств, используемой как  в текущих оперативных целях, так и для планирования и прогнозирования  внешнеполитических шагов; поддержание  связей и ведение переговоров  с иностранными дипломатическими представительствами, аккредитованными в данной стране, а также специальными миссиями и  делегациями, прибывающими для ведения  переговоров и (или) заключения договоров.

Специальные внутригосударственные  органы внешних сношений представляют государство только в одной более-менее  обширной области его внешних  связей. Примером может служить министерство внешней торговли, существующее в  структуре правительств многих государств. Оно осуществляет специальное руководство  внешнеэкономическими экспортно-импортными связями государства. Специальными внутригосударственными органами внешних сношений могут быть другие министерства и ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством.

Зарубежные органы внешних  сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и временные. К первой группе относятся дипломатические  представительства государств, аккредитованные  в станах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при  международных организациях.

К временным зарубежным органам  внешних сношений относятся различные  специальные миссии, направляемые в  другие государства для участия  в церемониальных мероприятиях, ведения  переговоров и др.; делегации и  группы наблюдателей на международных  конференциях; делегации для участия  в работе сессий международных организаций  и их органов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНЫ  ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством  которых осуществляются его связи  с другими государствами и  иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные  и зарубежные. Внутригосударственные  в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей  компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это:

Президент РФ, Федеральное  Собрание, состоящее из двух палат  — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.

Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства, как  глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент:

а)осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б)ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в)подписывает ратификационные грамоты;

г)принимает верительные  грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.[5, с. 27].

Федеральное Собрание как  представительный и законодательный  орган Российской Федерации принимает  законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации  и денонсации международных договоров  РФ, статуса и защиты Государственной  границы РФ, войны и мира. К  ведению Совета Федерации относится  решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  РФ за пределами ее территории.

Правительство Российской Федерации  согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "О Правительстве  Российской Федераци" осуществляет меры по обеспечению реализации внешней  политики Российской Федерации.

От имени Правительства  подготавливаются и заключаются  международные договоры РФ, именуемые  межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и  подписывает такие договоры. К  компетенции Правительства относятся  утверждение, принятие договоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных  договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях, осуществляет регулирование и государственный  контроль в сфере внешнеэкономической  деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного  сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам  внешних сношений Российской Федерации  относится ряд федеральных министерств  и ведомств (Министерство иностранных  дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная  служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Зарубежные органы внешних сношений - это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения торговые представительства, представительства при международных  организациях) и временные (делегации  государств на сессиях международных  организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость  к юрисдикции, предоставляются как  зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства  и привилегии и иммунитеты дипломатических  агентов.

4.1.Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства

Дипломатическому представительству  как органу аккредитующего государства  на территории государства пребывания в соответствии с международным  правом и национальным законодательством  предоставляются особые льготы, преимущества.

В соответствии со ст. 22 Венской  конвенции о дипломатических  сношениях помещения представительства  неприкосновенны. Власти государства  пребывания не могут вступать в эти  помещения без согласия главы  представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них  имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Согласно Конвенции государство  пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных  целей. С этим связано право представительства  использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки  и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным  правом Таможенный кодекс РФ предусматривает  таможенные льготы для дипломатических  представительств при ввозе в  нашу страну и вывозе из страны предназначенных  для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст.202).[8, с. 71].

В отношении помещений  представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено  освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его  главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства  на принадлежащих им помещениях и  средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство  пребывания специальную, как сказано в ч.2 ст.22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п."н" ст.12).

Информация о работе Дипломатический иммунитет и привилегии